Общие обязанности военнослужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Общие обязанности военнослужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Денежное довольствие военнослужащих" Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"Однако постановленные по делу приговор и последующие решения судов апелляционной и кассационной инстанций не содержат выводов, что Брегвадзе О.В. в период прохождения военной службы не имела намерения исполнять и фактически не исполняла обязанности военной службы (общие, должностные, специальные), желая незаконно получать денежное довольствие.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взыскание необоснованно выплаченного денежного довольствия: решение проблем посредством конституционного правосудия
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Сама по себе общая обязанность военнослужащего строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), безусловно, предполагает знание каждым военнослужащим нормативных правовых актов Российской Федерации, но лишь в объеме установленного для данной категории военнослужащих правового минимума (ст. 77, 83 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), т.е. в пределах, необходимых в первую очередь для осуществления служебной деятельности самого военнослужащего (с учетом его должностных обязанностей и сферы приложения его воинского труда).
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Сама по себе общая обязанность военнослужащего строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ; ст. 16 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), безусловно, предполагает знание каждым военнослужащим нормативных правовых актов Российской Федерации, но лишь в объеме установленного для данной категории военнослужащих правового минимума (ст. 77, 83 и 161 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации), т.е. в пределах, необходимых в первую очередь для осуществления служебной деятельности самого военнослужащего (с учетом его должностных обязанностей и сферы приложения его воинского труда).
Статья: О некоторых спорных вопросах военно-судебной практики по уголовным делам
(Харитонов С.С., Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)Как показал потерпевший в судебном заседании суда второй инстанции, он был выписан из лечебного подразделения в связи с полным выздоровлением, жалоб на состояние здоровья не имел и в дальнейшем у врача не наблюдался, исполняя общие обязанности военнослужащего, а по истечении трех дней и с привлечением к нарядам.
(Харитонов С.С., Смирнов Д.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2021, N 4)Как показал потерпевший в судебном заседании суда второй инстанции, он был выписан из лечебного подразделения в связи с полным выздоровлением, жалоб на состояние здоровья не имел и в дальнейшем у врача не наблюдался, исполняя общие обязанности военнослужащего, а по истечении трех дней и с привлечением к нарядам.
Нормативные акты
Ситуация: Кто и на каких условиях может служить по контракту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обязанность лица добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством РФ;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обязанность лица добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательством РФ;
Статья: Понятие и элементы правового статуса граждан как субъектов обеспечения обороны страны и безопасности государства
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)15. Романов П.И. Общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил СССР / П.И. Романов. М.: ВПА, 1965. 54 с.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 12)15. Романов П.И. Общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил СССР / П.И. Романов. М.: ВПА, 1965. 54 с.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 28.06.2016) <1> дано разъяснения о том, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Нормы гл. 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Данные признаки позволяют отнести любой спор между указанными субъектами публичной власти как связанный с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей к административному (публичному) правовому спору. Так, к делам, возникающим из публичных правоотношений, судебная практика относит споры военнослужащих, в отношении которых принято решение, содержащее властное волеизъявление должностных лиц воинских частей, влекущее возникновение, изменение, прекращение субъективных прав, защита которых обеспечивается способами защиты, аналогичными предусмотренным в ст. 12 ГК РФ, например взысканием денежного довольствия, восстановлением нарушенных прав, связанных с предоставлением жилья и социальной поддержки <2>. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите в порядке, который соответствует делам, возникающим из публичных правоотношений. При этом КС РФ исходит из того, что право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие) по своей природе относится к имущественным правам, является формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы. Военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обуславливаются правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих. Поэтому субъективные права и обязанности, возникающие при реализации права на труд военнослужащих, носят публично-правовой характер, соответствующий публичным правоотношениям. Механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего в связи с получением денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу обеспечивается производством по делам, возникающим из публичных правоотношений, обеспечивающим справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией РФ, в том числе ее ст. 8, 35, 37, 45, 46, 55 и 59 <3>. Указанный подход нашел отражение в разъяснениях, изложенных в п. 5 Постановления ВС РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" <4>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (в ред. от 28.06.2016) <1> дано разъяснения о том, что военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов, а военнослужащие являются носителями публичной власти. В связи с этим правоотношения, связанные с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми. Нормы гл. 22 КАС РФ применяются, когда требования военнослужащих непосредственно вытекают из военно-служебных правоотношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Данные признаки позволяют отнести любой спор между указанными субъектами публичной власти как связанный с исполнением военнослужащими общих, должностных и специальных обязанностей к административному (публичному) правовому спору. Так, к делам, возникающим из публичных правоотношений, судебная практика относит споры военнослужащих, в отношении которых принято решение, содержащее властное волеизъявление должностных лиц воинских частей, влекущее возникновение, изменение, прекращение субъективных прав, защита которых обеспечивается способами защиты, аналогичными предусмотренным в ст. 12 ГК РФ, например взысканием денежного довольствия, восстановлением нарушенных прав, связанных с предоставлением жилья и социальной поддержки <2>. При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, право военнослужащего на получение денежного довольствия подлежит защите в порядке, который соответствует делам, возникающим из публичных правоотношений. При этом КС РФ исходит из того, что право военнослужащего на вознаграждение за исполнение обязанностей военной службы (денежное довольствие) по своей природе относится к имущественным правам, является формой вознаграждения за труд в особой сфере государственной службы. Военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения военной службы, которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы, непосредственно связанный с защитой Отечества, обеспечением обороны и безопасности государства. Этим обуславливаются правовой статус военнослужащих, специфический характер воинской дисциплины, необходимость некоторых ограничений прав и свобод, устанавливаемых федеральным законодательством в отношении военнослужащих. Поэтому субъективные права и обязанности, возникающие при реализации права на труд военнослужащих, носят публично-правовой характер, соответствующий публичным правоотношениям. Механизм судебной защиты имущественных прав военнослужащего в связи с получением денежного довольствия в качестве вознаграждения за службу обеспечивается производством по делам, возникающим из публичных правоотношений, обеспечивающим справедливый баланс между правами военнослужащего и правомерными интересами общества и государства, основанный на конституционно значимых целях и ценностях, защищаемых Конституцией РФ, в том числе ее ст. 8, 35, 37, 45, 46, 55 и 59 <3>. Указанный подход нашел отражение в разъяснениях, изложенных в п. 5 Постановления ВС РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" <4>.