Общественные слушания ОВОС



Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные слушания ОВОС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2023 N 88а-17322/2023 по делу N 2а-437/2023 (УИД 42RS0008-01-2022-003850-72)
Категория: Споры с Росприроднадзором.
Требования: О признании незаконным приказа.
Обстоятельства: Приказ принят с нарушением установленного законом порядка, то есть без учета рассмотрения замечаний и предложений актуальных общественных слушаний и заключения комиссии по оценке воздействия проекта на окружающую среду.
Решение: Отказано.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта согласился с выводами суда первой инстанции. Судебная коллегия указала, что передача экспертной комиссии документов без предоставления результатов общественных обсуждений (публичных слушаний) материалов по оценке воздействия на окружающую среду от 27 января 2020 г. свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей АО "Черниговец" и не свидетельствует о незаконности оспариваемого приказа.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2025 N 20АП-1274/2025 по делу N А62-827/2024
Требование: О взыскании стоимости фактически выполненных работ по договору подряда, признании недействительным требования об уплате денежных средств по банковской гарантии, исполненными обязательств, взыскании убытков в виде необоснованно списанных денежных средств по банковской гарантии и комиссии банка.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Исходя из указанных норм, суд сделал обоснованный вывод, что хотя по результатам публичных слушаний и могут вноситься необходимые корректировки, тем не менее понятие "предварительные материалы ОВОС", которые выносятся на обсуждение, должны соответствовать установленным требованиям и не содержать каких-либо дефектов, поскольку сами по себе публичные слушания проводятся не в целях устранения этих дефектов, а в целях либо утверждения представленных материалов без замечаний (и в этом случае раздел ОВОС не должен иметь каких-либо дефектов) либо - внесения изменений и дополнений, исходя из интересов неопределенного круга лиц, что объективно может быть установлено лишь в процессе таких слушаний, но не касается вопросов нормативного оформления раздела проекта.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Правовой режим экологических троп в особо охраняемых природных территориях России: проблемы и пути решения
(Анисимов А.П., Резванова Л.А.)
("Экологическое право", 2025, N 2)
6) в настоящий момент уже формируется судебная практика по поводу режима использования экотроп. Во-первых, следует выделить решения судов об обязывании органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (и дирекций ООПТ) произвести расчет предельно допустимой рекреационной емкости территории заказников или иных региональных ООПТ, с проведением общественных слушаний по материалам ОВОС по проектам создания экологических троп <8>; возложении обязанности на такие органы создать и оборудовать экотропы в установленный решением суда срок <9>. Во-вторых, можно выделить дела о привлечении к административной ответственности по ст. 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <10> (далее - КоАП РФ) юридических лиц (в частности, ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш") за осуществление рекреационной деятельности за пределами специально предусмотренных для этого мест (самовольно проложен туристический маршрут, организовано проведение массовых мероприятий вне специально отведенных мест) <11>. В-третьих, в судебной практике есть дела о привлечении к административной ответственности (ст. 8.39 КоАП РФ) граждан, организовавших экскурсию в заказнике на экотропе без согласования природоохранных органов <12>. Разновидностью этой категории дел являются решения о привлечении граждан к ответственности за нахождение в заповеднике на экотропе без разрешения <13>;
Статья: Тенденции развития зарубежного законодательства об охране окружающей среды
(Сакович О.М.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2023, N 4)
Подготовка отчета о возможном воздействии осуществляется физическим и (или) юридическим лицом, имеющим лицензию на выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды (далее - составитель отчета). Организацию и финансирование работ по оценке воздействия на окружающую среду и подготовке проекта отчета о возможном воздействии обеспечивает инициатор оценки за свой счет. По завершении разработки проекта отчета о возможном воздействии инициатор оценки или составитель проекта, действующий по договору с инициатором, направляет проект отчета в уполномоченный орган охраны окружающей среды. Регулируется проведение общественных слушаний по проекту отчета, в том числе повторных. В случае несогласия инициатора с высказанными в ходе слушаний замечаниями спорные вопросы разрешаются экспертной комиссией - коллегиальным, консультативно-совещательным органом, созываемым для рассмотрения каждого проекта отчета о возможном воздействии на окружающую среду. Инициатор оценки и члены экспертной комиссии вправе приглашать на заседания независимых экспертов из числа научных работников и признанных специалистов-практиков. Решения экспертной комиссии принимаются не менее чем 2/3 голосов всех ее членов.
показать больше документов

Нормативные акты

<Письмо> Росприроднадзора от 21.06.2021 N МК-05-01-27/19075
"О разъяснении требований законодательства"
б) по предварительным материалам ОВОС (или объекту экологической экспертизы, включая предварительные материалы ОВОС) - не менее 30 календарных дней (без учета дней проведения общественных слушаний).
<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2013 N ВК-08-05-36/7104
"О государственной экологической экспертизе"
Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
показать больше документов