Общественные обсуждения государственная экологическая экспертиза
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественные обсуждения государственная экологическая экспертиза (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 22.06.2023 по делу N 66а-1767/2023 (УИД 67OS0000-01-2022-000496-64)
Об оставлении без изменения решения Смоленского областного суда от 16.02.2023, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления от 02.10.2014 N 680 "О ликвидации памятника природы регионального значения, расположенного на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области".Ссылка апеллянта на то, что принятию оспариваемого нормативного правовых актов предшествовало проведение государственной экологической экспертизы и общественных обсуждений судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное не исключает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовать ликвидацию ООПТ регионального значения с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Об оставлении без изменения решения Смоленского областного суда от 16.02.2023, которым удовлетворено административное исковое заявление о признании недействующим постановления от 02.10.2014 N 680 "О ликвидации памятника природы регионального значения, расположенного на территории муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области".Ссылка апеллянта на то, что принятию оспариваемого нормативного правовых актов предшествовало проведение государственной экологической экспертизы и общественных обсуждений судебной коллегией отклоняется, поскольку указанное не исключает обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации согласовать ликвидацию ООПТ регионального значения с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2024 N 15АП-20970/2023 по делу N А32-55819/2022
Требование: О взыскании пени за просрочку выполнения работ по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено.Как уже было указано, для прохождения и получения положительного заключения ГЭЭ, разработанная проектная документация должна содержать материалы общественных обсуждений с учетом результатов анализа и учета замечаний, предложений и информации в соответствии с п. 4.8. требований. Отдельное рассмотрение других материалов экологической составляющей проекта, без результата слушаний, ввиду вышеуказанных положений бессмысленно, поскольку такие материалы не носят итоговый характер и не исключают возможности их корректировки с учетом будущих слушаний, а также нарушают порядок выполнения работ по Договору.
Требование: О взыскании пени за просрочку выполнения работ по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено.Как уже было указано, для прохождения и получения положительного заключения ГЭЭ, разработанная проектная документация должна содержать материалы общественных обсуждений с учетом результатов анализа и учета замечаний, предложений и информации в соответствии с п. 4.8. требований. Отдельное рассмотрение других материалов экологической составляющей проекта, без результата слушаний, ввиду вышеуказанных положений бессмысленно, поскольку такие материалы не носят итоговый характер и не исключают возможности их корректировки с учетом будущих слушаний, а также нарушают порядок выполнения работ по Договору.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проектная документация на проведение капитального ремонта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7) материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами, организованных органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)7) материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами, общественными объединениями и другими негосударственными некоммерческими организациями, юридическими лицами, организованных органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов РФ;
Статья: Влияние органов местного самоуправления на сохранение окружающей среды в ходе недропользования
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме опроса) по объекту государственной экологической экспертизы - проектной документации "Корректировка проекта отработки запасов угля участка недр "Октябрьский" ООО "Разрез Пермяковский", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду на территории Беловского муниципального округа Кемеровской области от 4 февраля 2022 г. URL: https://www.belovorn.ru/ekonomika/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy.php (дата обращения: 15.03.2022).
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме опроса) по объекту государственной экологической экспертизы - проектной документации "Корректировка проекта отработки запасов угля участка недр "Октябрьский" ООО "Разрез Пермяковский", включая материалы оценки воздействия на окружающую среду на территории Беловского муниципального округа Кемеровской области от 4 февраля 2022 г. URL: https://www.belovorn.ru/ekonomika/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy/obshchestvennye-obsuzhdeniya-v-forme-obshchestvennykh-slushaniy.php (дата обращения: 15.03.2022).
Нормативные акты
Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6. Заказчик вправе представить документы и (или) документацию на государственную экологическую экспертизу до завершения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, за исключением проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, при условии представления документов и (или) документации, предусмотренных абзацами вторым и пятым пункта 1 настоящей статьи (в случае доработки таких документов и (или) документации), не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
(ред. от 08.08.2024)
"Об экологической экспертизе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)6. Заказчик вправе представить документы и (или) документацию на государственную экологическую экспертизу до завершения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, за исключением проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, при условии представления документов и (или) документации, предусмотренных абзацами вторым и пятым пункта 1 настоящей статьи (в случае доработки таких документов и (или) документации), не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Федеральный закон от 25.12.2023 N 673-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"6. Заказчик вправе представить документы и (или) документацию на государственную экологическую экспертизу до завершения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, за исключением проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, при условии представления документов и (или) документации, предусмотренных абзацами вторым и пятым пункта 1 настоящей статьи (в случае доработки таких документов и (или) документации), не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
(ред. от 31.07.2025)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"6. Заказчик вправе представить документы и (или) документацию на государственную экологическую экспертизу до завершения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, за исключением проведения государственной экологической экспертизы документов и (или) документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность в области аквакультуры, отнесенных к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, при условии представления документов и (или) документации, предусмотренных абзацами вторым и пятым пункта 1 настоящей статьи (в случае доработки таких документов и (или) документации), не позднее чем за двадцать рабочих дней до дня окончания срока проведения государственной экологической экспертизы.
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)К вопросам местного значения муниципального, городского округа, муниципального района отнесены организация и проведение общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 2)К вопросам местного значения муниципального, городского округа, муниципального района отнесены организация и проведение общественных обсуждений планируемой хозяйственной и иной деятельности.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Производство рекультиванта по вновь разработанной документации на его производство и дальнейшая рекультивация земель с его использованием предполагает прохождение необходимых процедур, лабораторных исследований и согласований по разработке документации на технологию производства рекультиванта, обосновывающей возможность и безопасность как самого производства, так и готового продукта для целей рекультивации; разработку документов (раздела ОВОС), прохождение процедур (общественные обсуждения проектной документации; общественные обсуждения материалов ОВОС, наличие публикаций в официальных изданий, протоколов слушаний) и согласований, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы; получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Производство рекультиванта по вновь разработанной документации на его производство и дальнейшая рекультивация земель с его использованием предполагает прохождение необходимых процедур, лабораторных исследований и согласований по разработке документации на технологию производства рекультиванта, обосновывающей возможность и безопасность как самого производства, так и готового продукта для целей рекультивации; разработку документов (раздела ОВОС), прохождение процедур (общественные обсуждения проектной документации; общественные обсуждения материалов ОВОС, наличие публикаций в официальных изданий, протоколов слушаний) и согласований, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы; получение положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Статья: Меры государственной поддержки муниципальных образований в сфере недропользования (на примере Кемеровской области - Кузбасса)
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме слушаний) по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" и объекту государственной экологической экспертизы: Проектной документации "Технический проект разработки Бачатского каменноугольного месторождения в границах лицензии КЕМ 11703 ТЭ и первой очереди освоения лицензии КЕМ 01613 ТР филиала АО "УК "Кузбассразрезуголь" "Бачатский угольный разрез". Дополнение N 4", предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. URL: https://www.belovo42.ru/media/docs/2020_08_20_166234.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
(Иванова Л.М., Балаян Э.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<2> Протокол общественных обсуждений (в форме слушаний) по вопросам намечаемой деятельности АО "УК "Кузбассразрезуголь" и объекту государственной экологической экспертизы: Проектной документации "Технический проект разработки Бачатского каменноугольного месторождения в границах лицензии КЕМ 11703 ТЭ и первой очереди освоения лицензии КЕМ 01613 ТР филиала АО "УК "Кузбассразрезуголь" "Бачатский угольный разрез". Дополнение N 4", предварительным материалам оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности. URL: https://www.belovo42.ru/media/docs/2020_08_20_166234.pdf (дата обращения: 10.12.2022).
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Не менее негативно сказывается правовое регулирование, необоснованно упрощающее принятие таких решений. В правоприменительной практике нередки случаи уменьшения площади, ликвидации ООПТ на основании решения, принятого без проведения экологического обследования ООПТ, государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ, утрату ООПТ их особого природоохранного значения (статуса), без общественных обсуждений с населением, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Не менее негативно сказывается правовое регулирование, необоснованно упрощающее принятие таких решений. В правоприменительной практике нередки случаи уменьшения площади, ликвидации ООПТ на основании решения, принятого без проведения экологического обследования ООПТ, государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих изменение границ, площади или упразднение ООПТ, утрату ООПТ их особого природоохранного значения (статуса), без общественных обсуждений с населением, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность в области охраны окружающей среды.