Общественная организация без регистрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Общественная организация без регистрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2023 по делу N 88-5769/2023 (УИД 05RS0021-01-2021-002823-75)
Категория спора: Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования потерпевшего: 1) О признании сведений не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об обязании опровергнуть сведения, не соответствующие действительности.
Обстоятельства: Истцы указывают на распространение ответчиком не соответствующих действительности негативных сведений, которые умаляют честь и достоинство истцов.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, положениями статей 21, 23, 29, 123 Конституции Российской Федерации, статей 150, 151, 1100 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 12, 56, 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что обстоятельства распространения ответчиком не соответствующих действительности сведений, которые умаляют честь и достоинство истцов, подтверждены исследованными доказательствами; в рассматриваемой ситуации семантическим анализом установлено, что высказывания С.С. были направлены в адрес отсутствующей Б.С. и присутствовавших на собрании Р., Б.Г. и К. без упоминания их имен; отсутствие регистрации общественной организации "Каспийск - наш город" не может являться препятствием для защиты их чести и достоинства истцов.
Категория спора: Причинение морального вреда, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Требования потерпевшего: 1) О признании сведений не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство и деловую репутацию; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об обязании опровергнуть сведения, не соответствующие действительности.
Обстоятельства: Истцы указывают на распространение ответчиком не соответствующих действительности негативных сведений, которые умаляют честь и достоинство истцов.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о частичном удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, положениями статей 21, 23, 29, 123 Конституции Российской Федерации, статей 150, 151, 1100 Гражданского Кодекса Российской Федерации, статей 12, 56, 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что обстоятельства распространения ответчиком не соответствующих действительности сведений, которые умаляют честь и достоинство истцов, подтверждены исследованными доказательствами; в рассматриваемой ситуации семантическим анализом установлено, что высказывания С.С. были направлены в адрес отсутствующей Б.С. и присутствовавших на собрании Р., Б.Г. и К. без упоминания их имен; отсутствие регистрации общественной организации "Каспийск - наш город" не может являться препятствием для защиты их чести и достоинства истцов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Что касается религиозных объединений, то они могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Их правовое положение регулируется Федеральным законом 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Главным отличием религиозной группы от религиозной организации является осуществление ею своей деятельности без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Таким образом, создание некоторых общественных организаций и религиозных объединений возможно без образования юридического лица.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Что касается религиозных объединений, то они могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций. Их правовое положение регулируется Федеральным законом 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Главным отличием религиозной группы от религиозной организации является осуществление ею своей деятельности без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Таким образом, создание некоторых общественных организаций и религиозных объединений возможно без образования юридического лица.
Статья: Частное лицо как субъект административного права
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Представленная система субъектов административного права характеризуется своим открытым характером. По отдельным классификационным позициям она может быть конкретизирована и уточнена. Так, организации, участвующие в административно-правовых отношениях как частные лица, могут быть классифицированы дальше по различным основаниям: по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности и др. В частности, исходя из основной цели деятельности организации делятся на коммерческие и некоммерческие. В зависимости от своих организационно-правовых форм некоммерческие организации, имеющие форму юридического лица, могут быть подразделены на общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и др. К организациям без образования юридического лица относятся: общественные движения; органы общественной самодеятельности, религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации, и др.
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)Представленная система субъектов административного права характеризуется своим открытым характером. По отдельным классификационным позициям она может быть конкретизирована и уточнена. Так, организации, участвующие в административно-правовых отношениях как частные лица, могут быть классифицированы дальше по различным основаниям: по их целям, форме собственности, территориальным масштабам деятельности и др. В частности, исходя из основной цели деятельности организации делятся на коммерческие и некоммерческие. В зависимости от своих организационно-правовых форм некоммерческие организации, имеющие форму юридического лица, могут быть подразделены на общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и др. К организациям без образования юридического лица относятся: общественные движения; органы общественной самодеятельности, религиозные группы, осуществляющие деятельность без государственной регистрации, и др.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017)4. При применении норм Закона о защите прав потребителей к спорам, возникшим в связи с несвоевременной выплатой страхового возмещения по договору имущественного страхования, следует учитывать, что отсутствие у гражданина регистрации в качестве индивидуального предпринимателя само по себе не означает, что застрахованное имущество использовалось им исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017)4. При применении норм Закона о защите прав потребителей к спорам, возникшим в связи с несвоевременной выплатой страхового возмещения по договору имущественного страхования, следует учитывать, что отсутствие у гражданина регистрации в качестве индивидуального предпринимателя само по себе не означает, что застрахованное имущество использовалось им исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2014 N 10-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева"В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздержаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из общественных объединений (часть первая); создание общественных объединений способствует реализации права и законных интересов граждан (часть вторая); создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (часть четвертая).
"По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 2 и пункта 7 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", части шестой статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" и части 1 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, фонда "Костромской центр поддержки общественных инициатив", граждан Л.Г. Кузьминой, С.М. Смиренского и В.П. Юкечева"В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об общественных объединениях" право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздержаться от вступления в них, а также беспрепятственно выходить из общественных объединений (часть первая); создание общественных объединений способствует реализации права и законных интересов граждан (часть вторая); создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (часть четвертая).
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Такое толкование права на объединение далее зафиксировано в Федеральном законе 1995 г. "Об общественных объединениях", здесь в еще большей мере подчеркивается его представительский характер, служение интересам граждан - в привязке именно к формализации данного права, созданию общественных объединений. В ст. 3 говорится, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Такое толкование права на объединение далее зафиксировано в Федеральном законе 1995 г. "Об общественных объединениях", здесь в еще большей мере подчеркивается его представительский характер, служение интересам граждан - в привязке именно к формализации данного права, созданию общественных объединений. В ст. 3 говорится, что право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном указанным Законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Эти положения в полной мере касаются и общественных организаций в сфере охраны здоровья, которые создаются для реализации прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов. Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном указанным Законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Эти положения в полной мере касаются и общественных организаций в сфере охраны здоровья, которые создаются для реализации прав и законных интересов граждан в сфере охраны здоровья.
Статья: О нормативном содержании термина "субъект гражданского права третьей категории" в Китае
(Ха Шуцзюй, Ню Даньтун)
("Закон", 2022, N 9)Некорпоративная организация имеет следующие существенные характеристики: у нее нет статуса юридического лица; она может заниматься гражданской деятельностью от своего имени; она является общественной организацией, организации профессионального обслуживания также являются некорпоративными. Ученые пытались объяснить содержание и объем понятия "некорпоративная организация" с разных точек зрения. Профессор Ян Лисинь считает, что некорпоративные организации имеют следующие отличительные юридические характеристики: во-первых, это общественные организации, отличные от юридических лиц; во-вторых, они имеют собственные независимые названия; в-третьих, у них есть своя специфика гражданской деятельности; в-четвертых, некорпоративные организации являются самостоятельными субъектами гражданского права <6>. Профессор Чжан Синьбао считает, что понимание сути некорпоративной организации должно быть проанализировано с точки зрения не только законов и правил, но и базовой теории системы субъектов гражданского права. Термин "некорпоративная организация" в законодательстве не имеет четкого определения. При комплексном рассмотрении организации как некорпоративной должны быть соблюдены следующие пять требований: наличие специального закона, определяющего конкретную правовую категорию организации; отсутствие статуса юридического лица; регистрация в установленном законом порядке; наличие определенной степени организованности; обладание независимостью при реализации субъективных прав и несении обязанностей <7>. Профессор Го Жуй считает, что некорпоративная организация - это общественная организация, отличная от физического лица, она не имеет статуса юридического лица, обладает соответствующей гражданской правоспособностью и дееспособностью. Хотя в доктрине значение названного термина рассматривается с разных точек зрения, в целом оно соответствует положениям Гражданского кодекса в отношении некорпоративной организации. Согласно п. 2 ст. 102 ГК КНР к некорпоративным организациям относятся индивидуальные предприниматели, товарищества, организации профессионального обслуживания, не являющиеся юридическими лицами, и т.п. Перечень некорпоративных организаций в законодательстве является открытым.
(Ха Шуцзюй, Ню Даньтун)
("Закон", 2022, N 9)Некорпоративная организация имеет следующие существенные характеристики: у нее нет статуса юридического лица; она может заниматься гражданской деятельностью от своего имени; она является общественной организацией, организации профессионального обслуживания также являются некорпоративными. Ученые пытались объяснить содержание и объем понятия "некорпоративная организация" с разных точек зрения. Профессор Ян Лисинь считает, что некорпоративные организации имеют следующие отличительные юридические характеристики: во-первых, это общественные организации, отличные от юридических лиц; во-вторых, они имеют собственные независимые названия; в-третьих, у них есть своя специфика гражданской деятельности; в-четвертых, некорпоративные организации являются самостоятельными субъектами гражданского права <6>. Профессор Чжан Синьбао считает, что понимание сути некорпоративной организации должно быть проанализировано с точки зрения не только законов и правил, но и базовой теории системы субъектов гражданского права. Термин "некорпоративная организация" в законодательстве не имеет четкого определения. При комплексном рассмотрении организации как некорпоративной должны быть соблюдены следующие пять требований: наличие специального закона, определяющего конкретную правовую категорию организации; отсутствие статуса юридического лица; регистрация в установленном законом порядке; наличие определенной степени организованности; обладание независимостью при реализации субъективных прав и несении обязанностей <7>. Профессор Го Жуй считает, что некорпоративная организация - это общественная организация, отличная от физического лица, она не имеет статуса юридического лица, обладает соответствующей гражданской правоспособностью и дееспособностью. Хотя в доктрине значение названного термина рассматривается с разных точек зрения, в целом оно соответствует положениям Гражданского кодекса в отношении некорпоративной организации. Согласно п. 2 ст. 102 ГК КНР к некорпоративным организациям относятся индивидуальные предприниматели, товарищества, организации профессионального обслуживания, не являющиеся юридическими лицами, и т.п. Перечень некорпоративных организаций в законодательстве является открытым.