Образование земельного участка доступ

Подборка наиболее важных документов по запросу Образование земельного участка доступ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 11.5 "Выдел земельного участка" ЗК РФ"Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 209, 247, 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 1, 5 статьи 11.2, статей 11.5, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 13, 13.1, 14 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, заключение судебной экспертизы N 065/20 от 30 сентября 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что выделенный ответчиками земельный участок с кадастровым номером N имеет признаки чересполосицы, а местоположение контура N является вкрапленным, что создает препятствие в доступе к части исходного земельного участка и его нерациональному использованию, в связи с чем пришел к выводу, что процедура образования спорного земельного участка ответчиков и проект его межевания не соответствуют требованиям, предъявляемым к образованию земельного участка сельскохозяйственного назначения, а, следовательно, подлежат признанию незаконными."
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2023 N 15АП-7253/2023 по делу N А53-30163/2021
Требование: О признании незаконным отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка без торгов, об обязании направить проект договора заявителю.
Решение: Требование удовлетворено.
Данные обстоятельства подтверждаются представленным предпринимателем в материала заключением кадастрового инженера Новиковой М.Б. от 20.01.2023, согласно которому, исходя из фактического расположения железнодорожного тупика "внутри", в массиве исходного земельного участка, образование самостоятельного земельного участка под железнодорожным тупиком приведет к вкрапливанию границ. Если произвести образование земельного участка с доступом с западной стороны исходного земельного участка, образуемый участок будет вклиниваться в исходный (длина образуемого земельного участка намного превышает его ширину, образуется "клин").

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: История одного дела, или Как противостоять захвату дороги
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)
К сожалению, без совершенствования нормативных правовых актов не обойтись. Необходимо внедрение действующего механизма, который воспрепятствовал бы бесконтрольному увеличению площадей земельных участков в результате оказываемых кадастровыми инженерами услуг. А местные администрации должны как минимум своевременно и реально (а не формально) информировать жителей соответствующего муниципального образования о планах по продаже земельных участков с общим доступом.
Статья: Частные и публичные сервитуты при государственной кадастровой оценке земельных участков
(Краснова Т.С., Жестовская Д.А., Силко Н.С., Лепехина О.И.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)
Полагаем, что задачи публичной власти заключаются, во-первых, в создании публично-правовых правил, устанавливающих надлежащие условия образования земельных участков, в том числе с учетом возможности их фактического использования (при наличии доступа к землям общего пользования, при отсутствии вклинивания, вкрапливания, чересполосицы, изломанности границ и т.п.); во-вторых, в контроле за соблюдением этих правил. Например, механизм государственного кадастрового учета предполагает такой публично-правовой контроль. Согласно п. 26 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в частности путем установления сервитута.

Нормативные акты

Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 29.12.2022)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2023)
4.1. В случае, если при рассмотрении заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченным органом выявлены основания, указанные в пунктах 1 - 24, 26 и 27 статьи 7 настоящего Федерального закона, либо пересечение границ земельного участка, образуемого в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, с границами земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, территориальной зоны, населенного пункта, муниципального образования, либо ограничение доступа к иным земельным участкам в случае образования земельного участка в соответствии с данной схемой, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, к которому приложена данная схема. В срок не более пяти рабочих дней со дня принятия указанного решения уполномоченный орган подготавливает и направляет заявителю возможные варианты схемы размещения земельного участка (в том числе с возможным уменьшением площади земельного участка), исключающие обстоятельства, повлекшие приостановление рассмотрения заявления, а также перечень земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом. В решении о приостановлении рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование должны быть указаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия такого решения.
"Обзор судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)
Суд исходил из того, что обществом не доказано, что имелись основания для отказа в постановке на кадастровый учет спорных земельных участков. Общество не представило доказательств, подтверждающих, что раздел исходного земельного участка осуществлен вопреки сложившемуся порядку землепользования и сделал невозможным или существенным образом затруднил эксплуатацию принадлежащих обществу объектов недвижимости, поскольку доступ к ним может быть организован через другие земельные участки. Также суд указал, что сведения о вновь образованных земельных участках носят временный характер, письменное согласие лиц на образование земельных участков в случае, если необходимость такого согласия предусмотрена ЗК РФ, предоставляется при государственной регистрации прав на образованные участки, а не при постановке их на кадастровый учет.