Обращение внепроцессуального характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Обращение внепроцессуального характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 28.06.2023 N 88А-6429/2023 (УИД 05RS0038-01-2022-007790-03)
Процессуальные вопросы: Принято определение о прекращении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Подача жалобы в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует о реализации заявителем своего права на доступ к правосудию, в то же время несогласие С. с содержанием письма заместителя прокурора Республики Дагестан Сайпулаева М.А. от 20 декабря 2021 г. как ответа на обращение, направленного в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", противоречит содержанию ходатайства от 8 ноября 2021 г., которое не носит характер внепроцессуального обращения, напротив, является ходатайством в рамках уголовного производства.
Процессуальные вопросы: Принято определение о прекращении производства по делу.
Решение: Определение оставлено без изменения.Подача жалобы в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует о реализации заявителем своего права на доступ к правосудию, в то же время несогласие С. с содержанием письма заместителя прокурора Республики Дагестан Сайпулаева М.А. от 20 декабря 2021 г. как ответа на обращение, направленного в порядке Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан", противоречит содержанию ходатайства от 8 ноября 2021 г., которое не носит характер внепроцессуального обращения, напротив, является ходатайством в рамках уголовного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконный состав суда как основание отмены приговора суда в апелляционном порядке
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 3)В Кодексе судейской этики в ч. 4 ст. 8 частично раскрывается его содержание применительно к обращениям внепроцессуального характера посредством указания на обстоятельства, связанные с поступившими на рассмотрение делами и иными обстоятельствами, которые могут привести к возникновению личной заинтересованности судьи.
(Рябцева Е.В.)
("Российский судья", 2022, N 3)В Кодексе судейской этики в ч. 4 ст. 8 частично раскрывается его содержание применительно к обращениям внепроцессуального характера посредством указания на обстоятельства, связанные с поступившими на рассмотрение делами и иными обстоятельствами, которые могут привести к возникновению личной заинтересованности судьи.
Статья: "Вторая с половиной" кассация, или Экстраординарный способ затянуть рассмотрение дела
(Валеев Д.Х.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Возвращаясь к вопросу сроков, следует отметить, что в доктрине цивилистического процесса встречается точка зрения о том, что данный срок может быть определен в инструкциях по делопроизводству, а само по себе такое обращение носит характер внепроцессуального <14>. Этот подход представляется несколько поспешным, о чем также говорит Л.А. Терехова <15>, и требующим переосмысления, но при этом его ценность заключается в попытке упорядочения рассматриваемых жалоб и их включения в действующие правовые конструкции без обращения к идее о необходимости уточнения законодательства. В этом контексте такая жалоба и могла бы быть воспринята как внепроцессуальное обращение, но потенциальные последствия ее подачи требуют уточнения природы этой жалобы, так как они сопряжены непосредственно с рассматриваемым судебным спором. Обращение же к инструкциям о делопроизводстве также видится неприменимым в данном случае, поскольку они обращены к узкому кругу субъектов (представителям судейского сообщества), в то время как вопрос сроков затрагивает всех участников процесса и подлежит закреплению в федеральном кодифицированном законодательстве.
(Валеев Д.Х.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 9)Возвращаясь к вопросу сроков, следует отметить, что в доктрине цивилистического процесса встречается точка зрения о том, что данный срок может быть определен в инструкциях по делопроизводству, а само по себе такое обращение носит характер внепроцессуального <14>. Этот подход представляется несколько поспешным, о чем также говорит Л.А. Терехова <15>, и требующим переосмысления, но при этом его ценность заключается в попытке упорядочения рассматриваемых жалоб и их включения в действующие правовые конструкции без обращения к идее о необходимости уточнения законодательства. В этом контексте такая жалоба и могла бы быть воспринята как внепроцессуальное обращение, но потенциальные последствия ее подачи требуют уточнения природы этой жалобы, так как они сопряжены непосредственно с рассматриваемым судебным спором. Обращение же к инструкциям о делопроизводстве также видится неприменимым в данном случае, поскольку они обращены к узкому кругу субъектов (представителям судейского сообщества), в то время как вопрос сроков затрагивает всех участников процесса и подлежит закреплению в федеральном кодифицированном законодательстве.
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.12.2008 N 262-ФЗ
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;
(ред. от 14.07.2022)
"Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)В ч. 4 ст. 7 КАС РФ установлено специальное правило о придании гласности и доведении до сведения участников судебного разбирательства информации о внепроцессуальных обращениях. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях утвержден Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 11 декабря 2013 г. N 241 <9>. Согласно п. 1.4 Порядка информация о внепроцессуальных обращениях размещается на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов интернет-портала Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в разделе "Внепроцессуальные обращения". Вместе с тем для обеспечения возможности ознакомления с данной информацией участников административного дела, в отношении которого данная информация поступила, следует дополнить данную норму обязанностью судьи, рассматривающего данное дело, сообщить участникам дела сведения о поступлении данной информации и месте ее размещения.
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)В ч. 4 ст. 7 КАС РФ установлено специальное правило о придании гласности и доведении до сведения участников судебного разбирательства информации о внепроцессуальных обращениях. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации о внепроцессуальных обращениях утвержден Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 11 декабря 2013 г. N 241 <9>. Согласно п. 1.4 Порядка информация о внепроцессуальных обращениях размещается на официальных сайтах федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов интернет-портала Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в разделе "Внепроцессуальные обращения". Вместе с тем для обеспечения возможности ознакомления с данной информацией участников административного дела, в отношении которого данная информация поступила, следует дополнить данную норму обязанностью судьи, рассматривающего данное дело, сообщить участникам дела сведения о поступлении данной информации и месте ее размещения.
Статья: Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Недостатки целеполагания внутрисистемного управления могут быть обусловлены несовершенством существующей системы оценки деятельности судей, основанной на данных статистического учета, где проблема усматривается в том, "стремится ли судебная система, оценивающая свою деятельность по статистическим данным, к нужным и достижимым целям" <63>. Критерии достижения целей, направленные на определение состояния независимости судей во внутрисистемном судебном управлении, в существующих статистических отчетах отсутствуют <64>. Представляется, что для их поиска могут быть использованы данные о случаях нарушения порядка распределения дел, причинах отводов и самоотводов судей <65>, количестве, характере, субъектах внепроцессуальных обращений, количестве и основаниях привлечения судей к ответственности <66>. Так, по сведениям Высшей квалификационной коллегии судей РФ <67> (далее - ВККС), наибольшее число документов о согласии органов судейского сообщества на возбуждение уголовного дела в отношении судьи было получено по окончании "ковидных" ограничений в 2021 г. Тогда же возросло общее количество жалоб на судей и руководителей судов, в том числе - за грубое или систематическое нарушение процессуальных норм (приложение 1). Если принять во внимание, что на процессуальные нарушения чаще указывалось в период, когда суды преимущественно рассматривали дела путем использования систем видео-конференц-связи <68>, то возникает вопрос: обеспечивает ли надлежащий уровень доверия общества к судебной системе отправление правосудия без личного участия граждан?
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)Недостатки целеполагания внутрисистемного управления могут быть обусловлены несовершенством существующей системы оценки деятельности судей, основанной на данных статистического учета, где проблема усматривается в том, "стремится ли судебная система, оценивающая свою деятельность по статистическим данным, к нужным и достижимым целям" <63>. Критерии достижения целей, направленные на определение состояния независимости судей во внутрисистемном судебном управлении, в существующих статистических отчетах отсутствуют <64>. Представляется, что для их поиска могут быть использованы данные о случаях нарушения порядка распределения дел, причинах отводов и самоотводов судей <65>, количестве, характере, субъектах внепроцессуальных обращений, количестве и основаниях привлечения судей к ответственности <66>. Так, по сведениям Высшей квалификационной коллегии судей РФ <67> (далее - ВККС), наибольшее число документов о согласии органов судейского сообщества на возбуждение уголовного дела в отношении судьи было получено по окончании "ковидных" ограничений в 2021 г. Тогда же возросло общее количество жалоб на судей и руководителей судов, в том числе - за грубое или систематическое нарушение процессуальных норм (приложение 1). Если принять во внимание, что на процессуальные нарушения чаще указывалось в период, когда суды преимущественно рассматривали дела путем использования систем видео-конференц-связи <68>, то возникает вопрос: обеспечивает ли надлежащий уровень доверия общества к судебной системе отправление правосудия без личного участия граждан?
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)з) номера телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера, в том числе о прохождении находящихся в суде дел;
Статья: Внепроцессуальные обращения: анализ правового регулирования и практики применения
(Зайков Д.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 6)Указанная ситуация еще больше обостряет проблему отсутствия ответственности за внепроцессуальные обращения <15>. Как представляется, наиболее целесообразным и обоснованным является решение данной проблемы в плоскости административной ответственности, что в большей степени соответствует характеру общественной опасности такого правонарушения <16>.
(Зайков Д.Е.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 6)Указанная ситуация еще больше обостряет проблему отсутствия ответственности за внепроцессуальные обращения <15>. Как представляется, наиболее целесообразным и обоснованным является решение данной проблемы в плоскости административной ответственности, что в большей степени соответствует характеру общественной опасности такого правонарушения <16>.
"Доказывание и принятие решений в состязательном уголовном судопроизводстве: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Гарантиями исключения постороннего воздействия на судью, прокурора, следователя, дознавателя в их оценочной деятельности являются установление уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ), предусмотренный законом порядок судопроизводства (ч. 4 ст. 389.19, ч. 7 ст. 401.16, ч. 3 ст. 412.12; ч. 5 и 6 ст. 6.1; ч. 3 ст. 39 УПК РФ), а также ряд гарантий непроцессуального характера: особый правовой статус судьи, обеспечение доступа к информации о деятельности судов, предание гласности внепроцессуальных обращений и др.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Л.Н. Масленникова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Гарантиями исключения постороннего воздействия на судью, прокурора, следователя, дознавателя в их оценочной деятельности являются установление уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования (ст. 294 УК РФ), предусмотренный законом порядок судопроизводства (ч. 4 ст. 389.19, ч. 7 ст. 401.16, ч. 3 ст. 412.12; ч. 5 и 6 ст. 6.1; ч. 3 ст. 39 УПК РФ), а также ряд гарантий непроцессуального характера: особый правовой статус судьи, обеспечение доступа к информации о деятельности судов, предание гласности внепроцессуальных обращений и др.
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Аналогичное требование закреплено в п. 4 ст. 8 Кодекса судейской этики, исходя из которого судья обязан проинформировать лиц, участвующих в деле, о любых устных либо письменных обращениях непроцессуального характера, поступивших к нему в связи с рассмотрением конкретного дела.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Аналогичное требование закреплено в п. 4 ст. 8 Кодекса судейской этики, исходя из которого судья обязан проинформировать лиц, участвующих в деле, о любых устных либо письменных обращениях непроцессуального характера, поступивших к нему в связи с рассмотрением конкретного дела.
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<6> Зайков Д.Е. Внепроцессуальные, процессуальные, непроцессуальные обращения: соотношение и дифференциация // Российская юстиция. 2020. N 1. С. 60 - 63; Гизатуллин И.А. Разрешение судьей внепроцессуальных обращений - особая форма осуществления правосудия? // Правовое государство: теория и практика. 2021. N 2 (64). С. 83 - 93.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<6> Зайков Д.Е. Внепроцессуальные, процессуальные, непроцессуальные обращения: соотношение и дифференциация // Российская юстиция. 2020. N 1. С. 60 - 63; Гизатуллин И.А. Разрешение судьей внепроцессуальных обращений - особая форма осуществления правосудия? // Правовое государство: теория и практика. 2021. N 2 (64). С. 83 - 93.
Вопрос: Какой порядок рассмотрения в суде обращений непроцессуального характера?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. п. 44, 45 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2022 N 242, предусмотрены обращения граждан внепроцессуального характера и непроцессуальные обращения граждан (предложения, заявления, жалобы, претензии); переписка по их рассмотрению.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. п. 44, 45 Перечня документов, образующихся в процессе деятельности федеральных судов общей юрисдикции, с указанием сроков их хранения, утв. Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 21.12.2022 N 242, предусмотрены обращения граждан внепроцессуального характера и непроцессуальные обращения граждан (предложения, заявления, жалобы, претензии); переписка по их рассмотрению.
"Очерки современного цивилистического процесса: In Memoriam заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Тамары Евгеньевны Абовой"
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В силу императивных положений федерального законодательства информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье или иному должностному лицу суда по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и не может являться основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений (п. 1 ст. 10 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ). В этой связи сложно согласиться с позицией А.В. Юдина, который пишет, что прямолинейный подход к внепроцессуальному обращению, при котором любое обращение отвергалось бы только со ссылкой на его внепроцессуальный характер, был бы неправильным: судья не должен быть лишен права обратить внимание на обстоятельства, приведенные во внепроцессуальном обращении, и документы, поступившие совместно с ним <1>.
(под ред. Е.И. Носыревой, И.Н. Лукьяновой, Д.Г. Фильченко)
("Статут", 2023)В силу императивных положений федерального законодательства информация о внепроцессуальных обращениях, поступивших судье или иному должностному лицу суда по делам, находящимся в производстве суда, подлежит преданию гласности и доведению до сведения участников судебного разбирательства путем размещения данной информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и не может являться основанием для проведения процессуальных действий или принятия процессуальных решений (п. 1 ст. 10 Закона "О статусе судей в Российской Федерации", ч. 2.1 ст. 5 АПК РФ). В этой связи сложно согласиться с позицией А.В. Юдина, который пишет, что прямолинейный подход к внепроцессуальному обращению, при котором любое обращение отвергалось бы только со ссылкой на его внепроцессуальный характер, был бы неправильным: судья не должен быть лишен права обратить внимание на обстоятельства, приведенные во внепроцессуальном обращении, и документы, поступившие совместно с ним <1>.