Области и виды профессиональной служебной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Области и виды профессиональной служебной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащих по сокращению
(КонсультантПлюс, 2025)...Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)...Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести аттестацию гражданских служащих
(КонсультантПлюс, 2025)По решению представителя нанимателя в вашем госоргане может быть несколько аттестационных комиссий, в том числе для разных категорий и групп должностей госслужбы, областей и видов профессиональной служебной деятельности (п. 14 Единой методики проведения аттестации госслужащих). Например, одна комиссия может быть для аттестации госслужащих, работающих с гостайной, а вторая - для аттестации остальных госслужащих.
(КонсультантПлюс, 2025)По решению представителя нанимателя в вашем госоргане может быть несколько аттестационных комиссий, в том числе для разных категорий и групп должностей госслужбы, областей и видов профессиональной служебной деятельности (п. 14 Единой методики проведения аттестации госслужащих). Например, одна комиссия может быть для аттестации госслужащих, работающих с гостайной, а вторая - для аттестации остальных госслужащих.
Готовое решение: Как разработать и утвердить должностной регламент гражданского служащего
(КонсультантПлюс, 2025)профессиональному уровню, который устанавливается в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности. Это может быть знание конкретного законодательства, умение работать с людьми, вести деловую переписку и т.д.;
(КонсультантПлюс, 2025)профессиональному уровню, который устанавливается в зависимости от категории и группы должностей гражданской службы, области и вида профессиональной служебной деятельности. Это может быть знание конкретного законодательства, умение работать с людьми, вести деловую переписку и т.д.;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"2. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Статья: Государственная и муниципальная служба на новых территориях Российской Федерации
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Понятие преимущественного права хорошо известно российскому трудовому <1>, да и служебному законодательству применительно в основном к вопросам сохранения работы (должности). Однако формулировки норм различных законодательных актов, как правило, указывают на достаточно большое количество обстоятельств, которые должны учитываться при оценке того - кто из служащих имеет это преимущественное право. Так, например, ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Соответственно, при определении преимущественного права необходимо учитывать всю совокупность указанных фактов. Вполне естественно, что на практике в результате нередко возникают вопросы относительно того, кто из служащих обладает преимущественным правом, если, например, один имеет более высокий уровень образования, а другой - большую продолжительность стажа, и т.п.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Понятие преимущественного права хорошо известно российскому трудовому <1>, да и служебному законодательству применительно в основном к вопросам сохранения работы (должности). Однако формулировки норм различных законодательных актов, как правило, указывают на достаточно большое количество обстоятельств, которые должны учитываться при оценке того - кто из служащих имеет это преимущественное право. Так, например, ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливает, что преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Соответственно, при определении преимущественного права необходимо учитывать всю совокупность указанных фактов. Вполне естественно, что на практике в результате нередко возникают вопросы относительно того, кто из служащих обладает преимущественным правом, если, например, один имеет более высокий уровень образования, а другой - большую продолжительность стажа, и т.п.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихВ соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего устанавливаются квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы (ч. 2 ст. 12 Закона N 79-ФЗ).
Статья: Взаимосвязь государственной гражданской службы и муниципальной службы: основы и перспективы
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)<5> Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (утв. Минтрудом России) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/; Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (утв. Минтрудом России) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
(Нестеренко В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 4)<5> Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих (утв. Минтрудом России) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/; Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы (утв. Минтрудом России) // СПС "КонсультантПлюс". URL: http://www.consultant.ru/.
Статья: Условия поступления на муниципальную службу в новых регионах Российской Федерации
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Наконец, квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией, т.е. делается это также на уровне конкретного органа местного самоуправления.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Наконец, квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией, т.е. делается это также на уровне конкретного органа местного самоуправления.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей гражданской службы закреплены в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ч. 1 и 2 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ <523>): для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1); квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 2).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Общие нормы о квалификационных требованиях для замещения должностей гражданской службы закреплены в ст. 12 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно ч. 1 и 2 которой (в ред. Федерального закона от 30 июня 2016 г. N 224-ФЗ <523>): для замещения должности гражданской службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя - к специальности, направлению подготовки (ч. 1); квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы устанавливаются в соответствии с категориями и группами должностей гражданской службы, областью и видом профессиональной служебной деятельности гражданского служащего (ч. 2).
Статья: Принцип профессионализма в деятельности государственных служащих
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Орган государственной власти самостоятельно делает выбор, какими методами и приемами руководствоваться при проверке квалификационного уровня претендента на замещение должности. При этом в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, а также независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
(Круглова Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 11)Орган государственной власти самостоятельно делает выбор, какими методами и приемами руководствоваться при проверке квалификационного уровня претендента на замещение должности. При этом в состав конкурсной комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие, а также независимые эксперты - представители научных, образовательных и других организаций, являющиеся специалистами в соответствующих областях и видах профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.
Статья: Образование муниципальных служащих в условиях реализации концепции lifelong learning
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе" "...квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией".
(Качалов В.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 1)В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе" "...квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации утв. Министерством труда и социальной защиты РФ.
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)3. Перечень областей и видов профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Российской Федерации утв. Министерством труда и социальной защиты РФ.
Статья: К вопросу о требованиях к уровню образования и профессиональному опыту для представителей отдельных профессий (должностей) правоохранительных и судебных органов в военной сфере
(Вражнов А.С., Никонович С.Л.)
("Российский судья", 2022, N 9)В настоящее время во исполнение вышеуказанного Закона квалификационные знания и умения определены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31 июля 2017 г. N 139 "О квалификационных требованиях для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации" <6>, содержащим отсылочные нормы к Справочнику квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, где для должности "секретарь судебного заседания" установлено высшее юридическое образование - бакалавриат.
(Вражнов А.С., Никонович С.Л.)
("Российский судья", 2022, N 9)В настоящее время во исполнение вышеуказанного Закона квалификационные знания и умения определены Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 31 июля 2017 г. N 139 "О квалификационных требованиях для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы в федеральных судах общей юрисдикции, федеральных арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации" <6>, содержащим отсылочные нормы к Справочнику квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, где для должности "секретарь судебного заседания" установлено высшее юридическое образование - бакалавриат.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Преимущественное право на замещение должности предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Преимущественное право на замещение должности предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.