Объект накопленного вреда
Подборка наиболее важных документов по запросу Объект накопленного вреда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об охране окружающей среды""Исходя из положений статьи 1, части 1 статьи 80.1 Закона N 7-ФЗ, пунктов 9 и 10 Положения о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1081, Росприроднадзор, его территориальные органы, уполномочены осуществлять государственный земельный контроль в отношении земель всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначении, независимо от того, отнесены они к объектам накопленного вреда или нет."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Классификация объектов накопленного вреда окружающей среде
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)"Экологическое право", 2025, N 4
(Копылов В.П.)
("Экологическое право", 2025, N 4)"Экологическое право", 2025, N 4
Статья: Выявление и критерии оценки объектов накопленного вреда окружающей среде
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1
(Гафаров Н.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"объекты накопленного вреда окружающей среде - территории, в том числе акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде;
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"объекты накопленного вреда окружающей среде - территории, в том числе акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде;
Постановление Правительства РФ от 21.12.2023 N 2239
"Об утверждении Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Правил выявления объектов накопленного вреда окружающей среде"ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Концепция зеленой экономики (правовой аспект)
(Анисимов А.П.)
("Юрист", 2022, N 12)После появления в российском экологическом праве зон экологического бедствия, закон о которых Государственная Дума не может принять уже более 20 лет, вопрос о восстановлении таких территорий и вовлечении их в экономический оборот также станет весьма актуальным (пока же эта сфера ограничивается ликвидацией объектов накопленного вреда окружающей среде).
(Анисимов А.П.)
("Юрист", 2022, N 12)После появления в российском экологическом праве зон экологического бедствия, закон о которых Государственная Дума не может принять уже более 20 лет, вопрос о восстановлении таких территорий и вовлечении их в экономический оборот также станет весьма актуальным (пока же эта сфера ограничивается ликвидацией объектов накопленного вреда окружающей среде).
Последние изменения: Плата за негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с передачей федеральному органу исполнительной власти полномочий по оценке объектов накопленного вреда окружающей среде плата за НВОС на такую оценку больше не направляется (пп. 6 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 04.08.2023 N 449-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)В связи с передачей федеральному органу исполнительной власти полномочий по оценке объектов накопленного вреда окружающей среде плата за НВОС на такую оценку больше не направляется (пп. 6 п. 5 ст. 2 Федерального закона от 04.08.2023 N 449-ФЗ).
Статья: О необходимости ликвидации объектов накопленного экологического вреда для перехода России к "зеленой" экономике
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3
(Рыженков А.Я.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)"Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3
Статья: Перспективы применения наилучших доступных технологий при ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Так, в июле 2021 г. документально подтверждено окончание работ по ликвидации вреда, накопленного от одного из крупнейших в Европе полигонов твердых бытовых отходов "Игумново", расположенного в Нижегородской области. По состоянию на 9 октября 2023 г. данный объект исключен из реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, однако при реализации проекта было выявлено значительное количество нарушений природоохранного законодательства, которые, вполне вероятно, отсутствовали бы при более жестком контроле за ходом выполнения работ.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2023, N 5)Так, в июле 2021 г. документально подтверждено окончание работ по ликвидации вреда, накопленного от одного из крупнейших в Европе полигонов твердых бытовых отходов "Игумново", расположенного в Нижегородской области. По состоянию на 9 октября 2023 г. данный объект исключен из реестра объектов накопленного вреда окружающей среде, однако при реализации проекта было выявлено значительное количество нарушений природоохранного законодательства, которые, вполне вероятно, отсутствовали бы при более жестком контроле за ходом выполнения работ.
Статья: Организационно-правовые меры в сфере утилизации твердых бытовых отходов в Российской Федерации
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)С октября 2018 г. был запущен Федеральный проект "Чистая страна", рассчитанный на период с 1 октября 2018 г. по 2024 г. и направленный на рекультивацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов <8>.
(Бендиков А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 3)С октября 2018 г. был запущен Федеральный проект "Чистая страна", рассчитанный на период с 1 октября 2018 г. по 2024 г. и направленный на рекультивацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов <8>.
Статья: Экологический риск, экологический вред и страхование: гражданское и экологическое законодательство и правоприменение в Российской Федерации
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)<2> Как исключение можно назвать последние изменения, связанные с правовым регулированием выявления, оценки, ликвидации накопленного вреда окружающей среде, с обеспечением исполнения собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации объектов накопленного вреда окружающей среде (в основном вступают в силу с сентября 2023 г.).
(Болтанова Е.С., Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2022, N 12)<2> Как исключение можно назвать последние изменения, связанные с правовым регулированием выявления, оценки, ликвидации накопленного вреда окружающей среде, с обеспечением исполнения собственниками промышленных объектов обязанности по ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду эксплуатации объектов накопленного вреда окружающей среде (в основном вступают в силу с сентября 2023 г.).
Статья: Правовые проблемы финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В условиях увеличивающихся объектов накопленного вреда, требующих ликвидации, автором сделан вывод о необходимости формирования специального фонда для аккумулирования природоохранных платежей с последующим их направлением на финансирование ликвидации накопленного вреда. На примере ликвидации последствий хозяйственной деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и завода "Усольехимпром" освещена проблема недостаточности действующих финансовых инструментов для оперативного устранения накопленного экологического вреда. Проведен анализ положений законопроекта, разрабатываемого Правительством Российской Федерации, предусматривающих восстановление системы специальных экологических фондов с учетом правоприменительной практики СССР и США.
(Наумова В.А.)
("Экологическое право", 2021, N 6)В условиях увеличивающихся объектов накопленного вреда, требующих ликвидации, автором сделан вывод о необходимости формирования специального фонда для аккумулирования природоохранных платежей с последующим их направлением на финансирование ликвидации накопленного вреда. На примере ликвидации последствий хозяйственной деятельности Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) и завода "Усольехимпром" освещена проблема недостаточности действующих финансовых инструментов для оперативного устранения накопленного экологического вреда. Проведен анализ положений законопроекта, разрабатываемого Правительством Российской Федерации, предусматривающих восстановление системы специальных экологических фондов с учетом правоприменительной практики СССР и США.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Отметим также, что законодатель устанавливает определенные требования к проектам рекультивации земель, которые в некоторых случаях могут разрабатываться в составе проектной документации, в некоторых случаях должны быть согласованы с уполномоченными органами и лицами, в некоторых случаях должны пройти государственную экологическую экспертизу. Отметим при этом, что с 1 сентября 2023 года перечень объектов государственной экологической экспертизы был дополнен, а с 1 сентября 2024 года будет конкретизирован. При этом не все проекты рекультивации земель подлежат государственной экологической экспертизе. Так, например, действующее законодательство не предусматривает необходимость проведения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель с использованием рекультиванта. Между тем, если объектом рекультивации становится объект размещения отходов (как включенный, так и не включенный в Реестр ОРО), либо объект накопленного вреда, либо земли, загрязненные в результате эксплуатации ОПО I и II классов опасности, такой проект рекультивации с использованием рекультиванта (как самостоятельный проект рекультивации, так и проект или раздел в составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды либо в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде) должен подлежать государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)- выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организации работ по их ликвидации;
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)- выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организации работ по их ликвидации;
Статья: Правовые вопросы внедрения перспективных технологий межотраслевого назначения в условиях экономики данных
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)- ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.
(Харитонова Ю.С., Савина В.С.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)- ликвидацию наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде и экологическое оздоровление водных объектов, включая реку Волгу, озера Байкал и Телецкое.