Объединенные Вооруженные Силы Содружества Независимых Государств
Подборка наиболее важных документов по запросу Объединенные Вооруженные Силы Содружества Независимых Государств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Кто и на каких условиях может служить по контракту?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также лица, проходившие военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, других органах, войсках или воинских формированиях РФ или бывшего СССР, после увольнения со службы имеют право на получение военной пенсии за выслугу лет (при соблюдении определенных условий), в том числе одновременно со страховой пенсией по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии). Кроме того, предусмотрена выплата указанным лицам различных пособий (ст. 1, п. "а" ст. 5, ст. 6, ч. 1, 5 ст. 7, ст. ст. 9, 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также лица, проходившие военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, других органах, войсках или воинских формированиях РФ или бывшего СССР, после увольнения со службы имеют право на получение военной пенсии за выслугу лет (при соблюдении определенных условий), в том числе одновременно со страховой пенсией по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии). Кроме того, предусмотрена выплата указанным лицам различных пособий (ст. 1, п. "а" ст. 5, ст. 6, ч. 1, 5 ст. 7, ст. ст. 9, 13 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).
Ситуация: Как рассчитать страховую пенсию военных пенсионеров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД России, в войсках национальной гвардии РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, войсках национальной гвардии РФ, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета РФ, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения (ст. 2 Закона N 166-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Военнослужащие - граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД России, в войсках национальной гвардии РФ и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, войсках национальной гвардии РФ, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета РФ, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения (ст. 2 Закона N 166-ФЗ).
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Нормативные правовые акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным командованием пограничных войск Содружества Независимых Государств до образования Пограничных войск Российской Федерации по вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
(ред. от 04.11.2025)
"О воинской обязанности и военной службе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.11.2025)Нормативные правовые акты, принятые Главным командованием Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств до образования Вооруженных Сил Российской Федерации, Главным командованием пограничных войск Содружества Независимых Государств до образования Пограничных войск Российской Федерации по вопросам, регулируемым настоящим Федеральным законом, сохраняют свою силу в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от 28.04.2023 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"3) военнослужащие (офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие, проходившие сверхсрочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, имевших войска и воинские формирования, военнослужащие, проходившие обучение в военно-учебных заведениях), которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств (в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств), и входившие в состав их семей на 6 февраля 1992 года их супруги и дети.
(ред. от 31.07.2025)
"О гражданстве Российской Федерации"3) военнослужащие (офицеры, прапорщики, мичманы, военнослужащие, проходившие сверхсрочную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, имевших войска и воинские формирования, военнослужащие, проходившие обучение в военно-учебных заведениях), которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств (в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств), и входившие в состав их семей на 6 февраля 1992 года их супруги и дети.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К лицам, в отношении которых федеральные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении причины инвалидности "военная травма", относятся военнослужащие, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД, в войсках Росгвардии, в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)К лицам, в отношении которых федеральные учреждения медико-социальной экспертизы правомочны рассматривать вопрос об установлении причины инвалидности "военная травма", относятся военнослужащие, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД, в войсках Росгвардии, в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах ФСБ и пограничных войсках, органах государственной охраны (федеральных органах государственной охраны), органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством.
Статья: Апостиль: цель и порядок проставления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) Министерство обороны РФ - на официальных архивных документах о военной службе (работе) в Вооруженных Силах РФ, Вооруженных Силах СССР и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, выдаваемых в Российской Федерации;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) Министерство обороны РФ - на официальных архивных документах о военной службе (работе) в Вооруженных Силах РФ, Вооруженных Силах СССР и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, выдаваемых в Российской Федерации;
Статья: Законодательство о гражданстве Российской Федерации - современный этап развития
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Благодаря такой трансформации гражданство Российской Федерации сможет приобрести более широкий по сравнению с Законом 2002 года круг лиц, а именно: граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, а также те из них, кто не проживал постоянно на территории Российской Федерации по состоянию на указанную дату, но вернулся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, при условии, что они родились в Российской Федерации (РСФСР) или хотя бы один из их родителей на день их рождения являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (территории Российской Федерации); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, и входившие в состав их семей на указанную дату их супруги и дети. Из данных положений видно, что законодатель максимально стремился к тому, чтобы учесть не только наши исторические реалии, но и практику правоприменения, прежде всего практику Конституционного Суда РФ. Речь идет о правовой позиции Конституционного Суда, выраженной им в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П. Данное решение было вынесено по жалобе гражданина А.Б. Смирнова, который фактически оказался лишен российского гражданства и не мог быть признан гражданином РФ, так как на день принятия Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" находился за пределами Российской Федерации и не соответствовал ни одному из требований, по которым человек мог быть признан гражданином РФ. Конституционный Суд РФ указал, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ст. 6 Конституции не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Добавим, что Закон о гражданстве 2023 года в качестве обязательного условия признания граждан бывшего СССР, родившихся на территории РСФСР и не проживавших на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года, устанавливает факт возврата на постоянное проживание в Российскую Федерацию. Этот юридический факт при признании гражданином Российской Федерации требует подтверждения.
(Таева Н.Е.)
("Закон", 2024, N 3)Благодаря такой трансформации гражданство Российской Федерации сможет приобрести более широкий по сравнению с Законом 2002 года круг лиц, а именно: граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 года, а также те из них, кто не проживал постоянно на территории Российской Федерации по состоянию на указанную дату, но вернулся для постоянного проживания в Российскую Федерацию, при условии, что они родились в Российской Федерации (РСФСР) или хотя бы один из их родителей на день их рождения являлся гражданином бывшего СССР и постоянно проживал на территории РСФСР (территории Российской Федерации); военнослужащие, которые принесли присягу на верность СССР или Российской Федерации и проходили по состоянию на 6 февраля 1992 года службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией Российской Федерации и располагавшихся на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, и входившие в состав их семей на указанную дату их супруги и дети. Из данных положений видно, что законодатель максимально стремился к тому, чтобы учесть не только наши исторические реалии, но и практику правоприменения, прежде всего практику Конституционного Суда РФ. Речь идет о правовой позиции Конституционного Суда, выраженной им в Постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П. Данное решение было вынесено по жалобе гражданина А.Б. Смирнова, который фактически оказался лишен российского гражданства и не мог быть признан гражданином РФ, так как на день принятия Закона РФ от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" находился за пределами Российской Федерации и не соответствовал ни одному из требований, по которым человек мог быть признан гражданином РФ. Конституционный Суд РФ указал, что такие лица состояли в российском гражданстве уже с момента рождения и в силу ст. 6 Конституции не могут считаться лишившимися этого гражданства, если только не утратили его по собственному свободному волеизъявлению. Добавим, что Закон о гражданстве 2023 года в качестве обязательного условия признания граждан бывшего СССР, родившихся на территории РСФСР и не проживавших на территории РФ по состоянию на 6 февраля 1992 года, устанавливает факт возврата на постоянное проживание в Российскую Федерацию. Этот юридический факт при признании гражданином Российской Федерации требует подтверждения.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, федеральном органе исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц;
Статья: Тенденции правовой регламентации оснований приобретения гражданства в России
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)К категории лиц, имеющих право на признание гражданином Российской Федерации, отнесены: военнослужащие, проходившие сверхсрочную службу в Вооруженных Силах РФ, министерствах и ведомствах РФ, имевших войска и воинские формирования; военнослужащие, проходившие обучение в военно-учебных заведениях, которые принесли присягу на верность СССР или РФ и проходившие по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств.
(Нудненко Л.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)К категории лиц, имеющих право на признание гражданином Российской Федерации, отнесены: военнослужащие, проходившие сверхсрочную службу в Вооруженных Силах РФ, министерствах и ведомствах РФ, имевших войска и воинские формирования; военнослужащие, проходившие обучение в военно-учебных заведениях, которые принесли присягу на верность СССР или РФ и проходившие по состоянию на 6 февраля 1992 г. службу в воинских частях, находившихся под юрисдикцией других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств.
Статья: Учет при назначении страховой пенсии нестраховых периодов, имевших место за границей: международно-правовой аспект
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Соглашение СНГ и двусторонние соглашения территориального типа, заключенные Российской Федерацией с Грузией, Литвой и Молдовой, предполагают осуществление пенсионного обеспечения по законодательству государства, в котором проживает гражданин. Российское же законодательство применительно к периодам военной или приравненной к ней службы содержит бланкетную правовую норму (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях): в страховой стаж засчитываются периоды службы, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." <9> (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих), т.е. периоды военной службы, которую гражданин проходил в Вооруженных Силах России, Объединенных Вооруженных Силах СНГ и Вооруженных Силах бывшего СССР. Периоды же военной (правоохранительной) службы в вооруженных силах (правоохранительных органах) иностранных государств в составе страхового стажа учтены быть не могут <10>.
(Курченко О.С.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2024, N 2)Соглашение СНГ и двусторонние соглашения территориального типа, заключенные Российской Федерацией с Грузией, Литвой и Молдовой, предполагают осуществление пенсионного обеспечения по законодательству государства, в котором проживает гражданин. Российское же законодательство применительно к периодам военной или приравненной к ней службы содержит бланкетную правовую норму (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о страховых пенсиях): в страховой стаж засчитываются периоды службы, предусмотренные Законом РФ от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." <9> (далее - Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих), т.е. периоды военной службы, которую гражданин проходил в Вооруженных Силах России, Объединенных Вооруженных Силах СНГ и Вооруженных Силах бывшего СССР. Периоды же военной (правоохранительной) службы в вооруженных силах (правоохранительных органах) иностранных государств в составе страхового стажа учтены быть не могут <10>.