Об основах обязательного медицинского страхования
Подборка наиболее важных документов по запросу Об основах обязательного медицинского страхования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 220 "Имущественные налоговые вычеты" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель оспорил доначисление НДФЛ из-за разногласий в методе учета расходов на приобретение драгоценных металлов через обезличенный металлический счет (ОМС). При определении размера имущественного налогового вычета предприниматель использовал метод средней стоимости, а инспекция применила метод ФИФО, указав на завышение расходов и занижение налоговой базы. Налогоплательщик утверждал, что имеет право выбирать метод расчета, ссылаясь на нормы главы 25 НК РФ и разъяснения инспекции. Суд признал доначисление НДФЛ правомерным, указав, что глава 23 НК РФ не предусматривает методов оценки расходов из главы 25 НК РФ, а расходы должны определяться по фактическим документам. Инспекция обоснованно рассчитала расходы на основе реальных данных по ОМС, что подтверждено выписками из банка.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Индивидуальный предприниматель оспорил доначисление НДФЛ из-за разногласий в методе учета расходов на приобретение драгоценных металлов через обезличенный металлический счет (ОМС). При определении размера имущественного налогового вычета предприниматель использовал метод средней стоимости, а инспекция применила метод ФИФО, указав на завышение расходов и занижение налоговой базы. Налогоплательщик утверждал, что имеет право выбирать метод расчета, ссылаясь на нормы главы 25 НК РФ и разъяснения инспекции. Суд признал доначисление НДФЛ правомерным, указав, что глава 23 НК РФ не предусматривает методов оценки расходов из главы 25 НК РФ, а расходы должны определяться по фактическим документам. Инспекция обоснованно рассчитала расходы на основе реальных данных по ОМС, что подтверждено выписками из банка.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1095 "Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги" ГК РФ"Отказывая в удовлетворении требований истцов о возмещении расходов на обследования ФИО3, руководствуясь положениями ст. 1095 ГК РФ, суд исходил из того, что истцами не представлено относимых и допустимых доказательств того, что вред здоровью истца ФИО3 в виде возникновения аллергии причинен вследствие действий ответчика, а также того, что имеется причинно-следственная связь между некачественным товаром и заболеванием истца ФИО3 Также суд учел, что истцами не была подтверждена объективная невозможность получить необходимую медицинскую помощь на безвозмездной основе в рамках обязательного медицинского страхования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В основу ОМС заложен, по крайней мере так предполагалось, страховой механизм. Безусловно, страховые риски в ОМС и ДМС имеют существенные отличия. В первом случае страховщик финансирует практически все виды медицинской помощи, включая плановое лечение имеющихся у пациента заболеваний (в том числе хронических), реабилитационные мероприятия и профилактические процедуры. Во втором случае речь, как правило, идет об оказании экстренной, неотложной медицинской помощи в отношении ранее не диагностированных (на момент заключения договора) у пациента заболеваний <1>. Вместе с тем есть и ряд общих моментов, включая участие страховых медицинских организаций на стороне страховщика, объект страхования (имущественные интересы, связанные с оплатой медицинской помощи), натуральную форму страховой выплаты (путем организации и оплаты медицинской помощи застрахованному) и проч. Это позволяет искать некоторые точки соприкосновения ОМС и ДМС, варианты их взаимодействия.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В основу ОМС заложен, по крайней мере так предполагалось, страховой механизм. Безусловно, страховые риски в ОМС и ДМС имеют существенные отличия. В первом случае страховщик финансирует практически все виды медицинской помощи, включая плановое лечение имеющихся у пациента заболеваний (в том числе хронических), реабилитационные мероприятия и профилактические процедуры. Во втором случае речь, как правило, идет об оказании экстренной, неотложной медицинской помощи в отношении ранее не диагностированных (на момент заключения договора) у пациента заболеваний <1>. Вместе с тем есть и ряд общих моментов, включая участие страховых медицинских организаций на стороне страховщика, объект страхования (имущественные интересы, связанные с оплатой медицинской помощи), натуральную форму страховой выплаты (путем организации и оплаты медицинской помощи застрахованному) и проч. Это позволяет искать некоторые точки соприкосновения ОМС и ДМС, варианты их взаимодействия.
Статья: Пределы криминализации врачебных ошибок: подходы в российском и зарубежном праве
(Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Ужесточение уголовной репрессии медицинское сообщество связывает и с тем, что вместо привычных обвинений в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 109 или ч. 2 ст. 118 УК РФ, ошибочные действия медицинских работников все чаще квалифицируются по п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ, предусматривающему более строгое уголовное наказание <36>. В свою очередь, в юридической литературе обращается внимание на непоследовательность судебной практики в части применения ч. 2 ст. 238 УК РФ к преступлениям, совершаемым медицинскими работниками. Сходные по фактическим обстоятельствам деяния в пределах одного и того же вида медицинских услуг или одной и той же медицинской профессии (хирурга, акушера-гинеколога) получают разную уголовно-правовую оценку <37>. Вместо надлежащего доказывания субъективной стороны преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ, - заведомого (умышленного) несоблюдения обвиняемым требований безопасности при оказании медицинских услуг, основной акцент следователи и государственные обвинители делают на том, оказывались ли медицинские услуги пациенту на платной или бесплатной (в рамках системы государственных гарантий, ОМС) основе. В случае установления факта оказания пациенту бесплатной медицинской помощи действия обвиняемого, как правило, переквалифицируют на ч. 2 ст. 109 или ч. 2 ст. 118 УК РФ - в зависимости от вида неблагоприятных последствий.
(Кратенко М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Ужесточение уголовной репрессии медицинское сообщество связывает и с тем, что вместо привычных обвинений в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 109 или ч. 2 ст. 118 УК РФ, ошибочные действия медицинских работников все чаще квалифицируются по п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ, предусматривающему более строгое уголовное наказание <36>. В свою очередь, в юридической литературе обращается внимание на непоследовательность судебной практики в части применения ч. 2 ст. 238 УК РФ к преступлениям, совершаемым медицинскими работниками. Сходные по фактическим обстоятельствам деяния в пределах одного и того же вида медицинских услуг или одной и той же медицинской профессии (хирурга, акушера-гинеколога) получают разную уголовно-правовую оценку <37>. Вместо надлежащего доказывания субъективной стороны преступления, предусмотренного п. "в" ч. 2 ст. 238 УК РФ, - заведомого (умышленного) несоблюдения обвиняемым требований безопасности при оказании медицинских услуг, основной акцент следователи и государственные обвинители делают на том, оказывались ли медицинские услуги пациенту на платной или бесплатной (в рамках системы государственных гарантий, ОМС) основе. В случае установления факта оказания пациенту бесплатной медицинской помощи действия обвиняемого, как правило, переквалифицируют на ч. 2 ст. 109 или ч. 2 ст. 118 УК РФ - в зависимости от вида неблагоприятных последствий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования
(ред. от 28.12.2024)
"Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"Статья 2. Правовые основы обязательного медицинского страхования
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)3. Другим не менее показательным примером является механизм обязательного социального страхования, в частности такая его разновидность, как обязательное медицинское страхование (далее - ОМС). Особенность страховых взносов на ОМС, являющихся основой этой системы, состоит в том, что они имеют, во-первых, целевой характер (в отличие от существующих сегодня налогов), во-вторых, обезличенный или, иначе, неперсонифицированный характер (в отличие от пенсионных взносов, начисляемых по индивидуальной части тарифа), в-третьих, индивидуально-безвозмездный характер (в отличие от государственных пошлин) <1>. Указанные три признака, взятые в системном единстве, позволяют увидеть в федеральном фонде (территориальных фондах) ОМС именно тот "общий котел", который призван перераспределить частные финансовые ресурсы в интересах всего общества. Как отмечал Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений, обосновывая квалификацию индивидуальных предпринимателей "одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей" и опираясь на принцип социального государства, указанные лица "подвержены такому же социальному страховому риску", что и наемные работники; кроме того, взносы на ОМС "направляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц" <2>.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)3. Другим не менее показательным примером является механизм обязательного социального страхования, в частности такая его разновидность, как обязательное медицинское страхование (далее - ОМС). Особенность страховых взносов на ОМС, являющихся основой этой системы, состоит в том, что они имеют, во-первых, целевой характер (в отличие от существующих сегодня налогов), во-вторых, обезличенный или, иначе, неперсонифицированный характер (в отличие от пенсионных взносов, начисляемых по индивидуальной части тарифа), в-третьих, индивидуально-безвозмездный характер (в отличие от государственных пошлин) <1>. Указанные три признака, взятые в системном единстве, позволяют увидеть в федеральном фонде (территориальных фондах) ОМС именно тот "общий котел", который призван перераспределить частные финансовые ресурсы в интересах всего общества. Как отмечал Конституционный Суд РФ в ряде своих постановлений, обосновывая квалификацию индивидуальных предпринимателей "одновременно в качестве застрахованных лиц и в качестве страхователей" и опираясь на принцип социального государства, указанные лица "подвержены такому же социальному страховому риску", что и наемные работники; кроме того, взносы на ОМС "направляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц" <2>.
Статья: Основные модели и подходы к организации здравоохранения (зарубежный и отечественный опыт)
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Российская система здравоохранения представляет собой смешанную модель, включающую элементы бюджетного, страхового и частного финансирования. Основу системы составляет обязательное медицинское страхование (ОМС), финансируемое за счет взносов работодателей и государства, при этом сохраняется бюджетное финансирование государственных медицинских учреждений. Также активно развивается сектор частной медицины и добровольного медицинского страхования (ДМС). Источниками финансирования здравоохранения в России являются государственный бюджет, страховые фонды, добровольные страховые программы и личные платежи граждан за платные медицинские услуги. Однако, несмотря на наличие ОМС, доступность и качество медицинской помощи остаются неравномерными: в регионах наблюдаются нехватка медицинских кадров, длинные очереди и устаревшая инфраструктура больниц.
(Исакова Ю.И., Волконская О.А.)
("Медицинское право", 2025, N 1)Российская система здравоохранения представляет собой смешанную модель, включающую элементы бюджетного, страхового и частного финансирования. Основу системы составляет обязательное медицинское страхование (ОМС), финансируемое за счет взносов работодателей и государства, при этом сохраняется бюджетное финансирование государственных медицинских учреждений. Также активно развивается сектор частной медицины и добровольного медицинского страхования (ДМС). Источниками финансирования здравоохранения в России являются государственный бюджет, страховые фонды, добровольные страховые программы и личные платежи граждан за платные медицинские услуги. Однако, несмотря на наличие ОМС, доступность и качество медицинской помощи остаются неравномерными: в регионах наблюдаются нехватка медицинских кадров, длинные очереди и устаревшая инфраструктура больниц.
Статья: Медицинская помощь больше не услуга? (законодательные и правоприменительные проблемы, связанные с введением примечания к ст. 238 УК РФ)
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Во-вторых, из содержания примечания к ст. 238 УК РФ непонятно, идет ли речь о медицинской помощи в узком смысле слова, оказываемой гражданам на безвозмездной основе в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), или выражением "медицинская помощь" охватывается, помимо этого, оказание платных медицинских услуг, предоставляемых в рамках добровольного медицинского страхования или оплачиваемых непосредственно гражданами, организациями, работодателями и др.
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Уголовное право", 2025, N 8)Во-вторых, из содержания примечания к ст. 238 УК РФ непонятно, идет ли речь о медицинской помощи в узком смысле слова, оказываемой гражданам на безвозмездной основе в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), или выражением "медицинская помощь" охватывается, помимо этого, оказание платных медицинских услуг, предоставляемых в рамках добровольного медицинского страхования или оплачиваемых непосредственно гражданами, организациями, работодателями и др.
Статья: Примечание к ст. 238 УК РФ: будет ли медикам "дышать чуть легче"?
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Закон", 2025, N 1)Во-вторых, из содержания примечания к ст. 238 УК РФ непонятно, идет ли речь о медицинской помощи в узком смысле слова, т.е. оказываемой гражданам на безвозмездной основе в рамках обязательного медицинского страхования, или же категорией "медицинская помощь" охватываются также платные медицинские услуги, оказываемые в рамках добровольного медицинского страхования либо оплачиваемые непосредственно гражданами, организациями, работодателями и др.
(Крылова Н.Е., Степанов П.П.)
("Закон", 2025, N 1)Во-вторых, из содержания примечания к ст. 238 УК РФ непонятно, идет ли речь о медицинской помощи в узком смысле слова, т.е. оказываемой гражданам на безвозмездной основе в рамках обязательного медицинского страхования, или же категорией "медицинская помощь" охватываются также платные медицинские услуги, оказываемые в рамках добровольного медицинского страхования либо оплачиваемые непосредственно гражданами, организациями, работодателями и др.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья не закрепляет исчерпывающего перечня источников финансового обеспечения мер и мероприятий в сфере охраны здоровья, относя к таковым "иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники поступления денежных средств". К таким "иным источникам" относятся страховые взносы граждан. Страховые взносы в адрес Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования - это разновидность обязательных платежей, имеющих денежный характер, уплачиваемых в бюджеты данных фондов, с целью формирования финансовой основы системы обязательного медицинского страхования, финансового обеспечения мероприятий в области оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, охраны здоровья граждан. Размеры - "тарифы" страховых взносов и порядок их уплаты, осуществление контроля над правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты регулируются законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 22 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ").
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья не закрепляет исчерпывающего перечня источников финансового обеспечения мер и мероприятий в сфере охраны здоровья, относя к таковым "иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники поступления денежных средств". К таким "иным источникам" относятся страховые взносы граждан. Страховые взносы в адрес Федерального и территориального фондов обязательного медицинского страхования - это разновидность обязательных платежей, имеющих денежный характер, уплачиваемых в бюджеты данных фондов, с целью формирования финансовой основы системы обязательного медицинского страхования, финансового обеспечения мероприятий в области оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, охраны здоровья граждан. Размеры - "тарифы" страховых взносов и порядок их уплаты, осуществление контроля над правильностью исчисления, полноты и своевременности уплаты регулируются законодательством РФ о налогах и сборах (ст. 22 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ").