Об эксплуатации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"
Подборка наиболее важных документов по запросу Об эксплуатации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Модернизация производства по делам о взыскании обязательных платежей и санкций, осуществляемого судами общей юрисдикции
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<6> См.: Постановление Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 220 "О ходе реализации мероприятий по эксплуатации в федеральных судах общей юрисдикции Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и поддержании информационных ресурсов"; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 сентября 2017 г. N 168 "Об утверждении Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа"; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. N 161 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. N 251 "Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30 августа 2019 г. N 203; и др.
(Козырева Т.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)<6> См.: Постановление Совета судей РФ от 15 мая 2008 г. N 220 "О ходе реализации мероприятий по эксплуатации в федеральных судах общей юрисдикции Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и поддержании информационных ресурсов"; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 11 сентября 2017 г. N 168 "Об утверждении Порядка подачи мировым судьям документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа"; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 15 декабря 2004 г. N 161 "Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в Верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов"; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 декабря 2016 г. N 251 "Об утверждении Порядка подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа"; Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 57; Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 30 августа 2019 г. N 203; и др.
Статья: Основы безбумажности судебного делопроизводства в Российской Федерации
(Бикмиев Р.Г., Бурганов Р.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Эти достижения коснулись и судебной сферы. Как указывает А.О. Ястребцев, "программный сервис "Электронное правосудие" в составе интернет-портала ГАС "Правосудие" был запущен в постоянную эксплуатацию в Российской Федерации с 1 января 2017 года. В январе 2019 года через ГАС "Правосудие" в федеральные суды общей юрисдикции поступил миллионный иск в электронном виде. Количество исков, поданных в электронном виде, продолжает расти: только за 2018 год в целом по стране было подано 695 000 обращений, что почти в два с половиной раза больше, чем за 2017 год (283 000 исков)" <2>.
(Бикмиев Р.Г., Бурганов Р.С.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Эти достижения коснулись и судебной сферы. Как указывает А.О. Ястребцев, "программный сервис "Электронное правосудие" в составе интернет-портала ГАС "Правосудие" был запущен в постоянную эксплуатацию в Российской Федерации с 1 января 2017 года. В январе 2019 года через ГАС "Правосудие" в федеральные суды общей юрисдикции поступил миллионный иск в электронном виде. Количество исков, поданных в электронном виде, продолжает расти: только за 2018 год в целом по стране было подано 695 000 обращений, что почти в два с половиной раза больше, чем за 2017 год (283 000 исков)" <2>.
Нормативные акты
Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25.12.2013 N 257
(ред. от 27.08.2019)
"Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений"1.1. Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений (далее - Регламент) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации, на основании положений Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15.12.2004 N 161, Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36, Инструкции по делопроизводству в военных судах, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 октября 2014 г. N 219 (далее - Инструкции), приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 20.06.2011 N 122 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", а также с учетом и во исполнение постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 N 3 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации".
(ред. от 27.08.2019)
"Об утверждении Регламента организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений"1.1. Регламент организации извещения участников судопроизводства посредством СМС-сообщений (далее - Регламент) разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, процессуальным законодательством Российской Федерации, на основании положений Инструкции по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 15.12.2004 N 161, Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.04.2003 N 36, Инструкции по делопроизводству в военных судах, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 9 октября 2014 г. N 219 (далее - Инструкции), приказа Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 20.06.2011 N 122 "О порядке и сроках ввода в эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", а также с учетом и во исполнение постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2012 N 3 "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации".
Статья: Электронные платформы правосудия по гражданским делам: состояние, риски, перспективы
(Борисова В.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)Мощный технический прогресс обусловил внедрение электронных технологий во все сферы жизни общества. Не стала исключением и судебная система, активная информатизация которой началась в конце 90-х гг. XX в. и сопровождалась принятием Концепции информатизации судов общей юрисдикции, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 г. <1> Основная идея концепции заключалась в оснащении судов и Судебного департамента средствами информатизации - компьютерами, оргтехникой, унифицированным специальным программным обеспечением; в создании базы данных статистики и судебного делопроизводства. Разрозненность информационных систем, используемых для обеспечения судопроизводства, привела к осознанию необходимости формирования единого информационного пространства судов. Эта идея материализовалась в концепции информатизации судов общей юрисдикции, утвержденной Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 и предусматривающей создание государственной автоматизированной системы "Правосудие" (ГАС "Правосудие"). Платформой для проведения соответствующих мероприятий стала федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 гг., а затем и на 2007 - 2011 гг., нацеленная на формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства; на доступность для судей всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике <2>. В результате разработаны и эксплуатируются судами государственные автоматизированные системы "Правосудие" и "Мой арбитр". Постепенно приоритет в развитии информационных систем сместился с обеспечения функционирования судебного делопроизводства, статистики и архива в сторону "электронной" реализации процессуальных полномочий участников процесса. В связи с этим в юридический обиход вошло понятие "электронное правосудие". В настоящее время оно не получило своего законодательного закрепления. Согласно Приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 362 электронное правосудие - это "способ и форма осуществления предусмотренных законом процессуальных действий, основанные на использовании информационных технологий в деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц в электронном (цифровом) виде" <3>. Основой мероприятий по созданию мобильного и электронного правосудия стала федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" <4>.
(Борисова В.Ф.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 4)Мощный технический прогресс обусловил внедрение электронных технологий во все сферы жизни общества. Не стала исключением и судебная система, активная информатизация которой началась в конце 90-х гг. XX в. и сопровождалась принятием Концепции информатизации судов общей юрисдикции, одобренной Советом судей Российской Федерации 29 октября 1999 г. <1> Основная идея концепции заключалась в оснащении судов и Судебного департамента средствами информатизации - компьютерами, оргтехникой, унифицированным специальным программным обеспечением; в создании базы данных статистики и судебного делопроизводства. Разрозненность информационных систем, используемых для обеспечения судопроизводства, привела к осознанию необходимости формирования единого информационного пространства судов. Эта идея материализовалась в концепции информатизации судов общей юрисдикции, утвержденной Постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75 и предусматривающей создание государственной автоматизированной системы "Правосудие" (ГАС "Правосудие"). Платформой для проведения соответствующих мероприятий стала федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 гг., а затем и на 2007 - 2011 гг., нацеленная на формирование единой информационной технологии судебного делопроизводства; на доступность для судей всего объема информации о законодательстве Российской Федерации и судебной практике <2>. В результате разработаны и эксплуатируются судами государственные автоматизированные системы "Правосудие" и "Мой арбитр". Постепенно приоритет в развитии информационных систем сместился с обеспечения функционирования судебного делопроизводства, статистики и архива в сторону "электронной" реализации процессуальных полномочий участников процесса. В связи с этим в юридический обиход вошло понятие "электронное правосудие". В настоящее время оно не получило своего законодательного закрепления. Согласно Приказу Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. N 362 электронное правосудие - это "способ и форма осуществления предусмотренных законом процессуальных действий, основанные на использовании информационных технологий в деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц в электронном (цифровом) виде" <3>. Основой мероприятий по созданию мобильного и электронного правосудия стала федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" <4>.
Статья: Дистанционная реформа процессуального законодательства в банковской сфере
(Рузакова О.А.)
("Банковское право", 2022, N 2)Банки, выступая в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц и других участников процессуальных отношений, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 440), внесшим изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), некоторые другие федеральные законы, могут направить исковое заявление, заявление, жалобу, представление и иные документы в электронном виде тремя способами: во-первых, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; во-вторых - информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации; в-третьих - систем электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. От того, каким образом будет направлен электронный документ, зависят и требования к подписи. Простой электронной подписью подписываются документы, которые подаются посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или информационной системы. Могут быть исключения из общего правила, предусмотренные ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ: например, в соответствии с ч. 1 ст. 139 ГПК РФ заявление об обеспечении иска, подаваемое в электронном виде, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Документы, которые подаются посредством систем электронного документооборота участников арбитражного процесса, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Если представитель банка выступает в качестве эксперта в судебном заседании, что имеет чрезвычайно важное значение, поскольку зачастую сотрудники банков, в том числе Центрального банка, могут обладать специальными знаниями, необходимыми для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения спора, то при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции о разъяснении им прав и обязанностей и предупреждении об ответственности эксперта за их нарушение подписка представляется в суд в форме электронного документа, подписанного также усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 155.2 Гражданского процессуального кодекса РФ).
(Рузакова О.А.)
("Банковское право", 2022, N 2)Банки, выступая в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц и других участников процессуальных отношений, в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. N 440-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 440), внесшим изменения в Гражданский процессуальный кодекс РФ (ГПК РФ), Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), Кодекс административного судопроизводства РФ (КАС РФ), некоторые другие федеральные законы, могут направить исковое заявление, заявление, жалобу, представление и иные документы в электронном виде тремя способами: во-первых, посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"; во-вторых - информационной системы, определенной Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации; в-третьих - систем электронного документооборота участников процесса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. От того, каким образом будет направлен электронный документ, зависят и требования к подписи. Простой электронной подписью подписываются документы, которые подаются посредством единого портала государственных и муниципальных услуг или информационной системы. Могут быть исключения из общего правила, предусмотренные ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ: например, в соответствии с ч. 1 ст. 139 ГПК РФ заявление об обеспечении иска, подаваемое в электронном виде, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью. Документы, которые подаются посредством систем электронного документооборота участников арбитражного процесса, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Если представитель банка выступает в качестве эксперта в судебном заседании, что имеет чрезвычайно важное значение, поскольку зачастую сотрудники банков, в том числе Центрального банка, могут обладать специальными знаниями, необходимыми для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения спора, то при участии в судебном заседании путем использования системы веб-конференции о разъяснении им прав и обязанностей и предупреждении об ответственности эксперта за их нарушение подписка представляется в суд в форме электронного документа, подписанного также усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 4 ст. 155.2 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Статья: ГАС "Правосудие": опыт судов общей юрисдикции Нижегородской области в применении сервисов электронного правосудия
(Щукин Ф.В., Фетисова Т.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Председатель Нижегородского областного суда Вячеслав Поправко отмечает: "В рамках развития цифровой инфраструктуры судов значение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" трудно переоценить. Эффективное функционирование системы играет существенную роль в реализации основополагающих принципов правосудия, обеспечивает прозрачность и доступность судебной деятельности для граждан. К пятнадцатилетнему юбилею ГАС "Правосудие" практика применения цифровых сервисов судами общей юрисдикции Нижегородской области будет отражена на страницах очередного номера журнала судейского сообщества Нижегородской области "Судебный вестник Нижегородской области", тема номера "Открытость и доступность судебной власти".
(Щукин Ф.В., Фетисова Т.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)Председатель Нижегородского областного суда Вячеслав Поправко отмечает: "В рамках развития цифровой инфраструктуры судов значение Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" трудно переоценить. Эффективное функционирование системы играет существенную роль в реализации основополагающих принципов правосудия, обеспечивает прозрачность и доступность судебной деятельности для граждан. К пятнадцатилетнему юбилею ГАС "Правосудие" практика применения цифровых сервисов судами общей юрисдикции Нижегородской области будет отражена на страницах очередного номера журнала судейского сообщества Нижегородской области "Судебный вестник Нижегородской области", тема номера "Открытость и доступность судебной власти".
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)<22> О практике применения см. также: Решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 января 2014 г. по делу N 2-183/2014(2-3381/2013) (о запрете эксплуатации объекта размещения граждан, понуждении пройти классификацию объекта); Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 4 декабря 2015 г. по делу N 2-3133/2015 (о признании действий в части оказания гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и размещения граждан без свидетельства о присвоении средству размещения категории незаконными, понуждении к прекращению противоправных действий) // ГАС РФ "Правосудие". URL: https://sudrf.ru.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)<22> О практике применения см. также: Решение Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 28 января 2014 г. по делу N 2-183/2014(2-3381/2013) (о запрете эксплуатации объекта размещения граждан, понуждении пройти классификацию объекта); Решение Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 4 декабря 2015 г. по делу N 2-3133/2015 (о признании действий в части оказания гостиничных услуг, услуг по обеспечению временного проживания и размещения граждан без свидетельства о присвоении средству размещения категории незаконными, понуждении к прекращению противоправных действий) // ГАС РФ "Правосудие". URL: https://sudrf.ru.