О структуре администрации области
Подборка наиболее важных документов по запросу О структуре администрации области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе плановой проверки администрации, проведенной в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, управлением выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности...
(КонсультантПлюс, 2025)"...в ходе плановой проверки администрации, проведенной в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, управлением выявлены нарушения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области пожарной безопасности...
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21.11.2024 N 88-20600/2024 (УИД 74RS0017-01-2023-005265-95)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указывает, что ему ненадлежащими действиями ответчика были причинены нравственные страдания.
Решение: Отказано.Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о том, что администрация Златоустовского городского округа Челябинской области не является правопреемником Комиссии по назначению пенсий при Златоустовском горисполкоме, поскольку с учетом принятия Закона РСФСР от 24 мая 1991 года N 1329-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления" и Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 года "О местном самоуправлении в Российской Федерации" местные Советы народных депутатов были отнесены к органам местного самоуправления и исключены из системы органов государственной власти и по состоянию на 09 июня 1993 года к полномочиям городской администрации в области социальной защиты населения были отнесены вопросы назначения и выплаты пенсий и пособий, в связи с этим администрация Златоустовского городского округа Челябинской области как правопреемник Златоустовского горисполкома несет ответственность за действия последнего. Суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие на 1993 год в структуре администрации Комиссии по назначению пенсий об обратном не свидетельствует, напротив, из выписки из протокола от 09 июня 1993 года следует, что вопросы назначения и выплаты пенсий были отнесены к ведению Златоустовского горисполкома, однако, как установлено в судебном заседании, оснований для возложения ответственности на администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области не имеется.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указывает, что ему ненадлежащими действиями ответчика были причинены нравственные страдания.
Решение: Отказано.Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда о том, что администрация Златоустовского городского округа Челябинской области не является правопреемником Комиссии по назначению пенсий при Златоустовском горисполкоме, поскольку с учетом принятия Закона РСФСР от 24 мая 1991 года N 1329-1 "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР в связи с реформой местного самоуправления" и Закона Российской Федерации от 06 июля 1991 года "О местном самоуправлении в Российской Федерации" местные Советы народных депутатов были отнесены к органам местного самоуправления и исключены из системы органов государственной власти и по состоянию на 09 июня 1993 года к полномочиям городской администрации в области социальной защиты населения были отнесены вопросы назначения и выплаты пенсий и пособий, в связи с этим администрация Златоустовского городского округа Челябинской области как правопреемник Златоустовского горисполкома несет ответственность за действия последнего. Суд апелляционной инстанции указал, что отсутствие на 1993 год в структуре администрации Комиссии по назначению пенсий об обратном не свидетельствует, напротив, из выписки из протокола от 09 июня 1993 года следует, что вопросы назначения и выплаты пенсий были отнесены к ведению Златоустовского горисполкома, однако, как установлено в судебном заседании, оснований для возложения ответственности на администрацию Златоустовского городского округа Челябинской области не имеется.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)местной администрацией либо входящим в ее структуру и уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевым (функциональным) или территориальным органом - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в собственности муниципального образования.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)местной администрацией либо входящим в ее структуру и уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевым (функциональным) или территориальным органом - в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, находящегося в собственности муниципального образования.
Статья: Публичная администрация в России: понятие, система и структура
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (указом (распоряжением) губернатора, главы субъекта Российской Федерации) <38>. При этом структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации характеризуется многообразием видов органов и особенностями их наименований, в том числе объемом реализуемых ими функциональных административно-публичных полномочий. Так, например, в структуру органов исполнительной власти Владимирской области входят департаменты по соответствующим отраслям (Департамент молодежной политики и общественных проектов, Департамент здравоохранения, Департамент юстиции и др.), а также инспекции и государственные инспекции (например, Инспекция государственного жилищного надзора, государственная инспекция административно-технического надзора, инспекция государственного строительного надзора, Контрольно-ревизионная инспекция), в том числе представительство администрации Владимирской области при Правительстве Российской Федерации <39>. В некоторых субъектах Российской Федерации, например в Краснодарском крае, структура органов исполнительной власти в соответствии с принятым законом обозначается как система, в которую входят, наряду с департаментами (департамент информационной политики, департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, региональная энергетическая комиссия (департамент) и др.), отраслевые министерства (Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Министерство экономики и др.), в том числе государственная жилищная инспекция; Управление ЗАГС <40>. Это обстоятельство лишь подчеркивает необходимость законодательного урегулирования понятий "система" и "структура органов публичной администрации" в целях единообразия и обеспечения системного подхода в сферах правотворческой и административно-нормотворческой деятельности государства.
(Стахов А.И., Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (указом (распоряжением) губернатора, главы субъекта Российской Федерации) <38>. При этом структура органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации характеризуется многообразием видов органов и особенностями их наименований, в том числе объемом реализуемых ими функциональных административно-публичных полномочий. Так, например, в структуру органов исполнительной власти Владимирской области входят департаменты по соответствующим отраслям (Департамент молодежной политики и общественных проектов, Департамент здравоохранения, Департамент юстиции и др.), а также инспекции и государственные инспекции (например, Инспекция государственного жилищного надзора, государственная инспекция административно-технического надзора, инспекция государственного строительного надзора, Контрольно-ревизионная инспекция), в том числе представительство администрации Владимирской области при Правительстве Российской Федерации <39>. В некоторых субъектах Российской Федерации, например в Краснодарском крае, структура органов исполнительной власти в соответствии с принятым законом обозначается как система, в которую входят, наряду с департаментами (департамент информационной политики, департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства, региональная энергетическая комиссия (департамент) и др.), отраслевые министерства (Министерство транспорта и дорожного хозяйства, Министерство экономики и др.), в том числе государственная жилищная инспекция; Управление ЗАГС <40>. Это обстоятельство лишь подчеркивает необходимость законодательного урегулирования понятий "система" и "структура органов публичной администрации" в целях единообразия и обеспечения системного подхода в сферах правотворческой и административно-нормотворческой деятельности государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)3) местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы (далее - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия).
Решение Конституционного Суда РФ от 28.01.2016
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"Предметом рассмотрения являлись также оспоренные положения указанного Закона Иркутской области, предусматривающие применительно к городскому округу, на территории которого находится административный центр Иркутской области, единственно возможный способ замещения должности главы городского округа и определяющие его место в структуре органов местного самоуправления как возглавляющего местную администрацию.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2015 года"Предметом рассмотрения являлись также оспоренные положения указанного Закона Иркутской области, предусматривающие применительно к городскому округу, на территории которого находится административный центр Иркутской области, единственно возможный способ замещения должности главы городского округа и определяющие его место в структуре органов местного самоуправления как возглавляющего местную администрацию.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 8 апреля 2010 г. N 6 "Об утверждении структуры органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Верхнеуфалейского городского округа" // Уфалейский рабочий. 2010. 22 апр. N 42.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 8 апреля 2010 г. N 6 "Об утверждении структуры органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Верхнеуфалейского городского округа" // Уфалейский рабочий. 2010. 22 апр. N 42.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)После увольнения И. обратился с заявлением о приеме на работу на должность начальника юридического отдела во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области (далее - работодатель). И. полагал, что, поскольку в Администрации Альменевского района он занимал должность начальника юридического отдела и в структуре работодателя есть аналогичное подразделение - юридический отдел и должность начальника юридического отдела, он имел преимущественное право приема на работу на данную должность. Все работники администрации Альменевского района были приняты на работу к работодателю на свои прежние рабочие места, кроме него. В удовлетворении его заявления о приеме на работу было отказано на том основании, что работодатель "не обязан был заключать с ним трудовой договор".
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)После увольнения И. обратился с заявлением о приеме на работу на должность начальника юридического отдела во вновь образованное муниципальное образование - Альменевский муниципальный округ Курганской области (далее - работодатель). И. полагал, что, поскольку в Администрации Альменевского района он занимал должность начальника юридического отдела и в структуре работодателя есть аналогичное подразделение - юридический отдел и должность начальника юридического отдела, он имел преимущественное право приема на работу на данную должность. Все работники администрации Альменевского района были приняты на работу к работодателю на свои прежние рабочие места, кроме него. В удовлетворении его заявления о приеме на работу было отказано на том основании, что работодатель "не обязан был заключать с ним трудовой договор".
Статья: Глава органа местного самоуправления как особый субъект должностного преступления
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Указанные статьи носят признаки бланкетного состава, вынуждая правоприменителя обращаться к нормам иных отраслей права. При этом в связи с отсутствием унификации терминологического аппарата различных отраслей права возникают в целом сложности в определении правового статуса различных категорий муниципальных служащих и лиц, замещающих должности муниципальной службы. В порядке примера даже структуры исполнительной власти правительства Калининградской области в официальной переписке смешивают понятия главы муниципального образования и главы местной администрации. Так, письма, содержащие обращения по вопросам полномочий, исполняемых местными администрациями, возглавляемыми "сити-менеджерами", нередко адресуются главам муниципальных образований, возглавляющим представительный, а не исполнительный орган.
(Куликов А.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 1)Указанные статьи носят признаки бланкетного состава, вынуждая правоприменителя обращаться к нормам иных отраслей права. При этом в связи с отсутствием унификации терминологического аппарата различных отраслей права возникают в целом сложности в определении правового статуса различных категорий муниципальных служащих и лиц, замещающих должности муниципальной службы. В порядке примера даже структуры исполнительной власти правительства Калининградской области в официальной переписке смешивают понятия главы муниципального образования и главы местной администрации. Так, письма, содержащие обращения по вопросам полномочий, исполняемых местными администрациями, возглавляемыми "сити-менеджерами", нередко адресуются главам муниципальных образований, возглавляющим представительный, а не исполнительный орган.
Статья: Использование методов научных исследований участия граждан в обеспечении обороны и безопасности Российской Федерации
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 8)Применение системной методологии особенно полезно при раскрытии структуры и взаимоотношений элементов публичной администрации в целом и субъектного состава публичной администрации в сфере обеспечения обороны и безопасности в частности. Анализ полномочий субъектов, уполномоченных в области обороны и безопасности, а также специфика понятий национальной, государственной и общественной безопасности показывают целесообразность применения широкого подхода к понятиям публичной администрации и публичного администрирования.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2024, N 8)Применение системной методологии особенно полезно при раскрытии структуры и взаимоотношений элементов публичной администрации в целом и субъектного состава публичной администрации в сфере обеспечения обороны и безопасности в частности. Анализ полномочий субъектов, уполномоченных в области обороны и безопасности, а также специфика понятий национальной, государственной и общественной безопасности показывают целесообразность применения широкого подхода к понятиям публичной администрации и публичного администрирования.
Статья: Местные традиции в историко-правовом и организационно-кадровом контексте самоуправления в России
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)В этом контексте отметим, что в истории правового регулирования организации местного уровня власти есть примеры, подтверждавшие актуальность локальных особенностей и традиций даже в условиях полной централизации управления и преобладания механизма назначения кадрового состава государственной администрации над его выборностью. Так, в XIX в. в период усиления министерской системы, когда местные органы стали подчиненными определенному ведомству в столице, действовали специальные правовые нормы о статусе местных установлений и их должностных лиц, сосредоточенные в едином сборнике законов (Своде учреждений государственных и губернских под названием "Общее губернское учреждение"), составляющем второй том Свода законов Российской империи. Его Правительство переиздавало не менее четырех раз вплоть до начала XX века, отражая изменения, происходившие в исследуемый период в государстве и ее провинциях на основе учета территориальных особенностей последних. Особая система управления (под руководством наместника) предусматривалась специальным документом - конституцией 1815 г. - в Царстве Польском. Отдельно система местного управления и структура администрации была предусмотрена по Учреждению для управления Сибирских губерний от 22 июля 1822 г. В конце XIX века по "Особенным учреждениям" также управлялись Кавказский край, состоящий из шести губерний, четырех областей и двух округов; отдельно выделялась Закаспийская область. Аспект формирования локальных земских и городских традиций управления усиливается в период соответствующих Великих реформ Александра II, "породивших институты, смыслы и ценности современного обустройства местного самоуправления" [7]. Иными словами, различия в языке, культуре, национальных обычаях, образе жизни коренного населения, природном компоненте, специфике повседневных потребностей жителей их-за различия в ресурсах, их удовлетворяющих, были и остаются исторически обусловленными естественными факторами особенной правовой регламентации системы власти и управления на местах.
(Чуб Н.В.)
("Местное право", 2025, N 4)В этом контексте отметим, что в истории правового регулирования организации местного уровня власти есть примеры, подтверждавшие актуальность локальных особенностей и традиций даже в условиях полной централизации управления и преобладания механизма назначения кадрового состава государственной администрации над его выборностью. Так, в XIX в. в период усиления министерской системы, когда местные органы стали подчиненными определенному ведомству в столице, действовали специальные правовые нормы о статусе местных установлений и их должностных лиц, сосредоточенные в едином сборнике законов (Своде учреждений государственных и губернских под названием "Общее губернское учреждение"), составляющем второй том Свода законов Российской империи. Его Правительство переиздавало не менее четырех раз вплоть до начала XX века, отражая изменения, происходившие в исследуемый период в государстве и ее провинциях на основе учета территориальных особенностей последних. Особая система управления (под руководством наместника) предусматривалась специальным документом - конституцией 1815 г. - в Царстве Польском. Отдельно система местного управления и структура администрации была предусмотрена по Учреждению для управления Сибирских губерний от 22 июля 1822 г. В конце XIX века по "Особенным учреждениям" также управлялись Кавказский край, состоящий из шести губерний, четырех областей и двух округов; отдельно выделялась Закаспийская область. Аспект формирования локальных земских и городских традиций управления усиливается в период соответствующих Великих реформ Александра II, "породивших институты, смыслы и ценности современного обустройства местного самоуправления" [7]. Иными словами, различия в языке, культуре, национальных обычаях, образе жизни коренного населения, природном компоненте, специфике повседневных потребностей жителей их-за различия в ресурсах, их удовлетворяющих, были и остаются исторически обусловленными естественными факторами особенной правовой регламентации системы власти и управления на местах.
Статья: Уличные комитеты - форма участия населения в осуществлении местного самоуправления
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Все председатели уличных комитетов подлежат обязательной регистрации в администрации муниципального образования. Председателю уличного комитета выдается удостоверение.
(Быкова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Все председатели уличных комитетов подлежат обязательной регистрации в администрации муниципального образования. Председателю уличного комитета выдается удостоверение.
Статья: Правовое регулирование деятельности подразделений по вопросам миграции Министерства внутренних дел России
(Муленко Н.В.)
("Миграционное право", 2022, N 2)Выводы: административно-процессуальная деятельность в сфере миграции является прерогативой Министерства внутренних дел Российской Федерации. Подразделения по вопросам миграции являются ключевым органом государственной администрации в сфере миграции. Рассмотрев основные принципы и тенденции развития миграционного законодательства Российской Федерации, автор выделяет взаимодействие правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в области миграции, с другими структурами и общественными организациями как один из основных факторов, способствующих наиболее успешной реализации основных направлений миграционной политики.
(Муленко Н.В.)
("Миграционное право", 2022, N 2)Выводы: административно-процессуальная деятельность в сфере миграции является прерогативой Министерства внутренних дел Российской Федерации. Подразделения по вопросам миграции являются ключевым органом государственной администрации в сфере миграции. Рассмотрев основные принципы и тенденции развития миграционного законодательства Российской Федерации, автор выделяет взаимодействие правоохранительных органов, осуществляющих деятельность в области миграции, с другими структурами и общественными организациями как один из основных факторов, способствующих наиболее успешной реализации основных направлений миграционной политики.
Статья: Элемент планировочной структуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях осуществления единой политики в области присвоения наименований элементам планировочной структуры в честь выдающихся людей в Ленинском городском округе создается комиссия по рассмотрению данных вопросов при администрации Ленинского городского округа, состав, порядок деятельности и полномочия которой утверждаются постановлением администрации Ленинского городского округа.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В целях осуществления единой политики в области присвоения наименований элементам планировочной структуры в честь выдающихся людей в Ленинском городском округе создается комиссия по рассмотрению данных вопросов при администрации Ленинского городского округа, состав, порядок деятельности и полномочия которой утверждаются постановлением администрации Ленинского городского округа.
Статья: Территориальное общественное самоуправление в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В других субъектах Российской Федерации СФО нашли свое применение перечисленные формы взаимодействия ТОС, органов местного самоуправления, органов государственной власти и государственных органов, были найдены новые: планирование общей работы депутатов и органов ТОС, подготовка совместных правотворческих инициатив, направленных на развитие соответствующих территорий; осуществление контроля за исполнением просьб, полученных депутатами от жителей во время избирательных кампаний; участие в совещаниях с представителями структурных подразделений администрации муниципального образования, краевых и федеральных структур (Алтайский край); участие представителей ТОС в деятельности (работе) общественных палат муниципальных образований, общественных советов, создаваемых при органах местного самоуправления (Иркутская область).
(Чекрыга М.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)В других субъектах Российской Федерации СФО нашли свое применение перечисленные формы взаимодействия ТОС, органов местного самоуправления, органов государственной власти и государственных органов, были найдены новые: планирование общей работы депутатов и органов ТОС, подготовка совместных правотворческих инициатив, направленных на развитие соответствующих территорий; осуществление контроля за исполнением просьб, полученных депутатами от жителей во время избирательных кампаний; участие в совещаниях с представителями структурных подразделений администрации муниципального образования, краевых и федеральных структур (Алтайский край); участие представителей ТОС в деятельности (работе) общественных палат муниципальных образований, общественных советов, создаваемых при органах местного самоуправления (Иркутская область).
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В январе 2022 г. было принято решение о создании Министерства цифровизации (Ministry of Digital Affairs) [218], в функционал которого должны войти планирование, координация и стимулирование работы по цифровому развитию в области телекоммуникаций, информатизации, кибербезопасности, Интернета, создания цифрового правительства, цифровой инфраструктуры и цифровой трансформации экономики. В структуру Министерства в качестве отдельных единиц должны войти Администрация по цифровым отраслям (Administration for Digital Industries) и Администрация по кибербезопасности (Administration for Cyber Security).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В январе 2022 г. было принято решение о создании Министерства цифровизации (Ministry of Digital Affairs) [218], в функционал которого должны войти планирование, координация и стимулирование работы по цифровому развитию в области телекоммуникаций, информатизации, кибербезопасности, Интернета, создания цифрового правительства, цифровой инфраструктуры и цифровой трансформации экономики. В структуру Министерства в качестве отдельных единиц должны войти Администрация по цифровым отраслям (Administration for Digital Industries) и Администрация по кибербезопасности (Administration for Cyber Security).