О разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу О разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Судебный порядок получения разрешения на отмену постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (п. 13 ч. 2 ст. 29, ч. 1.1 ст. 214, ст. 214.1 УПК России)
(Николюк В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1
(Николюк В.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 214.1. Судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)Статья 214.1. Судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
Нормативные акты
"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
(ред. от 27.10.2025)Статья 214.1. Судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
(ред. от 27.10.2025)Статья 214.1. Судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования
Статья: Судебный контроль как самостоятельная функция судебной власти и его место в досудебном производстве по уголовным делам
(Александров И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)5) производства по ходатайствам о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;
(Александров И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)5) производства по ходатайствам о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования;
Статья: Суд как гарант реабилитации граждан, подвергнутых незаконному уголовному преследованию
(Канцеляров А.В., Васильев Д.В.)
("Законность", 2022, N 12)Так, Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. N 77-237/2020 оставлено без изменения Постановление районного суда об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора о разрешении отмены Постановления следователя о прекращении уголовного дела по ст. 293, 296 УК РФ (халатность; угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования). Согласно выводам суда кассационной инстанции при решении вопросов, связанных с возобновлением прекращенных уголовных дел, надлежит исходить из необходимости обеспечения и защиты как интересов правосудия, прав и свобод потерпевших от преступлений, так и прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и считающихся невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ); поэтому недопустимо неоднократное возобновление прекращенного уголовного дела, в том числе по одному и тому же основанию (в частности, по причине неполноты проведенного расследования), создающее для лица, в отношении которого дело было прекращено, постоянную угрозу уголовного преследования и тем самым - ограничения его прав и свобод.
(Канцеляров А.В., Васильев Д.В.)
("Законность", 2022, N 12)Так, Определением Первого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. N 77-237/2020 оставлено без изменения Постановление районного суда об отказе в удовлетворении ходатайства прокурора о разрешении отмены Постановления следователя о прекращении уголовного дела по ст. 293, 296 УК РФ (халатность; угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования). Согласно выводам суда кассационной инстанции при решении вопросов, связанных с возобновлением прекращенных уголовных дел, надлежит исходить из необходимости обеспечения и защиты как интересов правосудия, прав и свобод потерпевших от преступлений, так и прав и законных интересов лиц, привлекаемых к уголовной ответственности и считающихся невиновными до тех пор, пока их виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ); поэтому недопустимо неоднократное возобновление прекращенного уголовного дела, в том числе по одному и тому же основанию (в частности, по причине неполноты проведенного расследования), создающее для лица, в отношении которого дело было прекращено, постоянную угрозу уголовного преследования и тем самым - ограничения его прав и свобод.
"Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях российского уголовного судопроизводства: монография"
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)Принудительный характер уголовно-процессуальной деятельности, возможность принятия органами предварительного расследования процессуальных решений, исключающих дальнейшее производство по материалу проверки или уголовному делу по стадиям, нередко сопровождаются ограничением конституционных прав и свобод личности. Объективная потребность в обеспечении разнонаправленных правовых интересов участников процесса, выполняющих уголовно-процессуальные функции защиты и обвинения, требует безотлагательной проверки независимым и беспристрастным судебным органом законности и обоснованности различных ходатайств, решений и действий государственно-властных субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Современная отечественная уголовно-процессуальная политика последовательно направлена на повышение роли суда в досудебных стадиях процесса: обозначилась тенденция к расширению полномочий суда при применении мер пресечения, выделены процессуальные особенности рассмотрения судом отдельных категорий жалоб (ст. 125.1 УПК РФ), нормативное закрепление приобрела процедура судебного порядка получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 214.1 УПК РФ).
(Хроменков И.Р., Качалова О.В.)
("Проспект", 2023)Принудительный характер уголовно-процессуальной деятельности, возможность принятия органами предварительного расследования процессуальных решений, исключающих дальнейшее производство по материалу проверки или уголовному делу по стадиям, нередко сопровождаются ограничением конституционных прав и свобод личности. Объективная потребность в обеспечении разнонаправленных правовых интересов участников процесса, выполняющих уголовно-процессуальные функции защиты и обвинения, требует безотлагательной проверки независимым и беспристрастным судебным органом законности и обоснованности различных ходатайств, решений и действий государственно-властных субъектов уголовно-процессуальной деятельности. Современная отечественная уголовно-процессуальная политика последовательно направлена на повышение роли суда в досудебных стадиях процесса: обозначилась тенденция к расширению полномочий суда при применении мер пресечения, выделены процессуальные особенности рассмотрения судом отдельных категорий жалоб (ст. 125.1 УПК РФ), нормативное закрепление приобрела процедура судебного порядка получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 214.1 УПК РФ).
Статья: Обеспечение судом правовых интересов в досудебных стадиях уголовного судопроизводства
(Качалова О.В., Хроменков И.Р.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Современная отечественная уголовно-процессуальная политика последовательно направлена на повышение роли суда в досудебных стадиях процесса: обозначилась тенденция к расширению полномочий суда при применении мер пресечения, выделены процессуальные особенности рассмотрения судом отдельных категорий жалоб (ст. 125.1 УПК РФ), правовое регулирование приобрела процедура судебного порядка получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 214.1 УПК РФ).
(Качалова О.В., Хроменков И.Р.)
("Правосудие/Justice", 2023, N 1)Современная отечественная уголовно-процессуальная политика последовательно направлена на повышение роли суда в досудебных стадиях процесса: обозначилась тенденция к расширению полномочий суда при применении мер пресечения, выделены процессуальные особенности рассмотрения судом отдельных категорий жалоб (ст. 125.1 УПК РФ), правовое регулирование приобрела процедура судебного порядка получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 214.1 УПК РФ).
Статья: Проблемы реализации судом контрольных функций на стадии предварительного расследования
(Новойдарская И.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Актуальность данного тезиса подтверждается направлением отечественной уголовно-процессуальной политики, которая ориентирована на повышение роли суда в досудебных стадиях процесса путем расширения полномочий суда при применении мер пресечения, выделения процессуальных особенностей рассмотрения отдельных категорий жалоб (ст. 125.1 УПК РФ), правового регулирования пробела процедуры судебного порядка получения разрешения отмены постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 214.1 УПК РФ), как указывают О.В. Качалова и И.Р. Хроменко <5>. Противники расширения функций судебного контроля высказывают опасения относительно возможной утраты самостоятельности органов предварительного расследования и чрезмерной загруженности судов. Эти опасения, безусловно, заслуживают внимания и требуют тщательного анализа. Однако они не должны становиться препятствием для совершенствования механизмов защиты прав и свобод граждан в уголовном процессе. Важно найти оптимальное соотношение между контрольными полномочиями суда и самостоятельностью органов предварительного расследования.
(Новойдарская И.В.)
("Мировой судья", 2025, N 6)Актуальность данного тезиса подтверждается направлением отечественной уголовно-процессуальной политики, которая ориентирована на повышение роли суда в досудебных стадиях процесса путем расширения полномочий суда при применении мер пресечения, выделения процессуальных особенностей рассмотрения отдельных категорий жалоб (ст. 125.1 УПК РФ), правового регулирования пробела процедуры судебного порядка получения разрешения отмены постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (ст. 214.1 УПК РФ), как указывают О.В. Качалова и И.Р. Хроменко <5>. Противники расширения функций судебного контроля высказывают опасения относительно возможной утраты самостоятельности органов предварительного расследования и чрезмерной загруженности судов. Эти опасения, безусловно, заслуживают внимания и требуют тщательного анализа. Однако они не должны становиться препятствием для совершенствования механизмов защиты прав и свобод граждан в уголовном процессе. Важно найти оптимальное соотношение между контрольными полномочиями суда и самостоятельностью органов предварительного расследования.
Статья: Возобновление уголовного преследования в стадии возбуждения уголовного дела
(Овсянников И.В.)
("Современное право", 2024, N 5)В соответствии с Федеральным законом от 12.11.2018 N 411-ФЗ <4> суд получил полномочия разрешать отмену постановления о прекращении уголовного дела или преследования в случае, когда истек один год со дня его вынесения (ч. 1.1 ст. 214 УПК РФ). Судебный порядок получения такого разрешения регламентирован в ст. 214.1 УПК РФ. Таким образом, федеральный законодатель ограничил определенным периодом времени для должностных лиц стороны обвинения возможность самостоятельно возобновлять уголовное преследование граждан. Такое законодательное решение следует оценить положительно.
(Овсянников И.В.)
("Современное право", 2024, N 5)В соответствии с Федеральным законом от 12.11.2018 N 411-ФЗ <4> суд получил полномочия разрешать отмену постановления о прекращении уголовного дела или преследования в случае, когда истек один год со дня его вынесения (ч. 1.1 ст. 214 УПК РФ). Судебный порядок получения такого разрешения регламентирован в ст. 214.1 УПК РФ. Таким образом, федеральный законодатель ограничил определенным периодом времени для должностных лиц стороны обвинения возможность самостоятельно возобновлять уголовное преследование граждан. Такое законодательное решение следует оценить положительно.
Статья: Защита прав потерпевших и пределы полномочий прокурора по надзору за исполнением законов органами предварительного следствия
(Терентьева Е.Е., Терентьев А.Е.)
("Законность", 2023, N 7)По мнению суда, следователь незаконно провел следственные действия, а также принял процессуальные решения после отмены постановления о прекращении уголовного дела с согласия суда в соответствии со ст. ст. 214, 214.1 УПК. Суд указал, что следователь до вступления в законную силу постановления суда об удовлетворении ходатайства руководителя следственного органа о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) не мог проводить следственные действия, тем более что впоследствии постановление суда первой инстанции отменено в связи с отсутствием заинтересованного лица и его адвоката при рассмотрении ходатайства следователя.
(Терентьева Е.Е., Терентьев А.Е.)
("Законность", 2023, N 7)По мнению суда, следователь незаконно провел следственные действия, а также принял процессуальные решения после отмены постановления о прекращении уголовного дела с согласия суда в соответствии со ст. ст. 214, 214.1 УПК. Суд указал, что следователь до вступления в законную силу постановления суда об удовлетворении ходатайства руководителя следственного органа о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) не мог проводить следственные действия, тем более что впоследствии постановление суда первой инстанции отменено в связи с отсутствием заинтересованного лица и его адвоката при рассмотрении ходатайства следователя.
Статья: О правилах применения ч. 2.2 ст. 27 УПК в условиях необходимости достижения назначения уголовного судопроизводства
(Камчатов К.В., Аристархов А.Л.)
("Законность", 2024, N 6)И еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, связан с возможностью прокурора отменять постановления следователя о прекращении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК по результатам применения ч. 2.2 ст. 27 УПК, вне обращения в суд для получения разрешения на отмену постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, в порядке, предусмотренном ст. 214.1 УПК. Полагаем, что этот вопрос с теоретической точки зрения сложно признать однозначным. В то же время считаем важным следующее.
(Камчатов К.В., Аристархов А.Л.)
("Законность", 2024, N 6)И еще один вопрос, на который хотелось бы обратить внимание, связан с возможностью прокурора отменять постановления следователя о прекращении уголовного дела на основании п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК по результатам применения ч. 2.2 ст. 27 УПК, вне обращения в суд для получения разрешения на отмену постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, в порядке, предусмотренном ст. 214.1 УПК. Полагаем, что этот вопрос с теоретической точки зрения сложно признать однозначным. В то же время считаем важным следующее.
Статья: Понятие деятельного раскаяния как основания освобождения от уголовной ответственности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 214 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа возбуждают перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются конкретные, фактические обстоятельства, в том числе новые сведения, подлежащие дополнительному расследованию. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (ч. 1 ст. 214.1 УПК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае, предусмотренном ч. 1.1 ст. 214 УПК РФ, прокурор, руководитель следственного органа возбуждают перед судом ходатайство о разрешении отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, о чем выносится соответствующее постановление. В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются конкретные, фактические обстоятельства, в том числе новые сведения, подлежащие дополнительному расследованию. К постановлению прилагаются материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (ч. 1 ст. 214.1 УПК РФ).
Статья: Порядок прекращения уголовного дела в связи с малозначительностью деяния
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановление следователя (дознавателя) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае признания его незаконным или необоснованным может быть отменено прокурором или судом (ч. 1, 2 ст. 214 УПК). Соответствующие полномочия суда и прокурора предусмотрены п. 13 ч. 2 ст. 29 и п. 8.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ соответственно. Судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования предусмотрен ст. 214.1 УПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Постановление следователя (дознавателя) о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в случае признания его незаконным или необоснованным может быть отменено прокурором или судом (ч. 1, 2 ст. 214 УПК). Соответствующие полномочия суда и прокурора предусмотрены п. 13 ч. 2 ст. 29 и п. 8.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ соответственно. Судебный порядок получения разрешения отмены постановления о прекращении уголовного дела или уголовного преследования предусмотрен ст. 214.1 УПК РФ.