О фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений
Подборка наиболее важных документов по запросу О фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Госслужащие: обязанности, ограничения и запреты
(КонсультантПлюс, 2025)...То обстоятельство, что о факте обращения к сотруднику... в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения истцу стало известно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении должностных лиц налоговых органов, не исключает его обязанности уведомить об указанном факте представителя нанимателя...
(КонсультантПлюс, 2025)...То обстоятельство, что о факте обращения к сотруднику... в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения истцу стало известно в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении должностных лиц налоговых органов, не исключает его обязанности уведомить об указанном факте представителя нанимателя...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Очевидно, что своевременность уведомления должна не только влиять на эффективность изобличения факта коррупционного правонарушения и его оперативного пресечения, но и позволять установить добросовестность и надлежащее исполнение государственным служащим возложенной на него Законом N 273-ФЗ обязанности. Однако вопрос о сроках направления государственным служащим уведомления в адрес установленного должностного лица не до конца урегулирован. Так, ряд подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок уведомления, не предусматривают каких-либо сроков уведомления, устанавливая лишь нормы, регулирующие общую процедуру уведомления, его регистрации и рассмотрения <9>. Также большой объем подзаконных актов, закрепляющих порядок уведомления, содержит размытые сроки направления уведомления государственным служащим, прибегая к распространенной формулировке "незамедлительно" <10>. Как справедливо отметил профессор М.В. Пресняков, формулировка "незамедлительно", применяемая к срокам уведомления о коррупционном правонарушении, не позволяет практически определить конкретный временной промежуток, в течение которого возможно было бы судить о своевременном либо несвоевременном исполнении государственным служащим своей должностной обязанности: "если с момента такого обращения прошел час или два, означает ли это, что служащий не исполнил обязанность уведомить о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения?" <11>. В этой связи возникает и вопрос о надлежащем исполнении государственным служащим своей должностной обязанности о незамедлительном уведомлении в случае получения им сообщения о склонении к коррупционному правонарушению в нерабочее время, выходные дни или в процессе его длительного командирования в субъект Российской Федерации не по месту службы. Ряд подзаконных актов предусматривают сроки уведомления в вышеперечисленных случаях <12>, однако в большинстве данный момент остается неурегулированным.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Очевидно, что своевременность уведомления должна не только влиять на эффективность изобличения факта коррупционного правонарушения и его оперативного пресечения, но и позволять установить добросовестность и надлежащее исполнение государственным служащим возложенной на него Законом N 273-ФЗ обязанности. Однако вопрос о сроках направления государственным служащим уведомления в адрес установленного должностного лица не до конца урегулирован. Так, ряд подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок уведомления, не предусматривают каких-либо сроков уведомления, устанавливая лишь нормы, регулирующие общую процедуру уведомления, его регистрации и рассмотрения <9>. Также большой объем подзаконных актов, закрепляющих порядок уведомления, содержит размытые сроки направления уведомления государственным служащим, прибегая к распространенной формулировке "незамедлительно" <10>. Как справедливо отметил профессор М.В. Пресняков, формулировка "незамедлительно", применяемая к срокам уведомления о коррупционном правонарушении, не позволяет практически определить конкретный временной промежуток, в течение которого возможно было бы судить о своевременном либо несвоевременном исполнении государственным служащим своей должностной обязанности: "если с момента такого обращения прошел час или два, означает ли это, что служащий не исполнил обязанность уведомить о фактах склонения к совершению коррупционного правонарушения?" <11>. В этой связи возникает и вопрос о надлежащем исполнении государственным служащим своей должностной обязанности о незамедлительном уведомлении в случае получения им сообщения о склонении к коррупционному правонарушению в нерабочее время, выходные дни или в процессе его длительного командирования в субъект Российской Федерации не по месту службы. Ряд подзаконных актов предусматривают сроки уведомления в вышеперечисленных случаях <12>, однако в большинстве данный момент остается неурегулированным.
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В то же время применительно к реализации обязанности уведомления о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений на практике возникает огромное количество вопросов, начиная с того, о каких конкретно фактах, собственно, следует уведомлять, и заканчивая процедурными вопросами уведомления. В результате нередко перед обязанным лицом встает некий квест, неправильное "прохождение" которого может обернуться применением серьезных мер юридической ответственности.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)В то же время применительно к реализации обязанности уведомления о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений на практике возникает огромное количество вопросов, начиная с того, о каких конкретно фактах, собственно, следует уведомлять, и заканчивая процедурными вопросами уведомления. В результате нередко перед обязанным лицом встает некий квест, неправильное "прохождение" которого может обернуться применением серьезных мер юридической ответственности.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"2. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Приказ ФНС России от 20.11.2015 N ММВ-7-4/536@
(ред. от 08.11.2022)
"Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной налоговой службой"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2015 N 40132)Зарегистрировано в Минюсте России 16 декабря 2015 г. N 40132
(ред. от 08.11.2022)
"Об утверждении Порядка уведомления работодателя о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора, в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной налоговой службой"
(Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2015 N 40132)Зарегистрировано в Минюсте России 16 декабря 2015 г. N 40132
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего, невыполнение которой является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение его к иным видам ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: Процессуальные механизмы защиты нарушенных прав и административные запреты: опыт системного правоприменения
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<14> Голубых Н.В., Поливанная Е.М. Обязанность уведомлять о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как мера противодействия коррупции // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. N 1 (38). С. 8 - 10.
(Осинцев Д.В.)
("Администратор суда", 2025, N 2)<14> Голубых Н.В., Поливанная Е.М. Обязанность уведомлять о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений как мера противодействия коррупции // Правоохранительные органы: теория и практика. 2020. N 1 (38). С. 8 - 10.
Статья: Законодательная эклектика оснований прекращения служебных отношений: проблемы терминологии и не только
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Однако Верховный Суд это решение суда кассационной инстанции отменил, сославшись на то, что само по себе неуведомление о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения названо в ст. 49 Закона как грубое нарушение служебной дисциплины, а значит, представляет собой дисциплинарный проступок. Привлечение же к ответственности в виде увольнения за совершение дисциплинарного проступка, несомненно, относится к расторжению контракта по инициативе руководителя, при котором сотруднику должны быть предоставлены соответствующие гарантии <5>.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 8)Однако Верховный Суд это решение суда кассационной инстанции отменил, сославшись на то, что само по себе неуведомление о факте склонения к совершению коррупционного правонарушения названо в ст. 49 Закона как грубое нарушение служебной дисциплины, а значит, представляет собой дисциплинарный проступок. Привлечение же к ответственности в виде увольнения за совершение дисциплинарного проступка, несомненно, относится к расторжению контракта по инициативе руководителя, при котором сотруднику должны быть предоставлены соответствующие гарантии <5>.