Нужно ли сдавать отчетность религиозным организациям
Подборка наиболее важных документов по запросу Нужно ли сдавать отчетность религиозным организациям (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уполномоченный орган или Прокурор хочет ликвидировать Некоммерческую (в т.ч. общественную, религиозную) организацию
(КонсультантПлюс, 2025)религиозная организация не предоставляла отчетность, не сообщала об изменении адреса местонахождения, Устав не соответствовал законодательству и др.
(КонсультантПлюс, 2025)религиозная организация не предоставляла отчетность, не сообщала об изменении адреса местонахождения, Устав не соответствовал законодательству и др.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Бухгалтерская отчетность - 2022: сроки, состав, нюансы представления в ГИРБО
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 10)Напомним также, что бухгалтерскую отчетность в ГИРБО не представляют организации бюджетной сферы, религиозные организации; Банк России и организации, представляющие отчетность в Банк; компании, чья отчетность содержит гостайну; организации в случаях, установленных Правительством РФ. Обращаем внимание, что в ресурс БФО не представляется последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 10)Напомним также, что бухгалтерскую отчетность в ГИРБО не представляют организации бюджетной сферы, религиозные организации; Банк России и организации, представляющие отчетность в Банк; компании, чья отчетность содержит гостайну; организации в случаях, установленных Правительством РФ. Обращаем внимание, что в ресурс БФО не представляется последняя бухгалтерская отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.
Статья: Бухгалтерская (финансовая) отчетность санатория-профилактория - НКО
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. Начиная с представления отчетности за 2019 год религиозные организации полностью освобождены от представления бухгалтерской отчетности как в налоговые органы, так и в органы статистики. (См. п. 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ и пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 447-ФЗ.)
(Герасимова Н.В.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. Начиная с представления отчетности за 2019 год религиозные организации полностью освобождены от представления бухгалтерской отчетности как в налоговые органы, так и в органы статистики. (См. п. 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона N 402-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ и пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 447-ФЗ.)
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"3) религиозные организации;
(ред. от 26.12.2024)
"О бухгалтерском учете"3) религиозные организации;
Справочная информация: "Формы бухгалтерской отчетности"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! Религиозные организации, у которых за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, не обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Внимание! Религиозные организации, у которых за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов, не обязаны представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность
Последние изменения: Бухгалтерская отчетность
(КонсультантПлюс, 2025)ГИРБО - это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Он формируется и ведется ФНС России. Для этого организация должна представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в свой налоговый орган (ранее отчетность представлялась также в орган статистики). При этом есть исключения. В частности, в налоговый орган не представляют отчетность организации бюджетной сферы, религиозные организации, организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Кроме того, в ГИРБО не включается последняя отчетность ликвидируемых и реорганизуемых юрлиц.
(КонсультантПлюс, 2025)ГИРБО - это совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательному аудиту. Он формируется и ведется ФНС России. Для этого организация должна представлять один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в свой налоговый орган (ранее отчетность представлялась также в орган статистики). При этом есть исключения. В частности, в налоговый орган не представляют отчетность организации бюджетной сферы, религиозные организации, организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Банк России, организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Кроме того, в ГИРБО не включается последняя отчетность ликвидируемых и реорганизуемых юрлиц.
"Комментарий к Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Одновременно с Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ принят Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 447-ФЗ <206>, которым пункт 1 ст. 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" части первой НК РФ дополнен подпунктом 5.1, устанавливающим, что: налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую ГИРБО в соответствии с комментируемым Законом, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Банк России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено данным подпунктом; Банк России представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Одновременно с Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ принят Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 447-ФЗ <206>, которым пункт 1 ст. 23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)" части первой НК РФ дополнен подпунктом 5.1, устанавливающим, что: налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую ГИРБО в соответствии с комментируемым Законом, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Банк России годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено данным подпунктом; Банк России представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность Банка России в составе годового баланса и отчета о финансовых результатах не позднее 15 мая года, следующего за отчетным годом.
Статья: О порядке представления в ИФНС годовой бухгалтерской отчетности
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)В целях формирования ГИРБО один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательный экземпляр отчетности) за 2022 год организации должны представить в ИФНС по месту своего нахождения. Сделать это должны все организации, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в ЦБ РФ годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, или когда отчетность организации содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 и 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
(Тарасова Е.А.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 2)В целях формирования ГИРБО один экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (обязательный экземпляр отчетности) за 2022 год организации должны представить в ИФНС по месту своего нахождения. Сделать это должны все организации, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в ЦБ РФ годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, или когда отчетность организации содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 и 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).
Статья: Комментарий к Приказу Министерства финансов РФ от 04.10.2023 N 157н "Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчетность"
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются, в частности:
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 7)От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются, в частности:
Готовое решение: Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Большинство НКО представляет годовую бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения. Исключение - религиозные организации и те НКО, которые представляют отчетность в Банк России (ч. 3, п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Большинство НКО представляет годовую бухгалтерскую отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения. Исключение - религиозные организации и те НКО, которые представляют отчетность в Банк России (ч. 3, п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 18 Закона о бухгалтерском учете, пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ).
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по заполнению Отчета о целевом использовании средств за 2025 г.Это связано с тем, что годовая бухгалтерская отчетность по общему правилу является представляемой. Исключение из правила составляют, например, религиозные организации (п. 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ, пп. 5.1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Соответственно, они могут не приводить в заголовочной части коды информации в соответствии с общероссийскими классификаторами, а в табличной части - коды показателей. Такой вывод следует из п. 61, пп. "д" п. 66 ФСБУ 4/2023.
Вопрос: О представлении налогоплательщиками в налоговый орган годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, формах налогового контроля и истребовании налоговыми органами документов.
(Письмо Минфина России от 17.07.2025 N 03-02-08/69515)В этой связи в рамках установленной компетенции отмечаем, что согласно абзацу первому подпункта 5.1 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено указанным подпунктом.
(Письмо Минфина России от 17.07.2025 N 03-02-08/69515)В этой связи в рамках установленной компетенции отмечаем, что согласно абзацу первому подпункта 5.1 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации, у которой отсутствует обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составляющую государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет, или является религиозной организацией, или является организацией, представляющей в Центральный банк Российской Федерации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не предусмотрено указанным подпунктом.
Статья: Борьба с религиозным экстремизмом средствами прокурорского надзора
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Немаловажное место в надзорной деятельности в указанной сфере занимают непосредственно проверки религиозных и общественных объединений и иных организаций.
(Тарасова Д.М.)
("Российский следователь", 2022, N 1)Немаловажное место в надзорной деятельности в указанной сфере занимают непосредственно проверки религиозных и общественных объединений и иных организаций.
Статья: Практическая деятельность территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации по осуществлению функции государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций: проблемы и пути их решения
(Дубровина М.О.)
("Юрист", 2023, N 10)Регулирование деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО) и осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью НКО являются необходимым условием сохранения стабильного развития гражданского общества и государства. С целью защиты прав и свобод граждан и государства устанавливаются обязательные требования, несоблюдение которых влечет неблагоприятные последствия для НКО. Неблагоприятные последствия необязательно связаны с привлечением НКО к юридической ответственности, поскольку не каждое нарушение может быть выявлено должностными лицами, они могут выражаться в недоверии со стороны граждан. Не вызывают доверия некоммерческие организации, сведения о которых не имеют открытый характер, нет отчетных документов и программ дальнейшего развития. Кроме того, нарушения могут привести к потере некоммерческими организациями благотворительной помощи в случае утери статуса благонадежной организации. В интересах некоммерческой организации осуществлять свою деятельность максимально открыто в соответствии с требованиями законодательства, предоставляя всю необходимую информацию о своей деятельности как гражданам, так и государственным органам <1>.
(Дубровина М.О.)
("Юрист", 2023, N 10)Регулирование деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО) и осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью НКО являются необходимым условием сохранения стабильного развития гражданского общества и государства. С целью защиты прав и свобод граждан и государства устанавливаются обязательные требования, несоблюдение которых влечет неблагоприятные последствия для НКО. Неблагоприятные последствия необязательно связаны с привлечением НКО к юридической ответственности, поскольку не каждое нарушение может быть выявлено должностными лицами, они могут выражаться в недоверии со стороны граждан. Не вызывают доверия некоммерческие организации, сведения о которых не имеют открытый характер, нет отчетных документов и программ дальнейшего развития. Кроме того, нарушения могут привести к потере некоммерческими организациями благотворительной помощи в случае утери статуса благонадежной организации. В интересах некоммерческой организации осуществлять свою деятельность максимально открыто в соответствии с требованиями законодательства, предоставляя всю необходимую информацию о своей деятельности как гражданам, так и государственным органам <1>.