Новшества в конституции
Подборка наиболее важных документов по запросу Новшества в конституции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проект реформирования судебной власти в середине 1980-х - начале 1990-х гг. на примере создания Комитета конституционного надзора СССР
(Плюшева М.И.)
("Российский судья", 2024, N 9)В годы перестройки менялось отношение к таким институтам, как конституционный контроль, конституционная защита, правовая защита Конституции. Новшеством стало активное использование данных понятий. Считалось, что в СССР и ранее существовал конституционный контроль, но был в основном предварительным, т.е. он проводился еще во время подготовки и обсуждения правовых актов. Можно полагать, что в должной мере конституционный контроль практически отсутствовал. Положения Основного Закона часто не только игнорировались, но и грубо и бесцеремонно нарушались. В новых условиях учреждение реального, эффективного контроля стало одним из важнейших факторов становления правового государства, совершенствования организации и деятельности органов государственной власти.
(Плюшева М.И.)
("Российский судья", 2024, N 9)В годы перестройки менялось отношение к таким институтам, как конституционный контроль, конституционная защита, правовая защита Конституции. Новшеством стало активное использование данных понятий. Считалось, что в СССР и ранее существовал конституционный контроль, но был в основном предварительным, т.е. он проводился еще во время подготовки и обсуждения правовых актов. Можно полагать, что в должной мере конституционный контроль практически отсутствовал. Положения Основного Закона часто не только игнорировались, но и грубо и бесцеремонно нарушались. В новых условиях учреждение реального, эффективного контроля стало одним из важнейших факторов становления правового государства, совершенствования организации и деятельности органов государственной власти.
Статья: Исторические предпосылки формирования концепции публичной власти в субъектах Российской Федерации
(Романчук И.С.)
("Юрист", 2025, N 2)14 марта 2020 г. был принят Закон о поправках к Конституции Российской Федерации N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон о поправках к Конституции РФ) <14>. Закон заложил в основу построения системы публичной власти в России ее единство, а также ввел понятие "публичная власть" в текст Конституции. Эти новшества стали воплощением на практике идеи Президента РФ В.В. Путина о необходимости координации деятельности муниципального и государственного уровней власти в рамках единой властной вертикали, закрепленной Конституцией РФ <15>.
(Романчук И.С.)
("Юрист", 2025, N 2)14 марта 2020 г. был принят Закон о поправках к Конституции Российской Федерации N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти" (далее - Закон о поправках к Конституции РФ) <14>. Закон заложил в основу построения системы публичной власти в России ее единство, а также ввел понятие "публичная власть" в текст Конституции. Эти новшества стали воплощением на практике идеи Президента РФ В.В. Путина о необходимости координации деятельности муниципального и государственного уровней власти в рамках единой властной вертикали, закрепленной Конституцией РФ <15>.
Статья: Новации мер конституционно-правовой ответственности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как элемента системы публичной власти
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Следует отметить и такое безусловное новшество, как исключение населения из числа инстанций ответственности. В Федеральном законе N 414-ФЗ упразднена возможность отзыва высшего должностного лица субъекта РФ избирателями. Позиции о противоречивости института отзыва высшего должностного лица широко освещались в научных публикациях <7>. К этому нововведению можно относиться по-разному. Да, произошло сужение перечня форм непосредственного народовластия, но нельзя не отметить, что нормы об отзыве главы региона избирателями хоть и присутствовали в ткани конституций республик и уставов других субъектов РФ, но не получали реального воплощения в силу ограниченного права инициативы, громоздкого характера процедуры, узкого перечня оснований запуска, закрепленных в Федеральном законе N 184-ФЗ, а вслед за ним и в региональном законодательстве. Можно сделать вывод о том, что с отменой института отзыва главы региона избирателями исключены те нормы, которые и без того не работали в действительности.
(Акчурина А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 1)Следует отметить и такое безусловное новшество, как исключение населения из числа инстанций ответственности. В Федеральном законе N 414-ФЗ упразднена возможность отзыва высшего должностного лица субъекта РФ избирателями. Позиции о противоречивости института отзыва высшего должностного лица широко освещались в научных публикациях <7>. К этому нововведению можно относиться по-разному. Да, произошло сужение перечня форм непосредственного народовластия, но нельзя не отметить, что нормы об отзыве главы региона избирателями хоть и присутствовали в ткани конституций республик и уставов других субъектов РФ, но не получали реального воплощения в силу ограниченного права инициативы, громоздкого характера процедуры, узкого перечня оснований запуска, закрепленных в Федеральном законе N 184-ФЗ, а вслед за ним и в региональном законодательстве. Можно сделать вывод о том, что с отменой института отзыва главы региона избирателями исключены те нормы, которые и без того не работали в действительности.
Статья: Правовые основы деятельности депутатов местных органов представительной власти в Узбекистане
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Важно отметить: если ранее в Конституции за местными представительными и исполнительными органами власти закреплялись общие для них полномочия, то по Конституции 2023 г. их полномочия разграничены. Так, местным Кенгашам отведены три основных полномочия: 1) принятие бюджета и контроль за ним; 2) утверждение социально-экономической программы; 3) утверждение главы исполнительной власти (хокима) и слушание его отчетов. Основное новшество здесь в том, что отныне по Конституции в полномочия местных Кенгашей не входит обеспечение исполнения законодательных актов. Данное полномочие полностью отнесено к хокиму как главе исполнительной власти на местах.
(Дауменов Б.А., Назаров Э.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 2)Важно отметить: если ранее в Конституции за местными представительными и исполнительными органами власти закреплялись общие для них полномочия, то по Конституции 2023 г. их полномочия разграничены. Так, местным Кенгашам отведены три основных полномочия: 1) принятие бюджета и контроль за ним; 2) утверждение социально-экономической программы; 3) утверждение главы исполнительной власти (хокима) и слушание его отчетов. Основное новшество здесь в том, что отныне по Конституции в полномочия местных Кенгашей не входит обеспечение исполнения законодательных актов. Данное полномочие полностью отнесено к хокиму как главе исполнительной власти на местах.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации в контексте поправок к Конституции Российской Федерации
(Киричек Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Закон от 14 марта 2020 г. внес существенные коррективы в конституционно-правовой статус Конституционного Суда РФ, охватив практически все его элементы: состав, полномочия, порядок назначения на должность, а также досрочного прекращения полномочий должностных лиц и судей. Кроме того, этот Закон устранил пробел Конституции РФ 1993 г. в части определения конституционно-правовой природы Конституционного Суда РФ, объективирующего его сущностные признаки, которое по своей сути хоть и не является новшеством, а представляет собой синтез ранее сформулированных в нормативных правовых актах понятий <2>, но вместе с тем ставит его в один ряд с Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, соответствующая характеристика которых в Конституции РФ представлена.
(Киричек Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 5)Закон от 14 марта 2020 г. внес существенные коррективы в конституционно-правовой статус Конституционного Суда РФ, охватив практически все его элементы: состав, полномочия, порядок назначения на должность, а также досрочного прекращения полномочий должностных лиц и судей. Кроме того, этот Закон устранил пробел Конституции РФ 1993 г. в части определения конституционно-правовой природы Конституционного Суда РФ, объективирующего его сущностные признаки, которое по своей сути хоть и не является новшеством, а представляет собой синтез ранее сформулированных в нормативных правовых актах понятий <2>, но вместе с тем ставит его в один ряд с Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, соответствующая характеристика которых в Конституции РФ представлена.
Статья: Инновационные средства защиты социально-экономических прав в практике Конституционного суда Южно-Африканской Республики
(Сорокина Е.А.)
("Закон", 2024, N 12)Социально-экономические права (далее также - социальные права) играют важную роль в повышении качества и улучшении уровня жизни населения. Справедливо утверждение, что включение социальных прав в современные конституции представляет собой "одно из величайших новшеств конституционализма XX в." <1>, и общая тенденция состоит в том, что перечень этих прав постоянно растет.
(Сорокина Е.А.)
("Закон", 2024, N 12)Социально-экономические права (далее также - социальные права) играют важную роль в повышении качества и улучшении уровня жизни населения. Справедливо утверждение, что включение социальных прав в современные конституции представляет собой "одно из величайших новшеств конституционализма XX в." <1>, и общая тенденция состоит в том, что перечень этих прав постоянно растет.
Статья: Федеральная территория как принципиально новый вид организации публичной власти в Российской Федерации
(Виноградов В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)При этом абсолютное большинство стран как в современном мире, так и в исторической перспективе на основании множества различных факторов разделяли свою территорию на административные составные единицы, что позволяло облегчить процесс управления государством. Такое деление лежит в основе административно-территориального управления, где продолжают появляться некоторые новшества, связанные с взаимоотношением территориальной единицы и центральных органов власти государства. Одним из таких сегодня можно назвать федеральные территории, возможность создания которых была законодательно закреплена в Конституции Российской Федерации в 2020 г.
(Виноградов В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)При этом абсолютное большинство стран как в современном мире, так и в исторической перспективе на основании множества различных факторов разделяли свою территорию на административные составные единицы, что позволяло облегчить процесс управления государством. Такое деление лежит в основе административно-территориального управления, где продолжают появляться некоторые новшества, связанные с взаимоотношением территориальной единицы и центральных органов власти государства. Одним из таких сегодня можно назвать федеральные территории, возможность создания которых была законодательно закреплена в Конституции Российской Федерации в 2020 г.
Статья: Местное самоуправление в Российской Федерации: к истории становления правового регулирования
(Андреева О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Суверенитет народа гарантирован конституционно-правовой системой государства, институтами гражданского общества, самоуправлением, составляющим его основу не только на местном, но и всех уровнях публичной власти. Авторы статьи "Исторические корни местного самоуправления в России" справедливо отмечают, что "принципиальным новшеством, осуществившим перенос уровня органов местного самоуправления в сферу самого тесного взаимодействия с государственной властью, явилось установление системы "публичной власти", не существовавшей в предыдущей редакции действующей Конституции России. Появление единой системы публично-властных органов в государстве было вызвано необходимостью создания механизма эффективного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с условием расширения и укрепления сферы компетенции и властных полномочий органов местного самоуправления" <8>. Такой подход можно считать оправданным и сопоставимым с современной теорией управления, самоуправления, народовластия и представительства.
(Андреева О.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)Суверенитет народа гарантирован конституционно-правовой системой государства, институтами гражданского общества, самоуправлением, составляющим его основу не только на местном, но и всех уровнях публичной власти. Авторы статьи "Исторические корни местного самоуправления в России" справедливо отмечают, что "принципиальным новшеством, осуществившим перенос уровня органов местного самоуправления в сферу самого тесного взаимодействия с государственной властью, явилось установление системы "публичной власти", не существовавшей в предыдущей редакции действующей Конституции России. Появление единой системы публично-властных органов в государстве было вызвано необходимостью создания механизма эффективного взаимодействия между органами государственной и муниципальной власти с условием расширения и укрепления сферы компетенции и властных полномочий органов местного самоуправления" <8>. Такой подход можно считать оправданным и сопоставимым с современной теорией управления, самоуправления, народовластия и представительства.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Начало 2000-х гг. характеризуется принятием нескольких кодексов и иных законов, влиявших на содержание Гражданского процессуального кодекса РФ, в частности, это: Арбитражный процессуальный кодекс РФ <1>, Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре <2> и др. Однако, несмотря на столь интенсивную законодательную деятельность, законодатель в тот момент не воспользовался случаем для создания Кодекса административного судопроизводства, хотя благодаря Конституции РФ 1993 г. вопрос об этом ставился и сама терминология "административное судопроизводство" к тому времени уже сложилась. Тем не менее производство из публичных правоотношений (административно-правовых отношений) заняло свое привычное место в ГПК РФ. По содержанию данный раздел тоже был аналогичен прежнему ГПК, и единственное новшество в нем - внесенные изменения в производство по делам о защите избирательных прав. В принятом 14 ноября 2002 г. Гражданском процессуальном кодексе в привычном виде были представлены не только раздел о производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, но и нормы о подведомственности, и нормы о подсудности, спустя десятилетие все же подвергшиеся существенным изменениям.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Начало 2000-х гг. характеризуется принятием нескольких кодексов и иных законов, влиявших на содержание Гражданского процессуального кодекса РФ, в частности, это: Арбитражный процессуальный кодекс РФ <1>, Закон об адвокатской деятельности и адвокатуре <2> и др. Однако, несмотря на столь интенсивную законодательную деятельность, законодатель в тот момент не воспользовался случаем для создания Кодекса административного судопроизводства, хотя благодаря Конституции РФ 1993 г. вопрос об этом ставился и сама терминология "административное судопроизводство" к тому времени уже сложилась. Тем не менее производство из публичных правоотношений (административно-правовых отношений) заняло свое привычное место в ГПК РФ. По содержанию данный раздел тоже был аналогичен прежнему ГПК, и единственное новшество в нем - внесенные изменения в производство по делам о защите избирательных прав. В принятом 14 ноября 2002 г. Гражданском процессуальном кодексе в привычном виде были представлены не только раздел о производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений, но и нормы о подведомственности, и нормы о подсудности, спустя десятилетие все же подвергшиеся существенным изменениям.
Статья: Местное самоуправление в контексте поправок в Конституцию Российской Федерации 2020 года
(Приходько Т.В., Федорова О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)Системное толкование поправок ч. 2 ст. 132 и ст. 133 Конституции Российской Федерации показывает, что существенных новшеств данные нормы не содержат, поскольку главой 4 Федерального закона N 131-ФЗ регулируется порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
(Приходько Т.В., Федорова О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)Системное толкование поправок ч. 2 ст. 132 и ст. 133 Конституции Российской Федерации показывает, что существенных новшеств данные нормы не содержат, поскольку главой 4 Федерального закона N 131-ФЗ регулируется порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Статья: Креативные регуляторы в правовом и виртуальном пространстве
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Во-вторых, особую актуальность приобретают правовые акты и нормы, поддерживающие поиск и использование новшеств, стимулирующие и поощряющие деятельность научных организаций и предприятий. Но и здесь есть проблемы, поскольку авторское право оказалось в забвении и его используют слабо; мало реализуется потенциал патентного фонда <2>.
(Тихомиров Ю.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Во-вторых, особую актуальность приобретают правовые акты и нормы, поддерживающие поиск и использование новшеств, стимулирующие и поощряющие деятельность научных организаций и предприятий. Но и здесь есть проблемы, поскольку авторское право оказалось в забвении и его используют слабо; мало реализуется потенциал патентного фонда <2>.
Статья: Территориальная основа российской государственности: результаты состоявшихся конституционных изменений и перспективы новых преобразований
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Таким образом, хотя в 2020 г. законодатель решительно прошелся по тексту Конституции, основная работа над конституционными положениями о территориальной основе российской государственности остается впереди. По крайней мере, видится желательным пусть и не довести эту работу до логического завершения по каждому направлению, но хотя бы возобновить (в комиссионном или ином формате) проектные, совещательные, иные подготовительные мероприятия с тем, чтобы к началу следующего "раунда" (по выражению С.А. Авакьяна <33>) в наличии имелись не просто разномастные соображения ученых-конституционалистов и политиков, а некое подобие взвешенной, согласованной официальной позиции по набору новых конституционных положений и по форме их изложения (а также, если потребуется, по процедурным новшествам). Это позволит если не избежать, то минимизировать риск возникновения новых пробелов, рассогласованности формулировок, терминологических и иных юридико-технических погрешностей.
(Лексин И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Таким образом, хотя в 2020 г. законодатель решительно прошелся по тексту Конституции, основная работа над конституционными положениями о территориальной основе российской государственности остается впереди. По крайней мере, видится желательным пусть и не довести эту работу до логического завершения по каждому направлению, но хотя бы возобновить (в комиссионном или ином формате) проектные, совещательные, иные подготовительные мероприятия с тем, чтобы к началу следующего "раунда" (по выражению С.А. Авакьяна <33>) в наличии имелись не просто разномастные соображения ученых-конституционалистов и политиков, а некое подобие взвешенной, согласованной официальной позиции по набору новых конституционных положений и по форме их изложения (а также, если потребуется, по процедурным новшествам). Это позволит если не избежать, то минимизировать риск возникновения новых пробелов, рассогласованности формулировок, терминологических и иных юридико-технических погрешностей.