Новое рассмотрение административного дела
Подборка наиболее важных документов по запросу Новое рассмотрение административного дела (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в промышленности и строительстве: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за нарушение (в т.ч. повторное) градостроительных норм при строительных работах (реконструкции, капремонте и т.п.) по договору, заключенному на торгах
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по спору о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 9.5.1 КоАП РФ за повторное нарушение зависит от подхода суда к вопросу, необходимо наличие вступившего в силу постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ на момент совершения нового нарушения или на момент рассмотрения административного дела
(КонсультантПлюс, 2025)Решение по спору о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 9.5.1 КоАП РФ за повторное нарушение зависит от подхода суда к вопросу, необходимо наличие вступившего в силу постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 9.5.1 КоАП РФ на момент совершения нового нарушения или на момент рассмотрения административного дела
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 329 "Полномочия суда кассационной инстанции" КАС РФСудебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев кассационную жалобу, вправе отменить судебное решение, апелляционное и кассационное определения и принять новое решение, не передавая административное дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и (или) толковании норм материального права (пункт 5 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (ч. 3 ст. 329 КАС РФ). Вместе с тем, если суд кассационной инстанции придет к выводу, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав (например, судебный акт в нарушение требований статьи 61 КАС РФ основан на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения (п. 25 Постановления).
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (ч. 3 ст. 329 КАС РФ). Вместе с тем, если суд кассационной инстанции придет к выводу, что судами первой и (или) апелляционной инстанций допущены нарушения норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведшие к судебной ошибке, без устранения которой невозможны восстановление и защита прав (например, судебный акт в нарушение требований статьи 61 КАС РФ основан на недопустимых доказательствах), суд учитывает эти обстоятельства при вынесении кассационного определения (п. 25 Постановления).
Статья: Исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты как новое условие допустимости конституционной жалобы
(Игумнов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Следует иметь в виду, что процессуальные кодексы достаточно четко отграничивают особенности пересмотра судебных актов в зависимости от того, вступил судебный акт в силу или нет. Это обусловлено принципом res judicata, согласно которому только ограниченный круг обстоятельств может поставить под сомнение вступившее в силу судебное решение. Соответственно, и полномочия судов кассационной инстанции отличаются от возможностей, предоставленных суду, пересматривающему не вступивший в силу судебный акт. Важно, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела. Такое правило закреплено, например, в ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Аналогичные предписания содержатся и в иных процессуальных источниках: Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 287 и ч. 3 ст. 291.14), Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ч. 3 ст. 390 и ч. 2 ст. 390.15) <24>.
(Игумнов Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)Следует иметь в виду, что процессуальные кодексы достаточно четко отграничивают особенности пересмотра судебных актов в зависимости от того, вступил судебный акт в силу или нет. Это обусловлено принципом res judicata, согласно которому только ограниченный круг обстоятельств может поставить под сомнение вступившее в силу судебное решение. Соответственно, и полномочия судов кассационной инстанции отличаются от возможностей, предоставленных суду, пересматривающему не вступивший в силу судебный акт. Важно, что суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела. Такое правило закреплено, например, в ч. 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Аналогичные предписания содержатся и в иных процессуальных источниках: Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 287 и ч. 3 ст. 291.14), Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ч. 3 ст. 390 и ч. 2 ст. 390.15) <24>.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)3. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
(ред. от 31.07.2025)3. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 41
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"18. Если иное не предусмотрено положениями Кодекса, в случаях перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, перехода из упрощенного (письменного) производства к рассмотрению административного дела по общим правилам административного судопроизводства, вступления в административное дело административных соистцов, привлечения к участию в административном деле административных соответчиков, замены ненадлежащего административного ответчика, привлечения второго административного ответчика, вступления в административное дело или привлечения к участию в административном деле после начала судебного разбирательства заинтересованного лица, объединения административных дел в одно производство, выделения заявленных требований в отдельное производство, направления административного дела судом вышестоящей инстанции на новое рассмотрение подготовка административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции начинается сначала с учетом ранее совершенных процессуальных действий и принятых организационных мер (статья 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 41, 43, 47, часть 7 статьи 136, части 5 и 7 статьи 292 КАС РФ).
"О подготовке административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции"18. Если иное не предусмотрено положениями Кодекса, в случаях перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, перехода из упрощенного (письменного) производства к рассмотрению административного дела по общим правилам административного судопроизводства, вступления в административное дело административных соистцов, привлечения к участию в административном деле административных соответчиков, замены ненадлежащего административного ответчика, привлечения второго административного ответчика, вступления в административное дело или привлечения к участию в административном деле после начала судебного разбирательства заинтересованного лица, объединения административных дел в одно производство, выделения заявленных требований в отдельное производство, направления административного дела судом вышестоящей инстанции на новое рассмотрение подготовка административного дела к судебному разбирательству в суде первой инстанции начинается сначала с учетом ранее совершенных процессуальных действий и принятых организационных мер (статья 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 41, 43, 47, часть 7 статьи 136, части 5 и 7 статьи 292 КАС РФ).
Статья: Действие гражданского процессуального права в правовом быту "порядка судопроизводства"
(Уксусова Е.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)В отличие от рассматриваемых иных базовых судопроизводств по ГПК РФ и АПК РФ в административном судопроизводстве суду апелляционной инстанции при установлении соответствующих оснований (п. 3 ст. 309 КАС РФ) предоставлено право отменить решение, направив административное дело на новое рассмотрение. Разъяснено, что при установлении оснований для направления административного дела на новое рассмотрение суд апелляционной инстанции вправе принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение, например, по делу, подлежащему рассмотрению в сокращенный срок, либо делу, решение по которому подлежит немедленному исполнению, в том числе по делу о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (п. 40 Постановления N 5/2020). В этом подходе правоприменитель обоснованно ориентирует суды учитывать те или иные аспекты материально-правовой основы конкретных административных дел в опоре на задачи административного судопроизводства, цели процессуального регулирования и принцип законности (ст. 3, 9, 10 КАС РФ). Последний рассмотренный пример, когда акт правоприменительной конкретизации также общего характера, но в качестве акта толкования высший судебный орган обращается к вопросу о реализации полномочий судом апелляционной инстанции в порядке административного судопроизводства.
(Уксусова Е.Е.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)В отличие от рассматриваемых иных базовых судопроизводств по ГПК РФ и АПК РФ в административном судопроизводстве суду апелляционной инстанции при установлении соответствующих оснований (п. 3 ст. 309 КАС РФ) предоставлено право отменить решение, направив административное дело на новое рассмотрение. Разъяснено, что при установлении оснований для направления административного дела на новое рассмотрение суд апелляционной инстанции вправе принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение, например, по делу, подлежащему рассмотрению в сокращенный срок, либо делу, решение по которому подлежит немедленному исполнению, в том числе по делу о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни (п. 40 Постановления N 5/2020). В этом подходе правоприменитель обоснованно ориентирует суды учитывать те или иные аспекты материально-правовой основы конкретных административных дел в опоре на задачи административного судопроизводства, цели процессуального регулирования и принцип законности (ст. 3, 9, 10 КАС РФ). Последний рассмотренный пример, когда акт правоприменительной конкретизации также общего характера, но в качестве акта толкования высший судебный орган обращается к вопросу о реализации полномочий судом апелляционной инстанции в порядке административного судопроизводства.
Статья: О судебной практике по делам, связанным с увольнением военнослужащих с военной службы
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)Данные нарушения судом первой инстанции процессуального закона судебная коллегия признала существенными, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ повлекло отмену решения гарнизонного военного суда и направление административного дела на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции <5>.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 1)Данные нарушения судом первой инстанции процессуального закона судебная коллегия признала существенными, что в силу п. 4 ч. 1 ст. 310 КАС РФ повлекло отмену решения гарнизонного военного суда и направление административного дела на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции <5>.
Статья: Судебное оспаривание решения о приостановлении государственной регистрации права долевой собственности супругов на недвижимое имущество, приобретаемое в период брака по договору купли-продажи
(Ганичева Е.С.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В ходе нового рассмотрения дела административные истцы заявили об отказе от ранее заявленного требования о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (Белокурихинский отдел) обязанности разрешить вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности.
(Ганичева Е.С.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)В ходе нового рассмотрения дела административные истцы заявили об отказе от ранее заявленного требования о возложении на Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю (Белокурихинский отдел) обязанности разрешить вопрос о государственной регистрации права общей долевой собственности.
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В п. 40 Постановления Пленума N 5 закреплена важная для обеспечения эффективной судебной защиты прав граждан и организаций правовая позиция, согласно которой суд апелляционной инстанции в целях реализации задач административного судопроизводства при установлении оснований для направления административного дела на новое рассмотрение вправе принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение, например по делу, подлежащему рассмотрению в сокращенный срок, либо делу, решение по которому подлежит немедленному исполнению, в том числе по делу о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В п. 40 Постановления Пленума N 5 закреплена важная для обеспечения эффективной судебной защиты прав граждан и организаций правовая позиция, согласно которой суд апелляционной инстанции в целях реализации задач административного судопроизводства при установлении оснований для направления административного дела на новое рассмотрение вправе принять новое решение без направления дела на новое рассмотрение, например по делу, подлежащему рассмотрению в сокращенный срок, либо делу, решение по которому подлежит немедленному исполнению, в том числе по делу о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Правовая природа и содержание принципа законности в административном судопроизводстве требуют соотнесения его со справедливостью в процессе разрешения конкретного административно-правового спора (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Споры о том, что должно быть в приоритете, не утихают. Представляется, что судьи должны играть важную роль в определении того, какими принципами следует руководствоваться при рассмотрении административных дел, особенно новых их категорий. Потому что у судей, осуществляющих правосудие на основе принципа независимости и подчинения их только Конституции РФ и закону, есть задачи рассмотреть административное дело правильно и своевременно, обеспечить защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений и др. (ст. 3 КАС РФ).
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. Правовая природа и содержание принципа законности в административном судопроизводстве требуют соотнесения его со справедливостью в процессе разрешения конкретного административно-правового спора (п. 3 ст. 6 КАС РФ). Споры о том, что должно быть в приоритете, не утихают. Представляется, что судьи должны играть важную роль в определении того, какими принципами следует руководствоваться при рассмотрении административных дел, особенно новых их категорий. Потому что у судей, осуществляющих правосудие на основе принципа независимости и подчинения их только Конституции РФ и закону, есть задачи рассмотреть административное дело правильно и своевременно, обеспечить защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений и др. (ст. 3 КАС РФ).