Носителем суверенитета в России согласно Конституции Российской Федерации является
Подборка наиболее важных документов по запросу Носителем суверенитета в России согласно Конституции Российской Федерации является (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Цифровизация как фактор влияния на развитие конституционной аксиологии
(Бурла В.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Государственный суверенитет является национальной конституционной ценностью, создающей предпосылки для гарантии и реализации всей системы конституционных ценностей, как первичное условие независимости и самоидентификации государства. Ценность суверенитета первична, поскольку является основой для народовластия, следовательно, для ценности демократического государства: согласно российской Конституции народ является одновременно носителем суверенитета и единственным источником власти (ч. 1 ст. 3); второе следует из первого <12>.
(Бурла В.М.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)Государственный суверенитет является национальной конституционной ценностью, создающей предпосылки для гарантии и реализации всей системы конституционных ценностей, как первичное условие независимости и самоидентификации государства. Ценность суверенитета первична, поскольку является основой для народовластия, следовательно, для ценности демократического государства: согласно российской Конституции народ является одновременно носителем суверенитета и единственным источником власти (ч. 1 ст. 3); второе следует из первого <12>.
Статья: Роль судебной власти в достижении рационального взаимодействия общества и государственной власти
(Демидович Г.Ф.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Таким образом, основой реализации народного суверенитета и установления истинной воли народа является обратная связь государства и общества, которая является отражением общественного рационального сознания. Примером нормы народного суверенитета является ст. 3 Конституции РФ, где носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ.
(Демидович Г.Ф.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 6)Таким образом, основой реализации народного суверенитета и установления истинной воли народа является обратная связь государства и общества, которая является отражением общественного рационального сознания. Примером нормы народного суверенитета является ст. 3 Конституции РФ, где носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ.
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Статья: Общественный контроль за корпоративными организациями, осуществляющими отдельные публичные полномочия: проблемы и перспективы развития
(Гончаров В.В., Поркашян М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Российская Конституция 1993 г., являясь наиболее демократической в мире, закрепила за многонациональным народом страны высочайший правовой статус носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, детализировав весь механизм реализации народом указанного статуса через сложную систему демократических процедур и форм. Но мало закрепить указанный высокий статус за народом страны - необходим сложнейший механизм гарантий, благодаря работе которых право народа на народовластие и участие в работе органов публичной власти будет реализовано в оптимальном режиме. Ключевое место в указанных гарантиях отводится самому народу, который через систему институтов гражданского общества осуществляет совокупность контрольных процедур, не позволяющих нарушать систему прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Современное российское законодательство формализовало эти контрольные полномочия, закрепив их за субъектами общественного контроля.
(Гончаров В.В., Поркашян М.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 10)Российская Конституция 1993 г., являясь наиболее демократической в мире, закрепила за многонациональным народом страны высочайший правовой статус носителя суверенитета и единственного источника власти в государстве, детализировав весь механизм реализации народом указанного статуса через сложную систему демократических процедур и форм. Но мало закрепить указанный высокий статус за народом страны - необходим сложнейший механизм гарантий, благодаря работе которых право народа на народовластие и участие в работе органов публичной власти будет реализовано в оптимальном режиме. Ключевое место в указанных гарантиях отводится самому народу, который через систему институтов гражданского общества осуществляет совокупность контрольных процедур, не позволяющих нарушать систему прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц. Современное российское законодательство формализовало эти контрольные полномочия, закрепив их за субъектами общественного контроля.
Статья: Кодификация законодательства субъекта Федерации как признак федерализации государства
(Кожемякин А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)Согласно части 1 ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти и носителем суверенитета государства является многонациональный народ. Принцип самоопределения и равноправия народов, исходя из этого, означает, что, несмотря на численность и иные характеристики, все народы Российской Федерации имеют равные права на самоопределение в рамках, предусмотренных Основным Законом государства, а именно: использование земель, иных природных ресурсов как основы их жизни и реализации национальной культуры, сохранения родного языка и других условий жизни.
(Кожемякин А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 6)Согласно части 1 ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти и носителем суверенитета государства является многонациональный народ. Принцип самоопределения и равноправия народов, исходя из этого, означает, что, несмотря на численность и иные характеристики, все народы Российской Федерации имеют равные права на самоопределение в рамках, предусмотренных Основным Законом государства, а именно: использование земель, иных природных ресурсов как основы их жизни и реализации национальной культуры, сохранения родного языка и других условий жизни.
Статья: Конституционно-правовые основы взаимодействия государства и гражданского общества в обеспечении защиты государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации
(Писарев А.Н.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)По мнению Т. Гоббса, абсолютным суверенитетом могло обладать только государство - чудовище Левиафан, которое при этом лишало народ всяких прав на власть [Гоббс Т., 2023, с. 332]. Российская Федерация как демократическое и правовое государство не может обладать таким суверенитетом в силу положений ст. 3 Конституции о том, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", которые тем самым закрепляют приоритет народного суверенитета над государственным суверенитетом.
(Писарев А.Н.)
("Правосудие/Justice", 2024, N 3)По мнению Т. Гоббса, абсолютным суверенитетом могло обладать только государство - чудовище Левиафан, которое при этом лишало народ всяких прав на власть [Гоббс Т., 2023, с. 332]. Российская Федерация как демократическое и правовое государство не может обладать таким суверенитетом в силу положений ст. 3 Конституции о том, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ", которые тем самым закрепляют приоритет народного суверенитета над государственным суверенитетом.
Статья: Суд с участием присяжных заседателей как средство эффективной правовой защиты прав и законных интересов субъектов правоотношений
(Тутаринова Н.Н.)
("Российский судья", 2022, N 2)Народный суверенитет в советской России длительное время отрицался. Не признавался он и в дореволюционной империи. На смену принципу царского самодержавия пришла идея диктатуры пролетариата, которая лишь к моменту принятия Конституции СССР от 1977 г. несколько "смягчила" государственно-правовую форму вплоть до признания суверенных прав народа на организацию государственной власти. Эта линия была продолжена и развита с принятием Конституции РФ от 1993 г., согласно ст. 3 которой "носителем суверенитета и единственным источником власти" является российский народ. Подчеркнем, что это не пожелание, не рекомендация, но требование Конституции, которое обращено ко всей системе публично-принудительного аппарата государства и является для него безусловным властеобразующим императивом.
(Тутаринова Н.Н.)
("Российский судья", 2022, N 2)Народный суверенитет в советской России длительное время отрицался. Не признавался он и в дореволюционной империи. На смену принципу царского самодержавия пришла идея диктатуры пролетариата, которая лишь к моменту принятия Конституции СССР от 1977 г. несколько "смягчила" государственно-правовую форму вплоть до признания суверенных прав народа на организацию государственной власти. Эта линия была продолжена и развита с принятием Конституции РФ от 1993 г., согласно ст. 3 которой "носителем суверенитета и единственным источником власти" является российский народ. Подчеркнем, что это не пожелание, не рекомендация, но требование Конституции, которое обращено ко всей системе публично-принудительного аппарата государства и является для него безусловным властеобразующим императивом.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эти незыблемые положения Основного Закона являются фундаментом конституционного строя, на котором возводится вся государственная и политическая система страны <1>. Однако на протяжении всей истории Российской Федерации идеи демократии подвергаются системному переосмыслению с позиции роли народа в системе народовластия.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)В соответствии с Конституцией Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, а носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эти незыблемые положения Основного Закона являются фундаментом конституционного строя, на котором возводится вся государственная и политическая система страны <1>. Однако на протяжении всей истории Российской Федерации идеи демократии подвергаются системному переосмыслению с позиции роли народа в системе народовластия.
Статья: Научно-образовательное пространство и суверенное будущее российского государства
(Варлен М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В Конституции России, в ч. 1 ст. 3, закреплено, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
(Варлен М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)В Конституции России, в ч. 1 ст. 3, закреплено, что "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
Статья: К вопросу о влиянии конституционных ценностей при формировании конституционного правосознания
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)С точки зрения юридической науки право есть мера свободы, и в данном случае речь идет не только об автономии индивида, но и об ограничении государственного вмешательства посредством признания за человеком и гражданином неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть ограничены в произвольном порядке (ст. 55 Конституции РФ). "Именно благодаря этим правам - экономическим, социальным и культурным, а также гражданским и политическим - государственная власть не только ограничивается по сферам своего проявления и способам воздействия, но и становится подзаконной" <1>. Представить себе ситуацию, в условиях которой государство и личность в действительности окажутся "равноправными партнерами", достаточно сложно ввиду иллюзорности и практической неосуществимости этой идеи. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ. Стало быть, подзаконной государственная власть является по причине производности ее от учредительной власти народа. Конституция прежде всего - государственный акт и политико-правовой документ, хотя бы и принимаемый на референдуме. Конституция не устанавливает точку равновесия, ее нахождение является вопросом политики <2>. Указание в Конституции РФ на идеологическое многообразие, многопартийность и недопустимость установления обязательной государственной идеологии (ч. 2, ч. 3 ст. 13 Конституции РФ) - скорее свидетельство компромисса между государством и обществом, но отнюдь не их равноправия. Кроме того, государство обладает аппаратом принуждения, что само по себе не позволяет говорить о равноправии в таких отношениях.
(Сисакьян А.К.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 5)С точки зрения юридической науки право есть мера свободы, и в данном случае речь идет не только об автономии индивида, но и об ограничении государственного вмешательства посредством признания за человеком и гражданином неотъемлемых прав и свобод, которые не могут быть ограничены в произвольном порядке (ст. 55 Конституции РФ). "Именно благодаря этим правам - экономическим, социальным и культурным, а также гражданским и политическим - государственная власть не только ограничивается по сферам своего проявления и способам воздействия, но и становится подзаконной" <1>. Представить себе ситуацию, в условиях которой государство и личность в действительности окажутся "равноправными партнерами", достаточно сложно ввиду иллюзорности и практической неосуществимости этой идеи. Согласно ч. 1 ст. 3 Конституции РФ, единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ. Стало быть, подзаконной государственная власть является по причине производности ее от учредительной власти народа. Конституция прежде всего - государственный акт и политико-правовой документ, хотя бы и принимаемый на референдуме. Конституция не устанавливает точку равновесия, ее нахождение является вопросом политики <2>. Указание в Конституции РФ на идеологическое многообразие, многопартийность и недопустимость установления обязательной государственной идеологии (ч. 2, ч. 3 ст. 13 Конституции РФ) - скорее свидетельство компромисса между государством и обществом, но отнюдь не их равноправия. Кроме того, государство обладает аппаратом принуждения, что само по себе не позволяет говорить о равноправии в таких отношениях.
Статья: Развитие Российской Федерации как социального государства в контексте 30-летия Конституции Российской Федерации
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Закрепление в Конституции РФ норм, отражающих принцип социального государства, свидетельствует о стремлении государства, а также общества, запрос которого лежит в основе определения вектора социальной политики, на формирование позитивной политической повестки, на проведение изменений, позволяющих создать максимальный объем возможностей для человека <9>. В данном контексте отметим: из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ следует, что многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти. Это конституционное положение закрепляет за народом определяющую роль в принятии политических решений и, в свою очередь, в формировании представительных органов государственной власти, принимающих непосредственное участие в регулировании социальной сферы. В свою очередь, грамотное управление социальной сферой общества может обеспечить стабильность системы государственного управления в лице состава органов публичной власти, что можно считать необходимым в условиях противостояния внешним угрозам. В связи с этим создание гибкого и действующего в любых условиях механизма конституционно-правового регулирования, способного обеспечить стабильность удовлетворения социальных потребностей граждан, являлось важнейшей задачей как при разработке текста первой редакции Конституции 1993 г., так и при последующих доработках конституционного текста.
(Клишас А.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Закрепление в Конституции РФ норм, отражающих принцип социального государства, свидетельствует о стремлении государства, а также общества, запрос которого лежит в основе определения вектора социальной политики, на формирование позитивной политической повестки, на проведение изменений, позволяющих создать максимальный объем возможностей для человека <9>. В данном контексте отметим: из ч. 1 ст. 3 Конституции РФ следует, что многонациональный народ России является носителем суверенитета и единственным источником власти. Это конституционное положение закрепляет за народом определяющую роль в принятии политических решений и, в свою очередь, в формировании представительных органов государственной власти, принимающих непосредственное участие в регулировании социальной сферы. В свою очередь, грамотное управление социальной сферой общества может обеспечить стабильность системы государственного управления в лице состава органов публичной власти, что можно считать необходимым в условиях противостояния внешним угрозам. В связи с этим создание гибкого и действующего в любых условиях механизма конституционно-правового регулирования, способного обеспечить стабильность удовлетворения социальных потребностей граждан, являлось важнейшей задачей как при разработке текста первой редакции Конституции 1993 г., так и при последующих доработках конституционного текста.
Статья: Специальный правовой режим природных ресурсов: концепция природы как народного достояния
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Выраженная С.С. Алексеевым позиция общей теории государства и права о природе как народном достоянии, в том числе и как методологическое основание развития и осуществления экологического и природоресурсного законодательства и права, значимо прежде всего в совершенно определенном обозначении субъекта обладания природой как достоянием. Им является народ. Не касаясь содержания социологического и философского понятия "народ", подчеркнем для нас важное: в соответствии с Конституцией Российской Федерации народ - важнейший субъект права. В этом качестве народ - участник конституционных правовых отношений, регулируемых в начальной главе Основного Закона, определяющего Основы конституционного строя. Согласно ст. 3 многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
(Бринчук М.М.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Выраженная С.С. Алексеевым позиция общей теории государства и права о природе как народном достоянии, в том числе и как методологическое основание развития и осуществления экологического и природоресурсного законодательства и права, значимо прежде всего в совершенно определенном обозначении субъекта обладания природой как достоянием. Им является народ. Не касаясь содержания социологического и философского понятия "народ", подчеркнем для нас важное: в соответствии с Конституцией Российской Федерации народ - важнейший субъект права. В этом качестве народ - участник конституционных правовых отношений, регулируемых в начальной главе Основного Закона, определяющего Основы конституционного строя. Согласно ст. 3 многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Конституция Российской Федерации устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ <6>. Именно граждане Российской Федерации, используя механизм делегирования, формируют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В данном случае власть реализуется посредством прямых конституционных институтов, которые, в свою очередь, обеспечивают передачу власти представительным органам.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Конституция Российской Федерации устанавливает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ <6>. Именно граждане Российской Федерации, используя механизм делегирования, формируют органы государственной власти и органы местного самоуправления. В данном случае власть реализуется посредством прямых конституционных институтов, которые, в свою очередь, обеспечивают передачу власти представительным органам.