Носитель суверенитета
Подборка наиболее важных документов по запросу Носитель суверенитета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обеспечение информационного суверенитета Российской Федерации
(Жарова А.К.)
("Юрист", 2021, N 11)Основным признаком государства всегда являлся суверенитет, определяющий возможность носителя верховной государственной власти независимо, самостоятельно формировать, а также осуществлять свою волю. На этапе развития государств в цифровую эпоху сформировалось понятие "информационный суверенитет", реализация которого зависит от используемых государством цифровых технологий и их функциональных возможностей. В статье исследуются признаки информационного суверенитета.
(Жарова А.К.)
("Юрист", 2021, N 11)Основным признаком государства всегда являлся суверенитет, определяющий возможность носителя верховной государственной власти независимо, самостоятельно формировать, а также осуществлять свою волю. На этапе развития государств в цифровую эпоху сформировалось понятие "информационный суверенитет", реализация которого зависит от используемых государством цифровых технологий и их функциональных возможностей. В статье исследуются признаки информационного суверенитета.
Статья: Субъекты РФ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции РФ, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
Статья: Финансовый суверенитет в доктрине финансового права дореволюционного и советского периодов: историко-правовое исследование
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Статья посвящена изучению трудов ведущих дореволюционных и советских ученых - представителей науки финансового права применительно к вопросам, связанным с финансовым суверенитетом. В работе проведен анализ учебников по финансовому праву Э.Н. Берендтса, С.И. Иловайского, В.А. Лебедева, Д.М. Львова, И.И. Патлаевского, И.И. Янжула, В.Г. Яроцкого, М.А. Гурвича, Г.С. Гуревича, С.А. Котляревского и Е.А. Ровинского. Отмечено, что на раннем этапе развития (конец XIX - начало XX в.) в науке финансового права еще не сформировалось единого представления не только о финансовом суверенитете, но и о содержании и системе финансово-правовой науки. Вместе с тем авторы указанного периода уделяют особое внимание проблемам финансового верховенства (права верховной власти в области государственного хозяйства). На первоначальном этапе становления советской власти ученые не заостряют внимание на изучении сущности финансового суверенитета. В дальнейшем советские авторы исходят из основанной на конституционных положениях позиции, согласно которой суверенитетом обладают именно союзные республики, что проявляется в признании полноты их власти на своей территории и праве самостоятельно осуществлять финансовую деятельность. Делается вывод, что наделение отдельных союзных республик статусом суверенного государства, в том числе в области финансовой деятельности, не согласуется с сутью суверенитета и сущностью федерации как формы государственного устройства. В федерации носителем суверенитета может быть только федеральный, общий для всей страны уровень власти.
(Омельченко А.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 10)Статья посвящена изучению трудов ведущих дореволюционных и советских ученых - представителей науки финансового права применительно к вопросам, связанным с финансовым суверенитетом. В работе проведен анализ учебников по финансовому праву Э.Н. Берендтса, С.И. Иловайского, В.А. Лебедева, Д.М. Львова, И.И. Патлаевского, И.И. Янжула, В.Г. Яроцкого, М.А. Гурвича, Г.С. Гуревича, С.А. Котляревского и Е.А. Ровинского. Отмечено, что на раннем этапе развития (конец XIX - начало XX в.) в науке финансового права еще не сформировалось единого представления не только о финансовом суверенитете, но и о содержании и системе финансово-правовой науки. Вместе с тем авторы указанного периода уделяют особое внимание проблемам финансового верховенства (права верховной власти в области государственного хозяйства). На первоначальном этапе становления советской власти ученые не заостряют внимание на изучении сущности финансового суверенитета. В дальнейшем советские авторы исходят из основанной на конституционных положениях позиции, согласно которой суверенитетом обладают именно союзные республики, что проявляется в признании полноты их власти на своей территории и праве самостоятельно осуществлять финансовую деятельность. Делается вывод, что наделение отдельных союзных республик статусом суверенного государства, в том числе в области финансовой деятельности, не согласуется с сутью суверенитета и сущностью федерации как формы государственного устройства. В федерации носителем суверенитета может быть только федеральный, общий для всей страны уровень власти.
"Социальное гражданское право в его основополагающих институтах: коллективная монография"
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)То, что основным творцом права является народ, закреплено в ст. 3 Конституции Республики Беларусь <2>, согласно которой "единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ". Понимание неограниченной правотворческой компетенции народа закреплено в ст. 3 новой Конституции РФ <3>. Понимание широкой компетенция народа, а также исторический опыт дали повод для выделения понятий частной власти и частного правового регулирования. Выделение понятия частного и публичного права в данном случае основано не на критерии регулируемых интересов. Как и в указанном семейном и интуитивном праве, такое деление основано на критерии субъекта правотворчества и правоприменения <4>. С учетом сказанного современное право может считаться социальным, если оно отражает единство интуитивного народного права действительной жизни и актов государственного законотворчества.
(отв. ред. К.М. Некрашевич)
("Статут", 2022)То, что основным творцом права является народ, закреплено в ст. 3 Конституции Республики Беларусь <2>, согласно которой "единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ". Понимание неограниченной правотворческой компетенции народа закреплено в ст. 3 новой Конституции РФ <3>. Понимание широкой компетенция народа, а также исторический опыт дали повод для выделения понятий частной власти и частного правового регулирования. Выделение понятия частного и публичного права в данном случае основано не на критерии регулируемых интересов. Как и в указанном семейном и интуитивном праве, такое деление основано на критерии субъекта правотворчества и правоприменения <4>. С учетом сказанного современное право может считаться социальным, если оно отражает единство интуитивного народного права действительной жизни и актов государственного законотворчества.
Статья: История титулатуры в Российском государстве: от наименования статуса должностного лица к определению правового режима исполнения его полномочий
(Хорунжий С.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Не приводя здесь (в целях сокращения объема и для возможности ознакомиться в оригинальном изложении <23>) варианты полных форм императорского титула, отметим необходимые для целей нашего исследования следующие институционализированные правовые конструкции с отсылкой к смыслообразующим правоположениям Конституции Российской Федерации: а) преномен (указание на полное личное имя владельца титула "Мы, Николай II" - имярек); б) источник власти ("Божею поспешествующею милостью" - "Мы, многонациональный народ Российской Федерации"); в) наименование высшего государственного титула ("император" - "Президент Российской Федерации"); г) аутентичность государственной независимости ("самодержец всероссийский" - "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ"); д) территориальные основы организации публичной власти ("Император... Московский, Киевский, Владимирский... Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский... Великий Князь Финляндский... Государь... Туркестанский, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвинг-Голстинский... и прочая, и прочая..." - "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации"; Президент "принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти").
(Хорунжий С.Н.)
("Журнал российского права", 2025, N 5)Не приводя здесь (в целях сокращения объема и для возможности ознакомиться в оригинальном изложении <23>) варианты полных форм императорского титула, отметим необходимые для целей нашего исследования следующие институционализированные правовые конструкции с отсылкой к смыслообразующим правоположениям Конституции Российской Федерации: а) преномен (указание на полное личное имя владельца титула "Мы, Николай II" - имярек); б) источник власти ("Божею поспешествующею милостью" - "Мы, многонациональный народ Российской Федерации"); в) наименование высшего государственного титула ("император" - "Президент Российской Федерации"); г) аутентичность государственной независимости ("самодержец всероссийский" - "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ"); д) территориальные основы организации публичной власти ("Император... Московский, Киевский, Владимирский... Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский... Великий Князь Финляндский... Государь... Туркестанский, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвинг-Голстинский... и прочая, и прочая..." - "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации"; Президент "принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти").
Статья: К вопросу о понятии суверенитета и его трансформации в новых реалиях
(Зуйков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)В настоящее время ключевое значение в совокупности условий, определяющих реальное полновластие народа и его выражение в формально-юридических и организационных образах суверенной государственности, приобретают ценностные (духовно-культурные) факторы, влияющие на сбалансированную реализацию прав и обязанностей гражданина, формирование и осуществление внутренних установок разумной согласованности поведения гражданина с интересами общеполитического целого. Аксиома конституционного правопорядка, состоящая в признании народа носителем суверенитета, замечает С.В. Кабышев, требует глубокого осмысления с позиции реального мировоззренческого единства и морально-политической сплоченности общества <15>.
(Зуйков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)В настоящее время ключевое значение в совокупности условий, определяющих реальное полновластие народа и его выражение в формально-юридических и организационных образах суверенной государственности, приобретают ценностные (духовно-культурные) факторы, влияющие на сбалансированную реализацию прав и обязанностей гражданина, формирование и осуществление внутренних установок разумной согласованности поведения гражданина с интересами общеполитического целого. Аксиома конституционного правопорядка, состоящая в признании народа носителем суверенитета, замечает С.В. Кабышев, требует глубокого осмысления с позиции реального мировоззренческого единства и морально-политической сплоченности общества <15>.
Статья: Возраст гражданина Российской Федерации как избирательный ценз
(Фролова Т.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В условиях демократического государства вопросы реализации и защиты избирательных прав граждан приобретают особую значимость, поскольку именно посредством участия в выборах выражается непосредственное волеизъявление народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Установленные законом условия осуществления активного и пассивного избирательного права (избирательные цензы) играют определяющую роль в обеспечении баланса между принципом всеобщего избирательного права и необходимостью надлежащей правовой регламентации избирательного процесса. Кроме того, "на сегодняшний день цифровые технологии стремительно и глубоко проникают во все сферы жизни человека, в том числе и в процедуру выборов" <1>, в связи с чем возрастает значимость переосмысления действующих избирательных цензов, в частности возрастного, поскольку цифровизация способствует вовлечению в него новых социальных групп, прежде всего молодежи.
(Фролова Т.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)В условиях демократического государства вопросы реализации и защиты избирательных прав граждан приобретают особую значимость, поскольку именно посредством участия в выборах выражается непосредственное волеизъявление народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Установленные законом условия осуществления активного и пассивного избирательного права (избирательные цензы) играют определяющую роль в обеспечении баланса между принципом всеобщего избирательного права и необходимостью надлежащей правовой регламентации избирательного процесса. Кроме того, "на сегодняшний день цифровые технологии стремительно и глубоко проникают во все сферы жизни человека, в том числе и в процедуру выборов" <1>, в связи с чем возрастает значимость переосмысления действующих избирательных цензов, в частности возрастного, поскольку цифровизация способствует вовлечению в него новых социальных групп, прежде всего молодежи.
Статья: Конституционные проекты России XX века. Авторский проект конституции Международного фонда "Реформа"
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Обратимся изначально к преамбуле проекта, сущность, значение и порядок изменения которой в конституциях до сих пор глубоко не изучены. Между тем представляется, что преамбула конституции (если она в ней присутствует) является концентрированным выражением опыта и целей развития общества и государства, важнейших мировоззренческих и общественно-политических установок. В преамбуле проекта Фонда "Реформа", при общей ее созвучности преамбуле действующей Конституции России, в первую очередь обращает на себя внимание акцентирование на определяющей роли народа, исполненного "решимости утвердить свободу и права человека", "обеспечить благополучие и процветание России для себя и своих потомков", путем закрепления уже в преамбуле положения о том, что именно народ есть "носитель суверенитета и единственный источник государственной власти".
(Джавахян Р.М., Ястребова А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 12)Обратимся изначально к преамбуле проекта, сущность, значение и порядок изменения которой в конституциях до сих пор глубоко не изучены. Между тем представляется, что преамбула конституции (если она в ней присутствует) является концентрированным выражением опыта и целей развития общества и государства, важнейших мировоззренческих и общественно-политических установок. В преамбуле проекта Фонда "Реформа", при общей ее созвучности преамбуле действующей Конституции России, в первую очередь обращает на себя внимание акцентирование на определяющей роли народа, исполненного "решимости утвердить свободу и права человека", "обеспечить благополучие и процветание России для себя и своих потомков", путем закрепления уже в преамбуле положения о том, что именно народ есть "носитель суверенитета и единственный источник государственной власти".
Статья: Обеспечение экономического суверенитета правовыми средствами
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Суверенитет, оставаясь одним из фундаментальных понятий права, в настоящее время включается в категориальный аппарат и других наук, в частности политологии, экономики, философии, что размывает его понимание. Не будучи связанными традициями чистой юридической доктрины, представители других наук трактуют данный институт более вольно, фактически понимая под ним любую форму господства субъекта в принятии решений. Определенную дискуссионность вносит в современную науку и зарубежное понимание суверенитета <2>, которое кажется не связанным четкими рамками, так как иностранные авторы позволяют себе расширять границы даже таких канонических понятий, как конституция <3>. В основном дискуссия разворачивается вокруг круга потенциальных носителей суверенитета, которыми в классической интерпретации являются государство, народ, нация, а в современном вольном восприятии также транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения и даже обычные субъекты экономических отношений <4>. Мы придерживаемся традиционного понимания суверенитета как верховной власти на определенной территории в отношении находящихся на этой территории людей <5>, особого характера власти, в силу которого она является высшей и независимой в правовом отношении <6>, способности национальных властей реализовывать внутреннюю и внешнюю политику без определяющего вмешательства извне <7>.
(Белицкая А.В.)
("Предпринимательское право", 2025, N 2)Суверенитет, оставаясь одним из фундаментальных понятий права, в настоящее время включается в категориальный аппарат и других наук, в частности политологии, экономики, философии, что размывает его понимание. Не будучи связанными традициями чистой юридической доктрины, представители других наук трактуют данный институт более вольно, фактически понимая под ним любую форму господства субъекта в принятии решений. Определенную дискуссионность вносит в современную науку и зарубежное понимание суверенитета <2>, которое кажется не связанным четкими рамками, так как иностранные авторы позволяют себе расширять границы даже таких канонических понятий, как конституция <3>. В основном дискуссия разворачивается вокруг круга потенциальных носителей суверенитета, которыми в классической интерпретации являются государство, народ, нация, а в современном вольном восприятии также транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения и даже обычные субъекты экономических отношений <4>. Мы придерживаемся традиционного понимания суверенитета как верховной власти на определенной территории в отношении находящихся на этой территории людей <5>, особого характера власти, в силу которого она является высшей и независимой в правовом отношении <6>, способности национальных властей реализовывать внутреннюю и внешнюю политику без определяющего вмешательства извне <7>.
Статья: Теоретико-правовые основы финансового контроля через призму практики его осуществления в сфере образования
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Следует отметить, что у органов государственного (муниципального) финансового контроля и субъектов общественного финансового контроля во многом совпадают цели и задачи в осуществлении соответствующих мероприятий финансового контроля в отношении образовательных учреждений, поскольку и те и другие стремятся обеспечить соответствие действующему законодательству финансовых и связанных с ними вопросов деятельности образовательных учреждений. Однако, как справедливо отмечается в научной литературе, суть общественного финансового контроля заключается в обеспечении контроля граждан страны (носителей суверенитета и единственных источников власти в стране) над деятельностью, решениями и актами любых органов публичной власти и их должностных лиц, имеющих отношение к финансовой деятельности <9>.
(Черепова И.С.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 4)Следует отметить, что у органов государственного (муниципального) финансового контроля и субъектов общественного финансового контроля во многом совпадают цели и задачи в осуществлении соответствующих мероприятий финансового контроля в отношении образовательных учреждений, поскольку и те и другие стремятся обеспечить соответствие действующему законодательству финансовых и связанных с ними вопросов деятельности образовательных учреждений. Однако, как справедливо отмечается в научной литературе, суть общественного финансового контроля заключается в обеспечении контроля граждан страны (носителей суверенитета и единственных источников власти в стране) над деятельностью, решениями и актами любых органов публичной власти и их должностных лиц, имеющих отношение к финансовой деятельности <9>.
Статья: Идеология консерватизма в обновленной Конституции Российской Федерации
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Единство публичной власти вытекает из основ конституционного строя РФ. В соответствии с ними носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно через выборы и референдумы, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отсюда народ никому не передает свою власть - только право на ее осуществление. Кроме того, организация единой публичной власти должна соответствовать основам конституционного строя РФ и прямо вытекать из их принципов. Приведенные аргументы указывает на конституционные начала единства публичной власти в Российской Федерации.
(Гошуляк В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 6)Единство публичной власти вытекает из основ конституционного строя РФ. В соответствии с ними носителем суверенитета и единственным источником власти в России является многонациональный народ, который осуществляет свою власть как непосредственно через выборы и референдумы, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Отсюда народ никому не передает свою власть - только право на ее осуществление. Кроме того, организация единой публичной власти должна соответствовать основам конституционного строя РФ и прямо вытекать из их принципов. Приведенные аргументы указывает на конституционные начала единства публичной власти в Российской Федерации.
Статья: Амнистия и помилование: правовая природа и проблемы совершенствования их правового регулирования
(Султанов Е.Б., Тарханов И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)1. Социально значимый характер акта амнистии предполагает ее регулирование и применение на основе сочетания государственных, общественных и личных интересов, их гармонии. В связи с этим предоставление Конституцией РФ права на объявление амнистии именно Государственной Думе (п. "ж" ст. 103) не должно препятствовать согласованию этого решения с Советом Федерации, т.е. другой палатой Федерального Собрания РФ (ч. 1 ст. 95 Конституции РФ). В юридическом отношении и в общеобязательном смысле изъятия из действия (реализации) отдельных правовых норм об уголовной ответственности, содержащихся в федеральных законах, следовало бы легитимировать в Конституции РФ. Решение вопроса об объявлении амнистии с учетом позиции Совета Федерации юридически и фактически будет отражать подлинное волеизъявление народа нашей страны как "носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Это предполагает, в свою очередь, что акт амнистии должен быть издан в виде федерального закона, подписанного Президентом РФ. Внесение рекомендуемых изменений в действующее законодательство России по названному кругу вопросов отразится и на определении понятия амнистии, которое может обрести следующий вид: амнистия - это основанный на социальном милосердии нормативный акт, принимаемый Государственной Думой в порядке, установленном для федерального закона, который временно исключает действие отдельных положений изданных ранее федеральных законов об уголовной ответственности в отношении индивидуально не определенного круга лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет.
(Султанов Е.Б., Тарханов И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 10)1. Социально значимый характер акта амнистии предполагает ее регулирование и применение на основе сочетания государственных, общественных и личных интересов, их гармонии. В связи с этим предоставление Конституцией РФ права на объявление амнистии именно Государственной Думе (п. "ж" ст. 103) не должно препятствовать согласованию этого решения с Советом Федерации, т.е. другой палатой Федерального Собрания РФ (ч. 1 ст. 95 Конституции РФ). В юридическом отношении и в общеобязательном смысле изъятия из действия (реализации) отдельных правовых норм об уголовной ответственности, содержащихся в федеральных законах, следовало бы легитимировать в Конституции РФ. Решение вопроса об объявлении амнистии с учетом позиции Совета Федерации юридически и фактически будет отражать подлинное волеизъявление народа нашей страны как "носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ). Это предполагает, в свою очередь, что акт амнистии должен быть издан в виде федерального закона, подписанного Президентом РФ. Внесение рекомендуемых изменений в действующее законодательство России по названному кругу вопросов отразится и на определении понятия амнистии, которое может обрести следующий вид: амнистия - это основанный на социальном милосердии нормативный акт, принимаемый Государственной Думой в порядке, установленном для федерального закона, который временно исключает действие отдельных положений изданных ранее федеральных законов об уголовной ответственности в отношении индивидуально не определенного круга лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет.