Нормы нагрузки судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормы нагрузки судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Предметные области использования информационных технологий в судопроизводстве и информатизация судебного процесса для оптимизации служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)В то же время в научной доктрине и на практике отмечается неравномерность использования и внедрения информационных технологий в деятельность судов <6>. Так, например, в ходе исследования, проведенного Высшей школой экономики, по разработке норм нагрузки судей общей юрисдикции и работников их аппаратов, судей федеральных арбитражных судов и работников их аппаратов были выявлены отдельные проблемные вопросы по техническому оснащению судов, отсутствию нового технического оборудования, использованию устаревшего.
(Панарина М.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)В то же время в научной доктрине и на практике отмечается неравномерность использования и внедрения информационных технологий в деятельность судов <6>. Так, например, в ходе исследования, проведенного Высшей школой экономики, по разработке норм нагрузки судей общей юрисдикции и работников их аппаратов, судей федеральных арбитражных судов и работников их аппаратов были выявлены отдельные проблемные вопросы по техническому оснащению судов, отсутствию нового технического оборудования, использованию устаревшего.
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<18> Постановление Минтруда РФ N 41а, Минюста РФ N 06-74-124 от 27.06.1996 "Об утверждении норм нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов РФ" // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 8.
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)<18> Постановление Минтруда РФ N 41а, Минюста РФ N 06-74-124 от 27.06.1996 "Об утверждении норм нагрузки судей и работников аппарата судов субъектов РФ" // Бюллетень Минтруда РФ. 1996. N 8.
Нормативные акты
Статья: Разумный срок судопроизводства: законодательное установление или судейское усмотрение?
(Осинцев Д.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Норматив времени на работы, выполняемые судьей, установлен по уголовному делу, где к ответственности привлекается одно лицо по одному составу преступления, дело в одном томе, - п. 1.8 Норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минюста РФ от 27 июня 1996 г. N 41б/06-74-125).
(Осинцев Д.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 3)Норматив времени на работы, выполняемые судьей, установлен по уголовному делу, где к ответственности привлекается одно лицо по одному составу преступления, дело в одном томе, - п. 1.8 Норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов (утв. Постановлением Минтруда РФ, Минюста РФ от 27 июня 1996 г. N 41б/06-74-125).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)По данным Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы, в России гражданские дела рассматриваются почти в 5 раз быстрее, чем в среднем по Европе, а административные - практически в 25 раз. Однако разрешение дел в установленные законом сроки обеспечивается в основном за счет повышения интенсивности судейского труда. В этой связи дальнейшее успешное реформирование судебной системы невозможно без увеличения количества судей и работников аппарата судов. Необходимо расширение штатов с одновременным перераспределением нагрузки, введением новых должностей и разделением функций. Штат судей должен определяться на основе научно обоснованных норм судебной нагрузки, каждый судья должен быть обеспечен помощником, а судья первой и апелляционной инстанций - и секретарем судебного заседания.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)По данным Европейской комиссии по эффективности правосудия Совета Европы, в России гражданские дела рассматриваются почти в 5 раз быстрее, чем в среднем по Европе, а административные - практически в 25 раз. Однако разрешение дел в установленные законом сроки обеспечивается в основном за счет повышения интенсивности судейского труда. В этой связи дальнейшее успешное реформирование судебной системы невозможно без увеличения количества судей и работников аппарата судов. Необходимо расширение штатов с одновременным перераспределением нагрузки, введением новых должностей и разделением функций. Штат судей должен определяться на основе научно обоснованных норм судебной нагрузки, каждый судья должен быть обеспечен помощником, а судья первой и апелляционной инстанций - и секретарем судебного заседания.
Статья: Нормотворчество в деятельности органов судейских сообществ
(Небратенко О.О.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Одним из факторов, способствующих повышению престижа актов правотворчества органов судейского сообщества, стало наращивание входящими в их состав судьями профессиональных компетенций, их значительного практического опыта работы, наличия ученых степеней и званий, являющихся показателями высокой научной квалификации. Акты Всероссийского съезда судей аккумулируют достижения в научной сфере; судьи, многие из которых сами являются известными учеными, используют в своей работе научные исследования передовых научных школ ведущих вузов и научно-исследовательских институтов страны, например как минимум один из проектов норм нагрузки судей подготовлен совместно с НИИ труда <10>. Научная методология используется судьями при разработке актов планирования. Таковыми, например, являются Концепция обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты <11> и Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 гг. <12>, являющиеся выражением официальных взглядов научного сообщества на построение системы безопасности в первом случае и на развитие информационной среды, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий - во втором случае. Длительное (в масштабах среднесрочного) прогнозирование, отраженное в Концепциях, невозможно без использования научной методологии, предвидения вариантов развития будущих отношений.
(Небратенко О.О.)
("Администратор суда", 2024, N 2)Одним из факторов, способствующих повышению престижа актов правотворчества органов судейского сообщества, стало наращивание входящими в их состав судьями профессиональных компетенций, их значительного практического опыта работы, наличия ученых степеней и званий, являющихся показателями высокой научной квалификации. Акты Всероссийского съезда судей аккумулируют достижения в научной сфере; судьи, многие из которых сами являются известными учеными, используют в своей работе научные исследования передовых научных школ ведущих вузов и научно-исследовательских институтов страны, например как минимум один из проектов норм нагрузки судей подготовлен совместно с НИИ труда <10>. Научная методология используется судьями при разработке актов планирования. Таковыми, например, являются Концепция обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты <11> и Концепция информационной политики судебной системы на 2020 - 2030 гг. <12>, являющиеся выражением официальных взглядов научного сообщества на построение системы безопасности в первом случае и на развитие информационной среды, внедрение новых информационных и коммуникационных технологий - во втором случае. Длительное (в масштабах среднесрочного) прогнозирование, отраженное в Концепциях, невозможно без использования научной методологии, предвидения вариантов развития будущих отношений.
Статья: Меры судоустройственного характера как один из способов преодоления длительного судопроизводства
(Белякова А.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)Высокая степень загруженности судебной системы Российской Федерации в отдельных субъектах государства также напрямую связана с отсутствием актуальных нормативов судебной нагрузки. Так как в настоящее время в Российской Федерации действуют Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации N 41б, Министерства юстиции Российской Федерации N 06-74-125 от 27 июня 1996 г. "Об утверждении Норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов" <7>, что является существенным пробелом в законодательстве о судоустройстве и существенным образом влияет на разумные сроки судопроизводства. При высокой степени загруженности судьи и сотрудники аппарата судьи не могут должным образом провести стадию подготовки дела к судебному разбирательству, установить перечень дополнительных доказательств, обстоятельств, подлежащих доказыванию, и тем самым сократить чрезмерную длительность рассмотрения дела и вынести справедливое судебное решение в установленный законом срок.
(Белякова А.В.)
("Российский судья", 2021, N 7)Высокая степень загруженности судебной системы Российской Федерации в отдельных субъектах государства также напрямую связана с отсутствием актуальных нормативов судебной нагрузки. Так как в настоящее время в Российской Федерации действуют Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации N 41б, Министерства юстиции Российской Федерации N 06-74-125 от 27 июня 1996 г. "Об утверждении Норм нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов" <7>, что является существенным пробелом в законодательстве о судоустройстве и существенным образом влияет на разумные сроки судопроизводства. При высокой степени загруженности судьи и сотрудники аппарата судьи не могут должным образом провести стадию подготовки дела к судебному разбирательству, установить перечень дополнительных доказательств, обстоятельств, подлежащих доказыванию, и тем самым сократить чрезмерную длительность рассмотрения дела и вынести справедливое судебное решение в установленный законом срок.
Статья: Правовое регулирование служебной нагрузки в системе арбитражных судов
(Лифинцев В.Н.)
("Российский судья", 2023, N 9)Стоит заметить, что последнее исследование нагрузки судей проводилось еще в далеком 1996 г., что нашло свое отражение в Постановлении Министерства труда РФ и Минюста РФ от 27 июня 1996 г. N 41а/06-74-124 "Нормы нагрузки судей и работников аппарата судов субъекта РФ" <4>. В данном Постановлении рассчитана основная нагрузка на судей, даны рекомендации по временному промежутку для рассмотрения конкретного дела.
(Лифинцев В.Н.)
("Российский судья", 2023, N 9)Стоит заметить, что последнее исследование нагрузки судей проводилось еще в далеком 1996 г., что нашло свое отражение в Постановлении Министерства труда РФ и Минюста РФ от 27 июня 1996 г. N 41а/06-74-124 "Нормы нагрузки судей и работников аппарата судов субъекта РФ" <4>. В данном Постановлении рассчитана основная нагрузка на судей, даны рекомендации по временному промежутку для рассмотрения конкретного дела.
Статья: Правовое регулирование распределения дел в судах: реализация на примере новых регионов Российской Федерации
(Титова И.А.)
("Российский судья", 2024, N 5)Нам также с правовой точки зрения импонирует позиция, высказанная А.П. Фоковым, предложившим образование модели модульного информационно-распределительного характера судебных дел, предлагающим использовать "шаблон-модуль", устанавливающий критерии распределения дел исходя из практических потребностей того либо иного суда, учитывающего служебную судебную нагрузку, нормативы которой установить в Федеральном законе "О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7>. Тем более концепция такового федерального закона уже утверждена Президиумом Совета судей Российской Федерации <8>.
(Титова И.А.)
("Российский судья", 2024, N 5)Нам также с правовой точки зрения импонирует позиция, высказанная А.П. Фоковым, предложившим образование модели модульного информационно-распределительного характера судебных дел, предлагающим использовать "шаблон-модуль", устанавливающий критерии распределения дел исходя из практических потребностей того либо иного суда, учитывающего служебную судебную нагрузку, нормативы которой установить в Федеральном законе "О нормах служебной нагрузки судей и работников аппаратов судов Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7>. Тем более концепция такового федерального закона уже утверждена Президиумом Совета судей Российской Федерации <8>.
Статья: Дискреционные полномочия регионов при территориальном строительстве мировой юстиции в свете положений Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации"
(Козырева Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 4)<13> Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов (утв. Постановлением Минтруда России, Минюста России от 27.06.1996 N 41б/06-74-125) // СПС "КонсультантПлюс".
(Козырева Т.В.)
("Мировой судья", 2023, N 4)<13> Нормы нагрузки судей, судебных исполнителей и работников аппарата районных (городских) судов (утв. Постановлением Минтруда России, Минюста России от 27.06.1996 N 41б/06-74-125) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Доктринальные основы науки о судебной деятельности в трудах ученых Российского государственного университета правосудия
(Бурдина Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)В соответствии с правовыми актами стратегического характера, постановлениями IX и X Всероссийских съездов судей <18>, иными актами судебной власти на кафедре ведется разработка актуальных проблем совершенствования судебной системы, статуса судей, нормирования служебной нагрузки судей, обеспечения деятельности судов в современных условиях, где технологическое развитие рассматривается в качестве приоритетного направления судебной реформы <19>.
(Бурдина Е.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)В соответствии с правовыми актами стратегического характера, постановлениями IX и X Всероссийских съездов судей <18>, иными актами судебной власти на кафедре ведется разработка актуальных проблем совершенствования судебной системы, статуса судей, нормирования служебной нагрузки судей, обеспечения деятельности судов в современных условиях, где технологическое развитие рассматривается в качестве приоритетного направления судебной реформы <19>.
Статья: Реализация конституционного принципа независимости судебной власти при определении целей судебного управления
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)На определение направлений развития судебной системы влияют своевременность и уровень обеспечения ресурсами, включая кадровые. Штатная численность судей должна определяться их нагрузкой, влияющей на функциональную независимость. Нормы нагрузки судей утверждены еще в 1996 г. <47>, в 1999 г. штатная численность была определена в 16 742 единицы судей <48> "до принятия соответствующего федерального закона", проект которого, представленный ВС РФ, отклонен в 2000 г. <49>. Вновь о подготовке соответствующего законопроекта X Всероссийский съезд судей постановил только в декабре 2022 г. <50>. В настоящее время (несмотря на признанную еще в 2001 г. законодателем необходимость увеличения штатной численности судей <51>) финансовое обеспечение федеральных судов общей юрисдикции осуществляется исходя из количества судей в 25 483 единицы, работников аппарата - 68 738 единиц <52>, что на 10,5 тыс. судей и на 54,5 тыс. работников аппарата ниже требуемых в 2010 г. В первой Программе прямо указывалось на несоответствие штатной численности судей реально необходимому количеству, в Программу были заложены средства на финансирование к 2006 г. численности судей в 25 923 единицы. Во второй Программе отмечено увеличение численности судейского корпуса, но дальнейший рост количества судей не стал целью Программы. Третья Программа о численности судей не упоминает. Указанное свидетельствует о трудностях в проектировании деятельности судебной системы, вызванных тем, что "сложный механизм принятия мер (другими ветвями власти), а также их неадекватность или несвоевременность создают... дестабилизацию... судебной системы" <53>, не способствуя повышению независимости судебной власти.
(Кравцова Л.Е.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 5)На определение направлений развития судебной системы влияют своевременность и уровень обеспечения ресурсами, включая кадровые. Штатная численность судей должна определяться их нагрузкой, влияющей на функциональную независимость. Нормы нагрузки судей утверждены еще в 1996 г. <47>, в 1999 г. штатная численность была определена в 16 742 единицы судей <48> "до принятия соответствующего федерального закона", проект которого, представленный ВС РФ, отклонен в 2000 г. <49>. Вновь о подготовке соответствующего законопроекта X Всероссийский съезд судей постановил только в декабре 2022 г. <50>. В настоящее время (несмотря на признанную еще в 2001 г. законодателем необходимость увеличения штатной численности судей <51>) финансовое обеспечение федеральных судов общей юрисдикции осуществляется исходя из количества судей в 25 483 единицы, работников аппарата - 68 738 единиц <52>, что на 10,5 тыс. судей и на 54,5 тыс. работников аппарата ниже требуемых в 2010 г. В первой Программе прямо указывалось на несоответствие штатной численности судей реально необходимому количеству, в Программу были заложены средства на финансирование к 2006 г. численности судей в 25 923 единицы. Во второй Программе отмечено увеличение численности судейского корпуса, но дальнейший рост количества судей не стал целью Программы. Третья Программа о численности судей не упоминает. Указанное свидетельствует о трудностях в проектировании деятельности судебной системы, вызванных тем, что "сложный механизм принятия мер (другими ветвями власти), а также их неадекватность или несвоевременность создают... дестабилизацию... судебной системы" <53>, не способствуя повышению независимости судебной власти.
Статья: Проблемы функционирования современной модели судебной защиты прав граждан в досудебном производстве по уголовным делам
(Сушина Т.Е.)
("Российский следователь", 2025, N 8)Первая причина обусловлена тем, что до сих пор не урегулирован вопрос о нормах судебной нагрузки. Нормы нагрузки судей по уголовным делам (1996 г.) <3> устарели и неприменимы к нынешним условиям, так как полномочия суда первой инстанции расширились, а штатная численность судейского корпуса практически не изменилась <4>.
(Сушина Т.Е.)
("Российский следователь", 2025, N 8)Первая причина обусловлена тем, что до сих пор не урегулирован вопрос о нормах судебной нагрузки. Нормы нагрузки судей по уголовным делам (1996 г.) <3> устарели и неприменимы к нынешним условиям, так как полномочия суда первой инстанции расширились, а штатная численность судейского корпуса практически не изменилась <4>.