Нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию
Подборка наиболее важных документов по запросу Нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выплаты при увольнении госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)...сумма компенсационной выплаты, превышает трехкратный размер среднего месячного заработка... оспариваемое [решение - ред.]... соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, не нарушает прав и законных интересов заявителя..."
(КонсультантПлюс, 2025)...сумма компенсационной выплаты, превышает трехкратный размер среднего месячного заработка... оспариваемое [решение - ред.]... соответствует законодательству Российской Федерации о страховых взносах, не нарушает прав и законных интересов заявителя..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР за соответствующий календарный год.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР за соответствующий календарный год.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8.2. Как видно из закрепленной в ч. 18 комментируемой статьи формулы, достижение максимального значения ИПКi возможно при условии, если соотношение суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости (СВгод,i) и нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости (НСВгод,i) окажется равным единице.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)8.2. Как видно из закрепленной в ч. 18 комментируемой статьи формулы, достижение максимального значения ИПКi возможно при условии, если соотношение суммы страховых взносов на страховую пенсию по старости (СВгод,i) и нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости (НСВгод,i) окажется равным единице.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за соответствующий календарный год.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"НСВгод,i - нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации за соответствующий календарный год.
Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)5. Для целей расчета в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости максимальный тариф отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, принимается равным 53,4 процента единого тарифа страховых взносов, установленного пунктом 3 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
(ред. от 29.10.2024)
"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)5. Для целей расчета в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости максимальный тариф отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, принимается равным 53,4 процента единого тарифа страховых взносов, установленного пунктом 3 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации.
Вопрос: Об уплате ИП - военными пенсионерами страховых взносов на ОПС и ОМС.
(Письмо ФНС России от 08.08.2023 N БС-4-11/10182@)При этом Федеральным законом от 04.08.2023 N 427-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 430 Налогового кодекса дополнена пунктом 1.4, предусматривающим, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ N 4468-1, уплачивают страховые взносы только на обязательное медицинское страхование в размере установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации норматива 19,8922 процента от совокупного фиксированного размера страховых взносов, так как в соответствии с нормами Федерального закона N 167-ФЗ (в ред. Федерального закона N 257-ФЗ) не являются страхователями и застрахованными лицами на обязательное пенсионное страхование.
(Письмо ФНС России от 08.08.2023 N БС-4-11/10182@)При этом Федеральным законом от 04.08.2023 N 427-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 430 Налогового кодекса дополнена пунктом 1.4, предусматривающим, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ N 4468-1, уплачивают страховые взносы только на обязательное медицинское страхование в размере установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации норматива 19,8922 процента от совокупного фиксированного размера страховых взносов, так как в соответствии с нормами Федерального закона N 167-ФЗ (в ред. Федерального закона N 257-ФЗ) не являются страхователями и застрахованными лицами на обязательное пенсионное страхование.
Статья: Расходы на оплату труда: ассорти вопросов
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых по нормам Закона N 56-ФЗ, и сумма платежей (взносов) работодателей, уплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
(Максимова А.С.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)Совокупная сумма взносов работодателей, уплачиваемых по нормам Закона N 56-ФЗ, и сумма платежей (взносов) работодателей, уплачиваемых по договорам долгосрочного страхования жизни работников, добровольного пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитываются в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда.
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Формирование пенсионных прав в течение столь длительного периода может быть осложнено изменением пенсионного законодательства в части условий пенсионного обеспечения, включая правила исчисления стажа и определения размера пенсии с учетом его продолжительности, а также уплаченных за соответствующие периоды страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Формирование пенсионных прав в течение столь длительного периода может быть осложнено изменением пенсионного законодательства в части условий пенсионного обеспечения, включая правила исчисления стажа и определения размера пенсии с учетом его продолжительности, а также уплаченных за соответствующие периоды страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Готовое решение: Какие КБК установлены для налогов, страховых взносов, сборов, пеней и штрафов по ним
(КонсультантПлюс, 2025)КБК по страховым взносам ИП на ОМС за себя (по нормативу 19,8922% от соответствующего фиксированного размера страховых взносов), если он получает пенсию за выслугу лет или по инвалидности согласно Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-1 - 182 1 02 02030 08 1000 160.
(КонсультантПлюс, 2025)КБК по страховым взносам ИП на ОМС за себя (по нормативу 19,8922% от соответствующего фиксированного размера страховых взносов), если он получает пенсию за выслугу лет или по инвалидности согласно Закону РФ от 12.02.1993 N 4468-1 - 182 1 02 02030 08 1000 160.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В таком случае они окажутся лишены возможности реализовать сформированные пенсионные права. Учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено выплаты пенсии в уменьшенном размере пропорционально сумме уплаченных страховых взносов за определенный период (например, равный минимальному страховому стажу 15 лет), данные лица оказываются в худшем положении по сравнению с другими категориями плательщиков страховых взносов, не являющихся военными пенсионерами.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)В таком случае они окажутся лишены возможности реализовать сформированные пенсионные права. Учитывая, что пенсионным законодательством не предусмотрено выплаты пенсии в уменьшенном размере пропорционально сумме уплаченных страховых взносов за определенный период (например, равный минимальному страховому стажу 15 лет), данные лица оказываются в худшем положении по сравнению с другими категориями плательщиков страховых взносов, не являющихся военными пенсионерами.
Вопрос: Об уплате адвокатами, получающими пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, страховых взносов на ОПС и ОМС за себя, в том числе при отсутствии доходов.
(Письмо Минфина России от 15.01.2024 N 03-15-05/1975)Вместе с тем пунктом 1.4 статьи 430 Налогового кодекса установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, в том числе адвокаты, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов (в 2023 году совокупный фиксированный размер страховых взносов составлял 45 842 рубля, в 2024 году составляет 49 500 рублей).
(Письмо Минфина России от 15.01.2024 N 03-15-05/1975)Вместе с тем пунктом 1.4 статьи 430 Налогового кодекса установлено, что плательщики страховых взносов, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, в том числе адвокаты, уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов (в 2023 году совокупный фиксированный размер страховых взносов составлял 45 842 рубля, в 2024 году составляет 49 500 рублей).
Статья: Ошибки Пенсионного фонда России (Социального фонда России) - основание для перерасчета пенсии
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Автор анализирует случаи незаконности действий Пенсионного (Социального) фонда, которые приводят к уменьшению пенсии и ухудшению положения гражданина. Исследуются соответствующие нормативные правовые акты и судебная практика. Констатируется, что исключение из страхового стажа отдельных периодов времени приводит к неправомерному сокращению пенсии гражданина. Рассматривается процедура, позволяющая восстановить нарушенные социальные права застрахованного лица. В случае вины (ошибок) со стороны Пенсионного (Социального) фонда гражданин обладает правом на перерасчет размера пенсии за прошедшее время без ограничений.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Автор анализирует случаи незаконности действий Пенсионного (Социального) фонда, которые приводят к уменьшению пенсии и ухудшению положения гражданина. Исследуются соответствующие нормативные правовые акты и судебная практика. Констатируется, что исключение из страхового стажа отдельных периодов времени приводит к неправомерному сокращению пенсии гражданина. Рассматривается процедура, позволяющая восстановить нарушенные социальные права застрахованного лица. В случае вины (ошибок) со стороны Пенсионного (Социального) фонда гражданин обладает правом на перерасчет размера пенсии за прошедшее время без ограничений.
Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН) без наемных работников не знал, что освобожден от уплаты страховых взносов на ОПС, и уплатил за 2024 г. фиксированные страховые взносы в полном размере. Может ли он в 2025 г. подать заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС и вернуть излишне уплаченные суммы?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), уплачивают страховые взносы на ОМС в размере установленного Бюджетным кодексом РФ норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного пп. 1 п. 1.2 или п. 1.3 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ (п. 1.4 ст. 430 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон N 4468-1), уплачивают страховые взносы на ОМС в размере установленного Бюджетным кодексом РФ норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного пп. 1 п. 1.2 или п. 1.3 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ (п. 1.4 ст. 430 НК РФ).
Ситуация: Что влияет на размер страховой пенсии по старости?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу на величину ИПК влияют ежегодные отчисления страховых взносов на страховую пенсию по старости. Суммы поступивших страховых взносов учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по установленным нормативам (ч. 18 ст. 15 Закона N 400-ФЗ; п. 1 ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; пп. 13 п. 2 ст. 6 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу на величину ИПК влияют ежегодные отчисления страховых взносов на страховую пенсию по старости. Суммы поступивших страховых взносов учитываются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица по установленным нормативам (ч. 18 ст. 15 Закона N 400-ФЗ; п. 1 ст. 10 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ; пп. 13 п. 2 ст. 6 Закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Вопрос: ИП - военный пенсионер (УСН с объектом "доходы") без наемных работников подал заявление о прекращении обязанности по уплате страховых взносов на ОПС. Теперь он уплачивает только взносы на ОМС. Вправе ли ИП уменьшать сумму налога (авансовых платежей) по УСН на страховые взносы на ОМС?
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", уплачивают страховые взносы на ОМС в размере установленного Бюджетным кодексом РФ норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного пп. 1 п. 1.2 или п. 1.3 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ (п. 1.4 ст. 430 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Обоснование: Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющиеся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", уплачивают страховые взносы на ОМС в размере установленного Бюджетным кодексом РФ норматива 19,8922% от совокупного фиксированного размера страховых взносов, установленного пп. 1 п. 1.2 или п. 1.3 ст. 430 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено ст. 430 НК РФ (п. 1.4 ст. 430 НК РФ).