Независимость судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Независимость судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 12.1 "Дисциплинарная ответственность судей" Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации""Таким образом, действия (бездействие) федеральных судов, судей, судебных органов и органов судейского сообщества, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральным законом, не могут быть предметом самостоятельного судебного разбирательства в порядке гражданского либо административного судопроизводства, поскольку в противном случае это означало бы незаконное вмешательство судьи в профессиональную деятельность других судей, нарушение принципа независимости судей, их неприкосновенности и подчинения только закону."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Подсудность дел о защите прав потребителей
(КонсультантПлюс, 2025)В случае если одновременно с требованием имущественного характера, подсудным мировому судье, заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда (например, по делам о защите прав потребителей), то такие требования подсудны мировому судье, независимо от заявленной истцом суммы компенсации морального вреда..."
(КонсультантПлюс, 2025)В случае если одновременно с требованием имущественного характера, подсудным мировому судье, заявлено производное от него требование о компенсации морального вреда (например, по делам о защите прав потребителей), то такие требования подсудны мировому судье, независимо от заявленной истцом суммы компенсации морального вреда..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Гарантии осуществления деятельности судьи
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Гарантии осуществления деятельности судьи
Статья: Некоторые проблемы обеспечения независимости судьи
(Полянский В.В.)
("Российский судья", 2025, N 10)"Российский судья", 2025, N 10
(Полянский В.В.)
("Российский судья", 2025, N 10)"Российский судья", 2025, N 10
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"4. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.
Статья: Искусственный интеллект в российском правосудии: перспективы и риски
(Волков К.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)При этом важно указать и на этические проблемы, возникающие при использовании ИИ в правосудии. По мнению двух третей опрошенных судей (62%), таковыми являются дегуманизация правосудия (невозможность учета человеческих особенностей участников процесса); более половины судей (59%) указали угрозу принципам самостоятельности и независимости судей; каждый второй судья (51%) - отсутствие ответственности за ошибочные решения; треть опрошенных судей (29%) - непрозрачность работы ИИ ("черный ящик"); четверть опрошенных судей (22%) - дискриминацию отдельных групп участников из-за предубеждений, заложенных в алгоритмах.
(Волков К.А.)
("Российский судья", 2025, N 8)При этом важно указать и на этические проблемы, возникающие при использовании ИИ в правосудии. По мнению двух третей опрошенных судей (62%), таковыми являются дегуманизация правосудия (невозможность учета человеческих особенностей участников процесса); более половины судей (59%) указали угрозу принципам самостоятельности и независимости судей; каждый второй судья (51%) - отсутствие ответственности за ошибочные решения; треть опрошенных судей (29%) - непрозрачность работы ИИ ("черный ящик"); четверть опрошенных судей (22%) - дискриминацию отдельных групп участников из-за предубеждений, заложенных в алгоритмах.
Ситуация: В каком порядке назначается пенсия судье?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)судьи в отставке, независимо от возраста, при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет получают ЕПС в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи (далее - вознаграждения судьи).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)судьи в отставке, независимо от возраста, при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет получают ЕПС в размере 80% ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи (далее - вознаграждения судьи).
Статья: На что и как можно пожаловаться председателю суда
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Но тут важно не перейти тонкую грань между процессуальным и внепроцессуальным порядком воздействия на судебный процесс. Нужно помнить про принцип независимости судей, установленный ст. 5 АПК РФ, ст. 8 ГПК РФ, ст. 7 КАС РФ. Поэтому следует учитывать требования, изложенные в ч. 1 ст. 10 Закона N 3132-1: "Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону".
(Иванова С.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 7)Но тут важно не перейти тонкую грань между процессуальным и внепроцессуальным порядком воздействия на судебный процесс. Нужно помнить про принцип независимости судей, установленный ст. 5 АПК РФ, ст. 8 ГПК РФ, ст. 7 КАС РФ. Поэтому следует учитывать требования, изложенные в ч. 1 ст. 10 Закона N 3132-1: "Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону".
Статья: Судебная реформа 2018 года: итоги и направления дальнейшего развития
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)До проведения реформы апелляционные жалобы на решения, которые принимались по первой инстанции районными судами, подавались в областные и приравненные к ним суды. При этом кассационные жалобы подавались в президиумы этих же судов. Очевидно, что ввиду высокой степени солидарности, а порой и близкого общения судей, которые работают в одном суде, вероятность пересмотра решения, которое было принято в рамках апелляционного производства, была достаточно низкой. Таким образом, пересмотр решения в апелляционном и в кассационном порядке в рамках одного суда был примером конфликта интересов и негативно сказывался на реализации принципа независимости судей.
(Момотов В.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)До проведения реформы апелляционные жалобы на решения, которые принимались по первой инстанции районными судами, подавались в областные и приравненные к ним суды. При этом кассационные жалобы подавались в президиумы этих же судов. Очевидно, что ввиду высокой степени солидарности, а порой и близкого общения судей, которые работают в одном суде, вероятность пересмотра решения, которое было принято в рамках апелляционного производства, была достаточно низкой. Таким образом, пересмотр решения в апелляционном и в кассационном порядке в рамках одного суда был примером конфликта интересов и негативно сказывался на реализации принципа независимости судей.
Статья: Обязательные указания вышестоящего суда при отмене судебного акта: о праве суда первой инстанции "на возражение"
(Воробьев Н.Т.)
("Российский судья", 2025, N 9)Обязательность указаний суда проверочной инстанции признается как в доктрине процессуального права, так и прямо закреплена в процессуальном законе. Суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан разрешить его в соответствии с данными обязательными указаниями, пределы которых также очерчены в нормах процессуального права. Как известно, указания не могут касаться вопросов преимуществ доказательств, содержания нового судебного постановления и проч. Обязательность указаний - это не посягательство на независимость судей, не подавление инициативы суда. Если бы не обязательные указания, то вышестоящие инстанции всегда вынуждены были бы принимать на себя функции по окончательному разрешению споров, т.е. фактически давать указания сами себе и исполнять их.
(Воробьев Н.Т.)
("Российский судья", 2025, N 9)Обязательность указаний суда проверочной инстанции признается как в доктрине процессуального права, так и прямо закреплена в процессуальном законе. Суд, которому дело передано на новое рассмотрение, обязан разрешить его в соответствии с данными обязательными указаниями, пределы которых также очерчены в нормах процессуального права. Как известно, указания не могут касаться вопросов преимуществ доказательств, содержания нового судебного постановления и проч. Обязательность указаний - это не посягательство на независимость судей, не подавление инициативы суда. Если бы не обязательные указания, то вышестоящие инстанции всегда вынуждены были бы принимать на себя функции по окончательному разрешению споров, т.е. фактически давать указания сами себе и исполнять их.
Статья: К вопросу о современном содержании активной роли суда в административном судопроизводстве
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Принципы административного судопроизводства представляют собой систему взаимодополняемых идей, каждая из которых выполняет определенную функцию в организации и отправлении правосудия <2>. Каждый из принципов, предусмотренных КАС РФ, обеспечивает различные аспекты эффективной и справедливой системы судебной защиты. Так, например, независимость судей гарантирует непредвзятость и объективность принятия решений <3>, законность и справедливость обеспечивают соблюдение установленных правил и стандартов <4>, гласность и открытость способствуют прозрачности и доверию общественности к суду <5>. Все принципы действуют совместно, дополняя друг друга и формируя целостную картину эффективной судебной практики по административным делам.
(Орлов А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)Принципы административного судопроизводства представляют собой систему взаимодополняемых идей, каждая из которых выполняет определенную функцию в организации и отправлении правосудия <2>. Каждый из принципов, предусмотренных КАС РФ, обеспечивает различные аспекты эффективной и справедливой системы судебной защиты. Так, например, независимость судей гарантирует непредвзятость и объективность принятия решений <3>, законность и справедливость обеспечивают соблюдение установленных правил и стандартов <4>, гласность и открытость способствуют прозрачности и доверию общественности к суду <5>. Все принципы действуют совместно, дополняя друг друга и формируя целостную картину эффективной судебной практики по административным делам.
Статья: Личность и судебная власть: конституционные основы взаимоотношений
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)3) право, гарантирующее справедливое рассмотрение дела (право на справедливый суд). Это комплексное по своей природе право, имеющее многоаспектное конституционное обоснование в виде закрепления не только отдельных правомочий, но и относительно самостоятельных прав-гарантий, имеющих прежде всего юстициарное значение (например, право на получение квалифицированной юридической помощи). Это: а) право на рассмотрение дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); б) право на получение квалифицированной юридической помощи, в частности в сфере правосудия (ст. 48 Конституции); в) презумпция невиновности (ч. 1 и 2 ст. 49 Конституции); г) конституционные гарантии-запреты: повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции), использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50 Конституции), распространения обратной силы закона, ухудшающего положение (ч. 1 ст. 54 Конституции); д) право не свидетельствовать против себя (ч. 1 ст. 51); е) независимость судей и их подчинение только закону (ч. 1 ст. 120 Конституции); ж) гласное разбирательство дел в судах, запрет заочного рассмотрения дел (ч. 1 и 2 ст. 123 Конституции); з) осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции); и) право на рассмотрение дела в предусмотренных законом случаях с участием присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123 Конституции);
(Бондарь Н.С.)
("Российская юстиция", 2025, N 8)3) право, гарантирующее справедливое рассмотрение дела (право на справедливый суд). Это комплексное по своей природе право, имеющее многоаспектное конституционное обоснование в виде закрепления не только отдельных правомочий, но и относительно самостоятельных прав-гарантий, имеющих прежде всего юстициарное значение (например, право на получение квалифицированной юридической помощи). Это: а) право на рассмотрение дела тем судом и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47); б) право на получение квалифицированной юридической помощи, в частности в сфере правосудия (ст. 48 Конституции); в) презумпция невиновности (ч. 1 и 2 ст. 49 Конституции); г) конституционные гарантии-запреты: повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции), использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 50 Конституции), распространения обратной силы закона, ухудшающего положение (ч. 1 ст. 54 Конституции); д) право не свидетельствовать против себя (ч. 1 ст. 51); е) независимость судей и их подчинение только закону (ч. 1 ст. 120 Конституции); ж) гласное разбирательство дел в судах, запрет заочного рассмотрения дел (ч. 1 и 2 ст. 123 Конституции); з) осуществление правосудия на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123 Конституции); и) право на рассмотрение дела в предусмотренных законом случаях с участием присяжных заседателей (ч. 4 ст. 123 Конституции);
Статья: Проблемы эффективности организационно-распорядительных функций и полномочий судебной власти РФ
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В заключение надо сказать, что в целях эффективной организации судопроизводства в Российской Федерации необходимо наделить судью соответствующими организационно-распорядительными и административно-управленческими функциями и полномочиями в сфере организации судопроизводства в офисе судьи и предусмотреть ответственность за их неэффективное исполнение. Видится, что независимость судьи не должна переходить в некую зависимость, но в то же время должны быть детально регламентированы должностные полномочия и ответственность судьи и исключена возможность их произвольного толкования. Практическая целесообразность данного предложения обусловлена тем, что неэффективная деятельность судьи в виде организации судопроизводства, делопроизводства и отправления правосудия в офисе судьи зачастую остается без соответствующего внимания со стороны руководства суда. В более ранних исследованиях указывалось, что самостоятельность и независимость судебной власти зачастую приводят к тому, что она становится неконтролируемой и неуправляемой <19>.
(Шаманский Д.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)В заключение надо сказать, что в целях эффективной организации судопроизводства в Российской Федерации необходимо наделить судью соответствующими организационно-распорядительными и административно-управленческими функциями и полномочиями в сфере организации судопроизводства в офисе судьи и предусмотреть ответственность за их неэффективное исполнение. Видится, что независимость судьи не должна переходить в некую зависимость, но в то же время должны быть детально регламентированы должностные полномочия и ответственность судьи и исключена возможность их произвольного толкования. Практическая целесообразность данного предложения обусловлена тем, что неэффективная деятельность судьи в виде организации судопроизводства, делопроизводства и отправления правосудия в офисе судьи зачастую остается без соответствующего внимания со стороны руководства суда. В более ранних исследованиях указывалось, что самостоятельность и независимость судебной власти зачастую приводят к тому, что она становится неконтролируемой и неуправляемой <19>.