Незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 2 "Определения" Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"Исходя из положений подпункта 25 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС без таможенного декларирования признается одной из форм их незаконного перемещения через таможенную границу."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество вывезло с таможенной территории ЕАЭС принадлежащее ему судно в качестве транспортного средства международной перевозки без помещения его под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В период нахождения судна в иностранном порту на нем были проведены ремонтные работы. По результатам таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу, что при возвращении судна на таможенную территорию ЕАЭС общество должно было поместить судно под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уплатив соответствующие таможенные платежи, чего общество не сделало. Суд признал доначисление таможенных платежей, включая НДС, правомерным, общество их уплатило. Затем общество заявило к вычету НДС, уплаченный на основании решения таможенного органа в связи с ввозом судна на таможенную территорию ЕАЭС. Налоговый орган признал неправомерным принятие НДС к вычету. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для принятия НДС к вычету. Суд указал, что для принятия НДС к вычету требовалось помещение судна под соответствующие таможенные процедуры, ввоз товара (судна) без таможенного оформления является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, что следует из взаимосвязанного толкования положений абз. 3 п. 3 ст. 277 ТК ЕАЭС и ст. 56 ТК ЕАЭС, и исключает возможность принятия к вычету НДС.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество вывезло с таможенной территории ЕАЭС принадлежащее ему судно в качестве транспортного средства международной перевозки без помещения его под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В период нахождения судна в иностранном порту на нем были проведены ремонтные работы. По результатам таможенной проверки таможенный орган пришел к выводу, что при возвращении судна на таможенную территорию ЕАЭС общество должно было поместить судно под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, уплатив соответствующие таможенные платежи, чего общество не сделало. Суд признал доначисление таможенных платежей, включая НДС, правомерным, общество их уплатило. Затем общество заявило к вычету НДС, уплаченный на основании решения таможенного органа в связи с ввозом судна на таможенную территорию ЕАЭС. Налоговый орган признал неправомерным принятие НДС к вычету. Суд поддержал вывод налогового органа о несоблюдении налогоплательщиком условий для принятия НДС к вычету. Суд указал, что для принятия НДС к вычету требовалось помещение судна под соответствующие таможенные процедуры, ввоз товара (судна) без таможенного оформления является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, что следует из взаимосвязанного толкования положений абз. 3 п. 3 ст. 277 ТК ЕАЭС и ст. 56 ТК ЕАЭС, и исключает возможность принятия к вычету НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и уплате таможенных платежей в их отношении.
(Письмо Минфина России от 09.02.2024 N 27-03-09/11323)Вопрос: О незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и уплате таможенных платежей в их отношении.
(Письмо Минфина России от 09.02.2024 N 27-03-09/11323)Вопрос: О незаконном перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и уплате таможенных платежей в их отношении.
Статья: Проблемы правоприменительной практики при привлечении перевозчика к административной ответственности
(Клейменова А.Н.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Ключевые слова: перевозчик, административная ответственность, незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, таможенные органы, вес брутто.
(Клейменова А.Н.)
("Таможенное дело", 2024, N 2)Ключевые слова: перевозчик, административная ответственность, незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, таможенные органы, вес брутто.
Нормативные акты
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 N 137
(ред. от 11.08.2020)
"О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин"
(вместе с "Порядком заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений)")I. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (статья 56 и пункт 5 статьи 72 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза)
(ред. от 11.08.2020)
"О расчете таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин"
(вместе с "Порядком заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и внесения в такой расчет изменений (дополнений)")I. Незаконное перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (статья 56 и пункт 5 статьи 72 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза)
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)6. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (о нарушении таможенных правил), предусмотренном главой 16 настоящего Кодекса, в части назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (за исключением случаев, если административное правонарушение связано с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза), решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицом, которому орудие совершения или предмет административного правонарушения принадлежит на праве собственности и которое не привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признано в судебном порядке виновным в его совершении, в течение десяти дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
(ред. от 04.11.2025)6. Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (о нарушении таможенных правил), предусмотренном главой 16 настоящего Кодекса, в части назначения административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения (за исключением случаев, если административное правонарушение связано с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза), решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть обжалованы лицом, которому орудие совершения или предмет административного правонарушения принадлежит на праве собственности и которое не привлечено к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признано в судебном порядке виновным в его совершении, в течение десяти дней со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
Статья: Особенности проведения посттаможенного контроля мобильными группами таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Обозначенные тенденции привели к росту рисков незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, государственную границу РФ (ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (КоАП)), недекларирования или недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КоАП), несоблюдения запретов и (или) ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и государственную границу РФ (ст. 16.3 КоАП), а также совершения ряда других административных правонарушений в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП. Так, количество возбужденных дел по итогам 9 месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8,7% (с 59 836 <3> до 65 029 <4>).
(Шорохова И.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Обозначенные тенденции привели к росту рисков незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС и, как следствие, государственную границу РФ (ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (КоАП)), недекларирования или недостоверного декларирования товаров (ст. 16.2 КоАП), несоблюдения запретов и (или) ограничений при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС и государственную границу РФ (ст. 16.3 КоАП), а также совершения ряда других административных правонарушений в области таможенного дела, ответственность за которые предусмотрена главой 16 КоАП. Так, количество возбужденных дел по итогам 9 месяцев 2022 г. в сравнении с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 8,7% (с 59 836 <3> до 65 029 <4>).
Статья: Практика применения административного наказания в виде конфискации за правонарушения в таможенной сфере: проблемный вопрос
(Семенова О.Е., Степенко В.Е.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)В целях единства правоприменительной практики, недопущения нарушения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, распространенности нарушений в данной сфере целесообразным представляется выделение отдельного состава административного правонарушения, выразившегося в незаконном перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, не подлежащих реализации на территории Российской Федерации ввиду несоответствия требованиям законодательства, в том числе в части их качества и безопасности. Санкция в таком случае не должна предусматривать возможность назначения конфискации ни в качестве основного наказания, ни в качестве дополнительного, поскольку целью конфискации является обращение товаров в доход государства и извлечение прибыли.
(Семенова О.Е., Степенко В.Е.)
("Таможенное дело", 2021, N 3)В целях единства правоприменительной практики, недопущения нарушения прав лиц, привлекаемых к административной ответственности, распространенности нарушений в данной сфере целесообразным представляется выделение отдельного состава административного правонарушения, выразившегося в незаконном перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза товаров, не подлежащих реализации на территории Российской Федерации ввиду несоответствия требованиям законодательства, в том числе в части их качества и безопасности. Санкция в таком случае не должна предусматривать возможность назначения конфискации ни в качестве основного наказания, ни в качестве дополнительного, поскольку целью конфискации является обращение товаров в доход государства и извлечение прибыли.
Статья: Повышение эффективности таможенного контроля в форме таможенного досмотра в отношении товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Использование инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК) для выявления попыток незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, включая ввоз запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, значительно сокращает время нахождения транспортного средства в таможенном пункте пропуска. Например, физический досмотр автомобиля может занимать около 8 часов, а среднее время осмотра автомобиля посредством ИДК - 10 мин. Ежегодно ИДК Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России проводят более 650 тыс. сканирований транспортных средств.
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)Использование инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК) для выявления попыток незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, включая ввоз запрещенных и ограниченных к перемещению товаров, значительно сокращает время нахождения транспортного средства в таможенном пункте пропуска. Например, физический досмотр автомобиля может занимать около 8 часов, а среднее время осмотра автомобиля посредством ИДК - 10 мин. Ежегодно ИДК Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) России проводят более 650 тыс. сканирований транспортных средств.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 10.04.2024 N 03-07-08/33200 <О применении ставки НДС 0% в отношении товаров, задекларированных и вывезенных в таможенной процедуре экспорта по таможенной декларации, которая в последующем признана неподанной>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 2 Кодекса ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается в том числе перемещение, совершенное с недекларированием товаров.