Незаконная добыча песка в водоохранной зоне водного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Незаконная добыча песка в водоохранной зоне водного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2008 год: Статья 61 "Охрана водных объектов при проведении работ" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(Р.Б. Касенов)Суд признал правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку в ходе проведения мелиоративных работ общество осуществляло добычу песка, что выходит за рамки, определенные рабочим проектом и экспертизой. При этом суд указал, что в силу ст. 61 Водного кодекса РФ, п. 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404 и действовавшего в период спорных правоотношений, работы, проводимые без согласования с уполномоченными органами, являются незаконными. Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
(Р.Б. Касенов)Суд признал правомерным привлечение общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.13 КоАП РФ, поскольку в ходе проведения мелиоративных работ общество осуществляло добычу песка, что выходит за рамки, определенные рабочим проектом и экспертизой. При этом суд указал, что в силу ст. 61 Водного кодекса РФ, п. 6 Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1404 и действовавшего в период спорных правоотношений, работы, проводимые без согласования с уполномоченными органами, являются незаконными. Таким образом, суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2);
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2);
"Экологические преступления, посягающие на безопасность водных объектов: характеристика и разграничение со смежными деликтами: монография"
(Зверева А.И.)
(под ред. Ю.В. Грачевой)
("Проспект", 2019)Обращает на себя внимание некоторая избыточность административно-правовых запретов. Наиболее ярко это проявляется при сравнительном анализе ст. ст. 8.13, 8.33 и 8.45 КоАП РФ. Так, состав нарушения правил охраны водных объектов охватывает пять самостоятельных деяний: нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 ст. 8.13); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13); незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3 ст. 8.13); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ (ч. 4 ст. 8.13); загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах (ч. 5 ст. 8.13). В то же самое время ст. 8.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Ранее, обосновывая включение данной статьи в предмет нашего исследования, мы исходили из того, что средой обитания водных биологических ресурсов является не что иное, как именно водные объекты. Следовательно, ст. 8.33 фактически устанавливает ответственность в том числе за нарушение правил охраны водных объектов. Нетрудно заметить, что в таком случае она дублирует положения ст. 8.13 КоАП РФ, что вряд ли идет на пользу правоприменительной практике, запутывая законодательство.
(Зверева А.И.)
(под ред. Ю.В. Грачевой)
("Проспект", 2019)Обращает на себя внимание некоторая избыточность административно-правовых запретов. Наиболее ярко это проявляется при сравнительном анализе ст. ст. 8.13, 8.33 и 8.45 КоАП РФ. Так, состав нарушения правил охраны водных объектов охватывает пять самостоятельных деяний: нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления (ч. 1 ст. 8.13); невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 ст. 8.13); незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава древесины либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов (ч. 3 ст. 8.13); нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 КоАП РФ (ч. 4 ст. 8.13); загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах (ч. 5 ст. 8.13). В то же самое время ст. 8.33 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Ранее, обосновывая включение данной статьи в предмет нашего исследования, мы исходили из того, что средой обитания водных биологических ресурсов является не что иное, как именно водные объекты. Следовательно, ст. 8.33 фактически устанавливает ответственность в том числе за нарушение правил охраны водных объектов. Нетрудно заметить, что в таком случае она дублирует положения ст. 8.13 КоАП РФ, что вряд ли идет на пользу правоприменительной практике, запутывая законодательство.
Нормативные акты
Распоряжение Минэкологии МО от 27.09.2019 N 731-РМ
(ред. от 21.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природопользования Московской области по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Московской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Московской области"Принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации за несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования
(ред. от 21.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента Министерства экологии и природопользования Московской области по осуществлению федерального государственного надзора в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории Московской области, за исключением объектов животного мира и среды их обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения, расположенных на территории Московской области"Принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по ч. 4 ст. 8.13 КоАП Российской Федерации за несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования
"Комментарий к Федеральному закону "О животном мире"
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Юстицинформ", 2002)2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ.
(постатейный)
(под ред. С.А. Боголюбова)
("Юстицинформ", 2002)2. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц - от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц - от 200 до 300 МРОТ.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)6) Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. В связи с этим обязательным условием является установление в законе, договоре, разрешении на пользование водным объектом, осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)6) Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. В связи с этим обязательным условием является установление в законе, договоре, разрешении на пользование водным объектом, осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.
"Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В.)
("Юстицинформ", 2007)б) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования;
(постатейный)
(Боголюбов С.А., Кичигин Н.В., Пономарев М.В.)
("Юстицинформ", 2007)б) невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования;
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Главы 1 - 10. Постатейный научно-практический комментарий"
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)3. Объективная сторона правонарушения представляет собой невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 комментируемой статьи).
(под общ. ред. Б.В. Россинского)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)3. Объективная сторона правонарушения представляет собой невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос в состояние, пригодное для пользования (ч. 2 комментируемой статьи).
"Комментарий к Федеральному закону от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)6) Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. В связи с этим обязательным условием является установление в законе, договоре, разрешении на пользование водным объектом, осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)6) Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. В связи с этим обязательным условием является установление в законе, договоре, разрешении на пользование водным объектом, осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.
"Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(постатейный)
(отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков)
("Юстицинформ", 2009)Статья 8.13 устанавливает штраф за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.
(постатейный)
(отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков)
("Юстицинформ", 2009)Статья 8.13 устанавливает штраф за нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, а также за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования; за незаконную добычу песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществление молевого сплава леса либо нарушение установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов; за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение; за загрязнение ледников, снежников или ледяного покрова водных объектов либо загрязнение водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы или отнесенных к особо охраняемым водным объектам, местам туризма, спорта и массового отдыха, отходами производства и потребления и (или) вредными веществами, а равно захоронение вредных веществ (материалов) в водных объектах.
Статья: Надзор за исполнением водного законодательства
(Фалилеев В.А.)
("Законность", 2014, N 5)Прокуроры на местах систематически пресекают нарушения природоохранного законодательства при использовании, охране водных объектов, их водоохранных зон, формируется правоприменительная практика, не имеющая прецедентов.
(Фалилеев В.А.)
("Законность", 2014, N 5)Прокуроры на местах систематически пресекают нарушения природоохранного законодательства при использовании, охране водных объектов, их водоохранных зон, формируется правоприменительная практика, не имеющая прецедентов.
"Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)6. Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования. Это также формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. Поэтому обязательным условием является установление в законе, договоре водопользования, решении о предоставлении в пользование водным объектом, на осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.
(постатейный)
(под ред. О.Л. Дубовик)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2011)6. Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования. Это также формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. Поэтому обязательным условием является установление в законе, договоре водопользования, решении о предоставлении в пользование водным объектом, на осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.
Статья: Юридическая ответственность за незаконное водопользование
(Смоляков П.Н.)
("Юридический мир", 2013, N 5)Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит ряд относимых к данной деятельности норм: ст. 7.3 "Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов", ст. 7.6 "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий", ст. 8.12 "Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования", ст. 8.14 "Нарушение правил водопользования".
(Смоляков П.Н.)
("Юридический мир", 2013, N 5)Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит ряд относимых к данной деятельности норм: ст. 7.3 "Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов", ст. 7.6 "Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий", ст. 8.12 "Нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования", ст. 8.14 "Нарушение правил водопользования".
"Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях"
(постатейный)
(7-е издание)
(под общ. ред. Н.Г. Салищевой)
("Проспект", 2011)Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. Поэтому обязательным условием является установление в законе, договоре, разрешении на пользование водным объектом, на осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.
(постатейный)
(7-е издание)
(под общ. ред. Н.Г. Салищевой)
("Проспект", 2011)Несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, - формальный состав административного правонарушения, объективная сторона которого включает деяние в виде действия, состоящего в нарушении сроков. Поэтому обязательным условием является установление в законе, договоре, разрешении на пользование водным объектом, на осуществление деятельности в его водоохранной зоне или на прибрежной полосе срока пользования и (или) срока приведения объекта в состояние, пригодное для пользования.