Неустойка от ориентировочной цены

Подборка наиболее важных документов по запросу Неустойка от ориентировочной цены (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Цена контракта по гособоронзаказу (ГОЗ)
(КонсультантПлюс, 2024)
"...[Акционерное общество - ред.] обратилось с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации о взыскании долга... а также... неустойки...
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Следовательно, разработка и направление расчетно-калькуляционных материалов, обосновывающих ориентировочную цену контракта, не является обязательством по смыслу п. п. 8, 8.4) ч. 1 ст. 3, ч. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, за просрочку исполнения которого могут быть начислены пени от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в связи с чем, начисление неустойки (пени) от цены контракта, предусмотренная п. 3.2.25 контракта, противоречит Закону о контрактной системе."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: В 3 т."
(том 1)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2011)
2. В судебной практике часто возникают споры относительно определения правовой природы и размера цены товара, в частности об изменении цены товара в случае увеличения срока оплаты. Следует ли ее рассматривать как плату за пользование коммерческим кредитом, учитывая факт передачи товара покупателю, либо как неустойку? Судебная практика противоречива (см., в частности, Определения ВАС РФ от 15 февраля 2010 г. N ВАС-1634/10, от 21 июня 2010 г. N ВАС-7934/10; Постановления ФАС Уральского округа от 13 декабря 2006 г. N Ф09-11035/06-С3, ФАС Центрального округа от 8 мая 2008 г. N Ф10-1874/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 28 июля 2009 г. N Ф04-4470/2009(11702-А27-4) по делу N А27-15484/2008-1 и др.). Думается, что при установлении в договоре условия о сроке оплаты и при его нарушении разница в "повышении цены" может рассматриваться в качестве неустойки. В том случае, если срок оплаты однозначно не определен, а может меняться в зависимости от размера цены, изменение в размере является не неустойкой, а способом определения условия о цене.
"Юридическое сопровождение деятельности частной медицинской организации"
(Салыгина Е.С.)
("Статут", 2013)
При этом согласно ч. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей в случае нарушения установленных сроков оказания услуги исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 3% от цены оказания услуги. Представим ситуацию, когда пациент заключает с клиникой договор на ортодонтическое лечение (установление специальных замков-брекетов на обе челюсти в целях коррекции или исправления зубной дуги). При заключении договора исполнитель в лице лечащего врача поясняет, что объективно может быть обозначен только ориентировочный срок лечения, как правило, полтора-два года. Ситуации, при которых такое лечение занимает более полутора лет, особенно у взрослых людей, нередки - подвижность зубов у взрослых людей меньше, чем у детей. Представим, что лечение продлевается на месяц в связи с особенностями челюстно-лицевого строения человека. С точки зрения Закона о защите прав потребителей потребитель в этом случае имеет право взыскать с исполнителя неустойку в размере 90% (!!!) стоимости оказанной услуги - проще говоря, несмотря на то что исполнитель сделал все от него зависящее, чтобы достичь положительного эффекта и оправдать тот прогноз лечения, который был сделан, он должен вернуть потребителю почти полную стоимость этой услуги в качестве штрафной санкции за просрочку срока оказания услуги. Понятие "ориентировочный срок" в Законе о защите прав потребителей отсутствует.

Нормативные акты

Решение Новосибирского УФАС России от 17.11.2023 N 054/06/104-58/2023
Нарушение: п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона о контрактной системе.
Решение: Включить сведения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пп. "и" п. 10 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 60), в реестр контрактов подлежит включению информация и документы о контракте, в том числе, информация о цене контракта, максимальном значении цены контракта и цены единицы товара, работы, размер платы, подлежащей внесению в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ участником закупки, с которым заключается контракт, ориентировочное значение цены контракта, либо формула цены и максимальное значение цены контракта.