Нетипичные формы правления
Подборка наиболее важных документов по запросу Нетипичные формы правления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционная модернизация в странах СНГ: современные тенденции
(Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Особый интерес вызывает опыт Кыргызстана, где до разработки текста новой конституции к избирательному корпусу обратились с фундаментальным вопросом о выборе формы правления на основании принятого Закона Кыргызской Республики от 11 декабря 2020 г. N 6 "О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики". 10 января 2021 г. в Кыргызстане состоялся референдум по поводу определения формы правления: сохранение существующей парламентской республики или переход к президентской республике, что нетипично для государств постсоветского пространства. В поддержку президентской республики высказалось более 81% участников референдума, принявших участие в голосовании <12>. С учетом принятого гражданами решения о форме правления был разработан проект новой Конституции Кыргызстана, одобренной на референдуме в мае 2021 г.
(Масловская Т.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Особый интерес вызывает опыт Кыргызстана, где до разработки текста новой конституции к избирательному корпусу обратились с фундаментальным вопросом о выборе формы правления на основании принятого Закона Кыргызской Республики от 11 декабря 2020 г. N 6 "О назначении референдума (всенародного голосования) по определению формы правления Кыргызской Республики". 10 января 2021 г. в Кыргызстане состоялся референдум по поводу определения формы правления: сохранение существующей парламентской республики или переход к президентской республике, что нетипично для государств постсоветского пространства. В поддержку президентской республики высказалось более 81% участников референдума, принявших участие в голосовании <12>. С учетом принятого гражданами решения о форме правления был разработан проект новой Конституции Кыргызстана, одобренной на референдуме в мае 2021 г.
Статья: Президентская форма правления Республики Казахстан в условиях конституционных реформ
(Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)По результатам работы, основанной на широком использовании сравнительно-правового метода, заслуженный деятель науки и заслуженный юрист Российской Федерации В.Е. Чиркин использовал термин "смешанная форма правления" <3>. И это далеко не единичный пример.
(Малиновский В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)По результатам работы, основанной на широком использовании сравнительно-правового метода, заслуженный деятель науки и заслуженный юрист Российской Федерации В.Е. Чиркин использовал термин "смешанная форма правления" <3>. И это далеко не единичный пример.
"Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений"
(Абдулаев М.И.)
("Магистр-Пресс", 2004)31. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1995. N 8.
(Абдулаев М.И.)
("Магистр-Пресс", 2004)31. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1995. N 8.
Статья: Исследование актуальных проблем конституционного права стран - членов СНГ (рецензия на монографию Н.И. Грачева, Э.А. Гаджи-Заде "Формы правления и институт президентства в странах СНГ")
(Колесников Е.В., Ишеков К.А.)
("Журнал российского права", 2006, N 9)Важно подчеркнуть, что авторы отмечают общую для стран СНГ тенденцию конституционного закрепления и воплощения в политическую жизнь особой президентской ветви власти. По мнению многих исследователей, президентская ветвь власти не вписывается в общепринятую концепцию разделения властей. Идея расширения классической триады властей и привилегированного статуса президентства отнюдь не бесспорна. Тем не менее нельзя не согласиться с утверждением о том, что специфичный статус президентов в СНГ, отличный от статуса глав иных государств, обусловливает нетипичный характер форм правления. Как верно отмечено, президент напрямую, непосредственно не входит ни в одну из ветвей власти, но обладает целым рядом существенных полномочий каждой из них (с. 51).
(Колесников Е.В., Ишеков К.А.)
("Журнал российского права", 2006, N 9)Важно подчеркнуть, что авторы отмечают общую для стран СНГ тенденцию конституционного закрепления и воплощения в политическую жизнь особой президентской ветви власти. По мнению многих исследователей, президентская ветвь власти не вписывается в общепринятую концепцию разделения властей. Идея расширения классической триады властей и привилегированного статуса президентства отнюдь не бесспорна. Тем не менее нельзя не согласиться с утверждением о том, что специфичный статус президентов в СНГ, отличный от статуса глав иных государств, обусловливает нетипичный характер форм правления. Как верно отмечено, президент напрямую, непосредственно не входит ни в одну из ветвей власти, но обладает целым рядом существенных полномочий каждой из них (с. 51).
Статья: Федерализация как способ изменения формы государства
(Ившина И.Н.)
("История государства и права", 2014, N 19)Кроме того, ряд федеративных государств имеют сложную форму правления, которая определяется как "нетипичная", и ее "нетипичность" связана как раз с сочетанием монархических институтов с федеративной системой органов власти. В частности, это Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия, где выборность главы государства ограничена кругом наследных монархов - соответственно эмиров и князей. Это необходимо, с одной стороны, для сохранения традиций исламского общества, с другой - для обеспечения равноправия субъектов федерации.
(Ившина И.Н.)
("История государства и права", 2014, N 19)Кроме того, ряд федеративных государств имеют сложную форму правления, которая определяется как "нетипичная", и ее "нетипичность" связана как раз с сочетанием монархических институтов с федеративной системой органов власти. В частности, это Объединенные Арабские Эмираты и Малайзия, где выборность главы государства ограничена кругом наследных монархов - соответственно эмиров и князей. Это необходимо, с одной стороны, для сохранения традиций исламского общества, с другой - для обеспечения равноправия субъектов федерации.
Статья: Особенности правового статуса главы государства в Швеции
(Каримов Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 2)Первой нехарактерной для всех монархий чертой стало исчезновение из всех основных законов всякого определения монархии. При этом монархия в стране сохранена, что достигнуто путем упоминания терминов, соотносимых только с этой формой правления: страна по-прежнему называется "Королевство Швеция" <1>, престолом обладает король, являющийся главой государства (ч. 1 § 5 главы 1 Формы правления 1974 г. <2>). Из этого определения возможно несколько выводов: монархом Швеции является именно король, так как он обладает монархией; термины "монарх" и "глава государства" неравнозначны друг другу. При этом по порядку перечисления этих терминов (король... глава государства) можно предположить, что законодатель намеренно расположил их таким образом, поскольку статус главы государства является политической прерогативой осуществления части полномочий верховной государственной власти, а значит, он (статус) всегда вторичен по отношению к обладателю верховной государственной власти <3>.
(Каримов Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2011, N 2)Первой нехарактерной для всех монархий чертой стало исчезновение из всех основных законов всякого определения монархии. При этом монархия в стране сохранена, что достигнуто путем упоминания терминов, соотносимых только с этой формой правления: страна по-прежнему называется "Королевство Швеция" <1>, престолом обладает король, являющийся главой государства (ч. 1 § 5 главы 1 Формы правления 1974 г. <2>). Из этого определения возможно несколько выводов: монархом Швеции является именно король, так как он обладает монархией; термины "монарх" и "глава государства" неравнозначны друг другу. При этом по порядку перечисления этих терминов (король... глава государства) можно предположить, что законодатель намеренно расположил их таким образом, поскольку статус главы государства является политической прерогативой осуществления части полномочий верховной государственной власти, а значит, он (статус) всегда вторичен по отношению к обладателю верховной государственной власти <3>.
"Современные проблемы организации публичной власти: Монография"
(рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян)
("Юстицинформ", 2014)<497> Элементы смешанной формы проявляются также в том, что парламент может отстранить премьер-министра от должности абсолютным большинством голосов, причем в ст. 63 Конституции речь идет именно о политической ответственности; импичмент как мера конституционно-правовой ответственности урегулирован отдельно ст. 65; однако вместе с тем Конституция не упоминает возможности роспуска самого парламента. В итоге, возможно, такую форму правления правильнее всего было бы характеризовать как "нетипичную". О нетипичных формах правления (в т.ч. смешанных республиках) см., напр.: Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2006. С. 421 - 424.
(рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян)
("Юстицинформ", 2014)<497> Элементы смешанной формы проявляются также в том, что парламент может отстранить премьер-министра от должности абсолютным большинством голосов, причем в ст. 63 Конституции речь идет именно о политической ответственности; импичмент как мера конституционно-правовой ответственности урегулирован отдельно ст. 65; однако вместе с тем Конституция не упоминает возможности роспуска самого парламента. В итоге, возможно, такую форму правления правильнее всего было бы характеризовать как "нетипичную". О нетипичных формах правления (в т.ч. смешанных республиках) см., напр.: Маклаков В.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. М., 2006. С. 421 - 424.
"Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры"
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)<1> См. подробнее: Симонишвили Л.Р. Государственно-правовая модель республики со смешанной формой правления (теоретический анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Альберт Р. "Выгоды", доступные президентским республикам, в условиях парламентских демократий // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 3 (82). С. 32 - 58; Шулькина А.Л. Президентская республика в России: теоретико-правовой и исторический анализ // Философия права. 2010. N 2. С. 117 - 120; Шаишмелашвили Л.И. Президентская республика - форма государственного правления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тбилиси, 2001; Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. N 7. С. 16 - 19; Кайнов В.И. Президентская республика как форма правления: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995.
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)<1> См. подробнее: Симонишвили Л.Р. Государственно-правовая модель республики со смешанной формой правления (теоретический анализ): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Альберт Р. "Выгоды", доступные президентским республикам, в условиях парламентских демократий // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 3 (82). С. 32 - 58; Шулькина А.Л. Президентская республика в России: теоретико-правовой и исторический анализ // Философия права. 2010. N 2. С. 117 - 120; Шаишмелашвили Л.И. Президентская республика - форма государственного правления: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Тбилиси, 2001; Пушкарев С.В. Нетипичные формы республик с президентской системой правления // Современное право. 2012. N 7. С. 16 - 19; Кайнов В.И. Президентская республика как форма правления: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995.
Статья: Парламентаризм и форма правления: теоретико-правовые и методологические особенности исследования
(Крамской В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 9)<21> См.: Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012. N 1. С. 26.
(Крамской В.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2013, N 9)<21> См.: Пушкарев С.В., Михайлова Е.М. Нетипичные формы государственного правления: к вопросу об определении института // Административное право и процесс. 2012. N 1. С. 26.
Статья: Конституционно-правовой опыт регламентации президентской власти во Французской Республике (история и современность)
(Прокофьев В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 4)В завершение следует подчеркнуть, что положительный опыт преодоления кризисов институтов власти во Франции, конституционного усиления президентской власти в переходный период привел к тому, что ряд постсоветских республик (среди них Армения и Беларусь) учредили институт президентства по французскому образцу. Сложившаяся модель, практика конституционной регламентации института президентства и его развития во Франции являются нетипичной для мирового развития. Выражена эта нетипичность в наличии не трех, как в президентской или парламентской формах правления, а фактически четырех ветвей власти, одна из которых - президентская. Однако введение института президентства и его конституционная регламентация всегда требуют учета национальной специфики и исторического развития страны, формирования критериев легитимности власти исключительно внутри самой страны, в связи с чем оправданность рецепции французской модели регламентации президентства продолжает оставаться спорным вопросом.
(Прокофьев В.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2017, N 4)В завершение следует подчеркнуть, что положительный опыт преодоления кризисов институтов власти во Франции, конституционного усиления президентской власти в переходный период привел к тому, что ряд постсоветских республик (среди них Армения и Беларусь) учредили институт президентства по французскому образцу. Сложившаяся модель, практика конституционной регламентации института президентства и его развития во Франции являются нетипичной для мирового развития. Выражена эта нетипичность в наличии не трех, как в президентской или парламентской формах правления, а фактически четырех ветвей власти, одна из которых - президентская. Однако введение института президентства и его конституционная регламентация всегда требуют учета национальной специфики и исторического развития страны, формирования критериев легитимности власти исключительно внутри самой страны, в связи с чем оправданность рецепции французской модели регламентации президентства продолжает оставаться спорным вопросом.
Статья: Некоторые вопросы формы государственного правления в России
(Гелиева И.Н.)
("Общество и право", 2008, N 1)<1> Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 112 - 113.
(Гелиева И.Н.)
("Общество и право", 2008, N 1)<1> Чиркин В.Е. Нетипичные формы в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 112 - 113.
Статья: Федерализм в теории и на практике - новые подходы
(Соколов А.Н., Губин Ю.И.)
("Право и политика", 2006, N 10)<23> См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 109 и далее.
(Соколов А.Н., Губин Ю.И.)
("Право и политика", 2006, N 10)<23> См.: Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1994. N 1. С. 109 и далее.