Нестационарный торговый объект на частной собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Нестационарный торговый объект на частной собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Права собственника: распоряжение, владение и пользование имуществом
(КонсультантПлюс, 2025)"...Соответствующие полномочия собственника земельного участка по размещению и использованию нестационарных торговых объектов предусмотрены, в частности, положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которым порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Соответствующие полномочия собственника земельного участка по размещению и использованию нестационарных торговых объектов предусмотрены, в частности, положениями части 7 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", согласно которым порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов на земельном участке, находящемся в частной собственности, устанавливается собственником этого земельного участка. Принятие собственником решений по данному вопросу является одним из способов распоряжения земельным участком..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Следует отметить, что государственные органы часто ссылаются на невозможность отмены своих решений в силу отсутствия законодательно предусмотренной процедуры их самостоятельной отмены и внесудебной процедуры для урегулирования спора, что затрудняет отмену ошибочно принятого решения в совокупности с недостаточностью срока для оспаривания такого решения, составляющего всего три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ). Таким образом, основная нагрузка по оценке справедливости массы решений, принятых публичными субъектами, и совершенных ими действий, вызвавших споры, приходится на суд (например, дела об оспаривании актов расследования Ростехнадзором причин аварий в электроэнергетике, об оспаривании ограничений (запретов) органов местного самоуправления на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, и т.д.).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Следует отметить, что государственные органы часто ссылаются на невозможность отмены своих решений в силу отсутствия законодательно предусмотренной процедуры их самостоятельной отмены и внесудебной процедуры для урегулирования спора, что затрудняет отмену ошибочно принятого решения в совокупности с недостаточностью срока для оспаривания такого решения, составляющего всего три месяца со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов (ст. 219 КАС РФ). Таким образом, основная нагрузка по оценке справедливости массы решений, принятых публичными субъектами, и совершенных ими действий, вызвавших споры, приходится на суд (например, дела об оспаривании актов расследования Ростехнадзором причин аварий в электроэнергетике, об оспаривании ограничений (запретов) органов местного самоуправления на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в частной собственности, и т.д.).
Статья: Проблемы размещения нестационарных торговых объектов на придомовой территории
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Правила размещения и использования нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, определяются собственником той территории, на которой планируется разместить НТО (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; далее - Закон N 381-ФЗ). Частенько это положение воспринимается как безграничное право собственника той или иной локации распоряжаться принадлежащими площадями как угодно и размещать какие угодно объекты, ведь Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в ст. 209 наделил собственника правом по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Однако указанный Закон о регулировании торговли устанавливает, что гражданское законодательство при раскрытии правомочий собственника сделало оговорку об обязательном учете требований законодательства при реализации правомочий собственника по предоставлению площади для использования НТО или для ее использования под НТО самостоятельно (если собственник ставит свой объект). Что касается земельных участков, то для них установлены дополнительные ограничения в п. 3 ст. 209 ГК РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Это положение находит отклик и в правовой доктрине: как отмечает А.А. Маркелова, правовая природа и ценность земли как ограниченного природного ресурса предполагает совмещение гражданско-правового и публичного режимов использования земельных участков <1>. Таким образом, земельным участком распоряжаться можно не так свободно, как другими объектами собственности, - нужно учитывать интересы других лиц, охрану окружающей среды, то есть публичные нормы и запреты, санитарные, градостроительные правила, направленные на защиту таких интересов.
(Вербицкая Ю.О.)
("Хозяйство и право", 2022, N 7)Правила размещения и использования нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, определяются собственником той территории, на которой планируется разместить НТО (ст. 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; далее - Закон N 381-ФЗ). Частенько это положение воспринимается как безграничное право собственника той или иной локации распоряжаться принадлежащими площадями как угодно и размещать какие угодно объекты, ведь Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) в ст. 209 наделил собственника правом по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом. Однако указанный Закон о регулировании торговли устанавливает, что гражданское законодательство при раскрытии правомочий собственника сделало оговорку об обязательном учете требований законодательства при реализации правомочий собственника по предоставлению площади для использования НТО или для ее использования под НТО самостоятельно (если собственник ставит свой объект). Что касается земельных участков, то для них установлены дополнительные ограничения в п. 3 ст. 209 ГК РФ: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Это положение находит отклик и в правовой доктрине: как отмечает А.А. Маркелова, правовая природа и ценность земли как ограниченного природного ресурса предполагает совмещение гражданско-правового и публичного режимов использования земельных участков <1>. Таким образом, земельным участком распоряжаться можно не так свободно, как другими объектами собственности, - нужно учитывать интересы других лиц, охрану окружающей среды, то есть публичные нормы и запреты, санитарные, градостроительные правила, направленные на защиту таких интересов.
Нормативные акты
Паспорт проекта Федерального закона N 872405-8
"О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках частной собственности)"
(внесен сенаторами РФ А.В. Двойных, А.В. Кутеповым)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 872405-8
"О внесении изменений в статью 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в части размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках частной собственности)"
(внесен сенаторами РФ А.В. Двойных, А.В. Кутеповым)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 872405-8