Несоответствие расходов государственного служащего доходам
Подборка наиболее важных документов по запросу Несоответствие расходов государственного служащего доходам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19.12.2024 N 88-25326/2024 (УИД 55RS0002-01-2023-003362-90)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О взыскании в доход государства денежных средств, полученных с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате получения денежных средств ответчиком был нарушен запрет на получение вознаграждений от физических и юридических лиц, установленный законодательством РФ, а также допущен конфликт личных интересов с интересами государственной службы, ответчиком не отражены сведения о полученных денежных средствах в представленных справках о доходах и расходах.
Решение: Удовлетворено.Вместе с тем, в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О взыскании в доход государства денежных средств, полученных с нарушением требований законодательства о противодействии коррупции.
Обстоятельства: Истец указал, что в результате получения денежных средств ответчиком был нарушен запрет на получение вознаграждений от физических и юридических лиц, установленный законодательством РФ, а также допущен конфликт личных интересов с интересами государственной службы, ответчиком не отражены сведения о полученных денежных средствах в представленных справках о доходах и расходах.
Решение: Удовлетворено.Вместе с тем, в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.09.2024 N 88-17968/2024 (УИД 54RS0007-01-2022-005790-19)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход Российской Федерации имущества.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что ответчиками не подтверждена законность происхождения источника денежных средств, за счет которых приобретены квартира и автомобиль.
Решение: Удовлетворено в части.Вместе с тем, в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: Об обращении в доход Российской Федерации имущества.
Обстоятельства: Прокурор указывает, что ответчиками не подтверждена законность происхождения источника денежных средств, за счет которых приобретены квартира и автомобиль.
Решение: Удовлетворено в части.Вместе с тем, в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как госслужащий или претендент на должность должен декларировать доходы, расходы и имущество
(КонсультантПлюс, 2025)6. Какая ответственность наступает за несоответствие расходов госслужащего и членов его семьи их доходам при представлении сведений
(КонсультантПлюс, 2025)6. Какая ответственность наступает за несоответствие расходов госслужащего и членов его семьи их доходам при представлении сведений
Статья: Коррупция в таможенных органах России: противодействие в современных реалиях
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 17 марта 2021 г. Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным отмечено, что в текущем году необходимо "серьезное внимание уделить борьбе с коррупцией. Нужно выявлять несоответствие расходов муниципальных и госслужащих их доходам. На повестке дня и совершенствование механизмов возврата из-за рубежа активов, полученных преступным путем" <2>.
(Федоренко Д.Н.)
("Таможенное дело", 2021, N 4)На расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации 17 марта 2021 г. Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным отмечено, что в текущем году необходимо "серьезное внимание уделить борьбе с коррупцией. Нужно выявлять несоответствие расходов муниципальных и госслужащих их доходам. На повестке дня и совершенствование механизмов возврата из-за рубежа активов, полученных преступным путем" <2>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 29.11.2016 N 26-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"Вместе с тем в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.
"По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" в связи с запросом Верховного суда Республики Башкортостан"Вместе с тем в отдельных случаях - особенно если при выявлении несоответствия расходов государственного (муниципального) служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за определенный период их общему доходу доля доходов, законность которых не доказана, оказывается незначительной - изъятие в целом имущества, происхождение которого презюмируется как незаконное, может повлечь в нарушение статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации несоразмерное целям борьбы с коррупцией ограничение прав указанных лиц, что, принимая во внимание право соответствующего собственника доказывать факт приобретения того или иного имущества на законные доходы, не исключает и право суда с учетом фактических обстоятельств конкретного дела обращать в доход государства только ту часть имущества, законность приобретения которой не доказана.
"Положение о порядке осуществления контроля за соответствием расходов федеральных государственных гражданских служащих аппарата Верховного Суда Российской Федерации их доходам"
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 22.07.2015 N 614кд)
(ред. от 21.09.2021)25. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами государственного служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов государственного служащего, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
(утв. приказом Председателя Верховного Суда РФ от 22.07.2015 N 614кд)
(ред. от 21.09.2021)25. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами государственного служащего, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов государственного служащего, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры Российской Федерации.
Статья: Прокуроры остановили часы генерала
(Панин Е., Сидельников А.)
("Жилищное право", 2022, N 2)С 01.01.2013 действует и применяется Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Данный закон действует и регулярно применяется. В ст. 2 этого Закона указан перечень лиц, имущество которых может быть изъято в пользу государства. Речь идет о госслужащих, их супругах и несовершеннолетних детях. В ч. 1 ст. 3 этого Закона для госслужащих установлена обязанность представлять отчетность по расходам указанных лиц.
(Панин Е., Сидельников А.)
("Жилищное право", 2022, N 2)С 01.01.2013 действует и применяется Федеральный закон от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам". Данный закон действует и регулярно применяется. В ст. 2 этого Закона указан перечень лиц, имущество которых может быть изъято в пользу государства. Речь идет о госслужащих, их супругах и несовершеннолетних детях. В ч. 1 ст. 3 этого Закона для госслужащих установлена обязанность представлять отчетность по расходам указанных лиц.
Статья: Учет доходов и расходов проверяемого лица при реализации прокурором полномочий по предъявлению исков в сфере законодательства о контроле за расходами
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Триггером начала процедуры контроля за расходами служит превышение указанных расходов над доходами служащего <3> за три последних года. Возникает вопрос: почему законодатель установил именно этот срок? Можно предположить, что это некая усредненная величина, когда несоответствие доходов и расходов становится явным и требуется внешний контроль за законностью действий служащего.
(Венецкий М.М.)
("Законность", 2025, N 3)Триггером начала процедуры контроля за расходами служит превышение указанных расходов над доходами служащего <3> за три последних года. Возникает вопрос: почему законодатель установил именно этот срок? Можно предположить, что это некая усредненная величина, когда несоответствие доходов и расходов становится явным и требуется внешний контроль за законностью действий служащего.
Статья: Представление недостоверных сведений о доходах - основание для увольнения госслужащего
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)19.12.2023 нанимателем в адрес ответчика был направлен запрос, согласно которому управление проанализировало сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год, представленные гражданскими служащими. В ходе анализа были установлены несоответствия в сведениях о доходах гражданского служащего Б., в связи с чем были истребованы письменные пояснения гражданского служащего относительно выявленных нарушений, а также копии документов, подтверждающих представленные им сведения о доходах.
(Опарина С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 5)19.12.2023 нанимателем в адрес ответчика был направлен запрос, согласно которому управление проанализировало сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2022 год, представленные гражданскими служащими. В ходе анализа были установлены несоответствия в сведениях о доходах гражданского служащего Б., в связи с чем были истребованы письменные пояснения гражданского служащего относительно выявленных нарушений, а также копии документов, подтверждающих представленные им сведения о доходах.
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)На наш взгляд, применение в деятельности государственных органов и служб системы "Посейдон", направленное на реальное противодействие коррупции, по сути, представляет собой первоначальный этап информационной борьбы с коррупционными правонарушениями в процессе цифровизации. Она работает с объединенными базами данных ФНС России, Росфинмониторинга, Росимущества, а также с информацией из соцсетей. Оператором системы является ФСО России, отвечающая за безопасность. Система ведет постоянный поиск подозрительных совпадений трансакций, анализирует данные из государственных реестров собственности, устанавливает родственные связи госслужащих, отслеживает движение финансов конкретного госслужащего, определяет действительные объемы его финансовых операций для выявления несоответствия в доходах и расходах.
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)На наш взгляд, применение в деятельности государственных органов и служб системы "Посейдон", направленное на реальное противодействие коррупции, по сути, представляет собой первоначальный этап информационной борьбы с коррупционными правонарушениями в процессе цифровизации. Она работает с объединенными базами данных ФНС России, Росфинмониторинга, Росимущества, а также с информацией из соцсетей. Оператором системы является ФСО России, отвечающая за безопасность. Система ведет постоянный поиск подозрительных совпадений трансакций, анализирует данные из государственных реестров собственности, устанавливает родственные связи госслужащих, отслеживает движение финансов конкретного госслужащего, определяет действительные объемы его финансовых операций для выявления несоответствия в доходах и расходах.
Статья: Институциональные механизмы противодействия коррупции на государственной службе
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Контроль за расходами осуществляется только в отношении категорий лиц, определенных в ст. 2 Закона N 230-ФЗ. Согласно ст. 16 данного Закона в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, занимающего соответствующую должность, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, должны быть направлены в органы прокуратуры Российской Федерации в трехдневный срок лицом, которое приняло решение об осуществлении процедуры контроля за расходами.
(Цирин А.М., Севальнев В.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 9)Контроль за расходами осуществляется только в отношении категорий лиц, определенных в ст. 2 Закона N 230-ФЗ. Согласно ст. 16 данного Закона в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, занимающего соответствующую должность, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, должны быть направлены в органы прокуратуры Российской Федерации в трехдневный срок лицом, которое приняло решение об осуществлении процедуры контроля за расходами.