Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции
Подборка наиболее важных документов по запросу Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Участие граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства как новое научное направление исследования
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за такие проступки, как несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, невыполнение требования должностного лица военной автомобильной инспекции, нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и по государственному оборонному заказу, неисполнение обязанностей хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности России, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации, нарушение правового режима контртеррористической операции и др.
(Федотова Ю.Г.)
("Современное право", 2025, N 8)Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях административная ответственность наступает за такие проступки, как несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, невыполнение требования должностного лица военной автомобильной инспекции, нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) и по государственному оборонному заказу, неисполнение обязанностей хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности России, неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, неоказание содействия военным комиссариатам в их мобилизационной работе при объявлении мобилизации, нарушение правового режима контртеррористической операции и др.
Статья: Обеспечение миграционной безопасности как фактор стратегического развития России: политико-правовой аспект
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, усилена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов, осуществляющих федеральный государственный контроль в сфере миграции, сотрудников уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии, военнослужащих.
(Хабибулин А.Г., Мурсалимов К.Р.)
("Миграционное право", 2024, N 3)Изменения внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Так, усилена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудников полиции, органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов, осуществляющих федеральный государственный контроль в сфере миграции, сотрудников уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии, военнослужащих.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2021)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 34310/13 "Мандригель против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 23 июня 2020 года), которым установлено нарушение статьи 10 Конвенции в связи с привлечением заявителя к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и за нарушение установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия.
(подготовлен Верховным Судом РФ)В Верховный Суд Российской Федерации поступил неофициальный перевод постановления Европейского Суда по правам человека по жалобе N 34310/13 "Мандригель против Российской Федерации" (вынесено и вступило в силу 23 июня 2020 года), которым установлено нарушение статьи 10 Конвенции в связи с привлечением заявителя к административной ответственности за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции и за нарушение установленного порядка организации и проведения публичного мероприятия.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Однако в период с 1956 по 1962 г. к ведению судов было отнесено несколько категорий дел об административных проступках, не квалифицируемых законом ни в качестве гражданских, ни в качестве уголовных правонарушений. В их числе - дела о мелком хулиганстве; о мелкой спекуляции; о ведении паразитического, антиобщественного образа жизни; о злостном неповиновении законному распоряжению работника милиции или народного дружинника, исполняющего свои обязанности по охране общественного порядка; о незаконном изготовлении и использовании радиопередающих устройств, которые рассматривались народными судьями единолично, за исключением дел о ведении паразитического антиобщественного образа жизни, рассматриваемых коллегиально.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Однако в период с 1956 по 1962 г. к ведению судов было отнесено несколько категорий дел об административных проступках, не квалифицируемых законом ни в качестве гражданских, ни в качестве уголовных правонарушений. В их числе - дела о мелком хулиганстве; о мелкой спекуляции; о ведении паразитического, антиобщественного образа жизни; о злостном неповиновении законному распоряжению работника милиции или народного дружинника, исполняющего свои обязанности по охране общественного порядка; о незаконном изготовлении и использовании радиопередающих устройств, которые рассматривались народными судьями единолично, за исключением дел о ведении паразитического антиобщественного образа жизни, рассматриваемых коллегиально.
Статья: Насилие и (или) сопротивление представителю власти как составообразующие признаки ст. 318 УК РФ
(Бавсун М.В., Карпов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Данная и подобные ей ситуации демонстрируют различие между существующими в юридической сфере понятиями "применение насилия" и схожими: "сопротивление", "неповиновение", "воспрепятствование". Нетождественность указанных понятий является очевидной, однако отечественное уголовное законодательство не содержит запрета на пассивное сопротивление представителю власти или невыполнение его законного требования (за исключением специальных случаев, например, ст. 315 УК РФ). На наш взгляд, только лишь физического контакта представителя власти и лица, в отношении которого осуществляются служебные действия, недостаточно для квалификации по ст. 318 УК РФ в том виде, в котором она сегодня представлена в УК РФ. При отсутствии целенаправленных активных действий, направленных на нарушение телесной неприкосновенности представителя власти, но все же причинивших ему физическую боль или вред его здоровью, подобное поведение может образовывать лишь состав административного правонарушения (ст. 19.3 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...").
(Бавсун М.В., Карпов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 12)Данная и подобные ей ситуации демонстрируют различие между существующими в юридической сфере понятиями "применение насилия" и схожими: "сопротивление", "неповиновение", "воспрепятствование". Нетождественность указанных понятий является очевидной, однако отечественное уголовное законодательство не содержит запрета на пассивное сопротивление представителю власти или невыполнение его законного требования (за исключением специальных случаев, например, ст. 315 УК РФ). На наш взгляд, только лишь физического контакта представителя власти и лица, в отношении которого осуществляются служебные действия, недостаточно для квалификации по ст. 318 УК РФ в том виде, в котором она сегодня представлена в УК РФ. При отсутствии целенаправленных активных действий, направленных на нарушение телесной неприкосновенности представителя власти, но все же причинивших ему физическую боль или вред его здоровью, подобное поведение может образовывать лишь состав административного правонарушения (ст. 19.3 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции...").
Статья: Административная пенология: современные предпосылки исследования
(Дерюга А.Н., Шаклеин С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<3> Например: ст. 19.3 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции." // СПС "КонсультантПлюс".
(Дерюга А.Н., Шаклеин С.Н.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)<3> Например: ст. 19.3 КоАП РФ "Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции." // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Приоритет специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Применительно к ст. 19.3 ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации") и 20.2 ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования") КоАП в свое время делался вывод, что они размещены в разных главах Кодекса и имеют разные родовые объекты посягательства, а потому постановка вопроса о переквалификации в их паре невозможна <6>. Такая же аргументация применялась к ст. 17.10 ("Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации") и 19.11 ("Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации") <7>, 9.11 ("Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки") и 14.1 ("Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)") КоАП <8> и др.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2022, N 1)Применительно к ст. 19.3 ("Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации") и 20.2 ("Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования") КоАП в свое время делался вывод, что они размещены в разных главах Кодекса и имеют разные родовые объекты посягательства, а потому постановка вопроса о переквалификации в их паре невозможна <6>. Такая же аргументация применялась к ст. 17.10 ("Нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации") и 19.11 ("Нарушение порядка изготовления, использования, хранения или уничтожения бланков, печатей либо иных носителей изображения Государственного герба Российской Федерации") <7>, 9.11 ("Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки") и 14.1 ("Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)") КоАП <8> и др.
Статья: Арест за тонировку: законное наказание или произвол?
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)На наш взгляд, это обстоятельство предопределяет интерес прокуратуры к проблеме привлечения к ответственности и назначения наказания за оказание неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ) в контексте невыполнения водителями требований сотрудников ГИБДД о снятии с автомобиля тонировочной пленки.
(Корецкий Д.А., Алтухов С.А.)
("Законность", 2021, N 2)На наш взгляд, это обстоятельство предопределяет интерес прокуратуры к проблеме привлечения к ответственности и назначения наказания за оказание неповиновения законному распоряжению сотрудника полиции (ст. 19.3 КоАП РФ) в контексте невыполнения водителями требований сотрудников ГИБДД о снятии с автомобиля тонировочной пленки.