Необоснованное расходование бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Необоснованное расходование бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВАС РФ: Заказчик вправе уменьшить размер выплаты по госконтракту, если объем оказанных услуг, изначально предусмотренный в госконтракте, фактически сократился
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 19371/13 по делу А45-27060/2012
Применимые нормы: ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗИной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров, в том числе возмездного оказания услуг, нарушает баланс прав и интересов сторон и публичные интересы, так как при оплате услуг на основании государственного контракта происходит необоснованное расходование бюджетных (публичных) денежных средств.
Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2014 N 19371/13 по делу А45-27060/2012
Применимые нормы: ст. 779, п. 1 ст. 781 ГК РФ, ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗИной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров, в том числе возмездного оказания услуг, нарушает баланс прав и интересов сторон и публичные интересы, так как при оплате услуг на основании государственного контракта происходит необоснованное расходование бюджетных (публичных) денежных средств.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 8.3 "Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности" Градостроительного кодекса РФ"Учитывая установленные по делу обстоятельства, установив, что в результате нарушения ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ и применения расценок на материалы, которые не предусмотрены территориальным сметным нормативом ТССЦ-2001, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, произошло завышение стоимости таких материалов и, соответственно, необоснованное расходование бюджетных средств на общую сумму 16 301 398,20 руб., суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска Учреждения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. Какие действия учреждения признаются неправомерным использованием бюджетных средств
Вопрос: О предоставлении местным бюджетам иных дотаций с указанием условий предоставления и неправомерном или нецелевом использовании бюджетных средств.
(Письмо Минфина России от 03.05.2024 N 02-16-06/41358)При этом понятие неправомерного использования бюджетных средств законодательством Российской Федерации не установлено. Вместе с тем исходя из подходов, установленных Методическими рекомендациями по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий (утверждены приказом Минфина России от 30.11.2023 N 532), неправомерное использование бюджетных средств выражается в предоставлении (использовании) бюджетных средств или средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением положений правовых актов, договоров (соглашений), в том числе регулирующих порядок и условия предоставления средств из бюджета.
(Письмо Минфина России от 03.05.2024 N 02-16-06/41358)При этом понятие неправомерного использования бюджетных средств законодательством Российской Федерации не установлено. Вместе с тем исходя из подходов, установленных Методическими рекомендациями по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий (утверждены приказом Минфина России от 30.11.2023 N 532), неправомерное использование бюджетных средств выражается в предоставлении (использовании) бюджетных средств или средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, с нарушением положений правовых актов, договоров (соглашений), в том числе регулирующих порядок и условия предоставления средств из бюджета.
Статья: К вопросу обеспечения исполнения договора. Договорная ответственность
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Уголовная ответственность устанавливается законодательством как для сотрудников заказчика, так и для лиц, осуществляющих подкуп таковых с целью получения выгоды. Наиболее распространенными фактами отклонения от норм закона в сфере госзакупок являются нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств; с необоснованным применением льгот; с получением заранее заданного итога закупки в личных интересах лиц, влияющих на итоги проведения закупочной процедуры.
(Шайбакова Л.Ф., Морозова Г.М.)
("Право и экономика", 2025, N 4)Уголовная ответственность устанавливается законодательством как для сотрудников заказчика, так и для лиц, осуществляющих подкуп таковых с целью получения выгоды. Наиболее распространенными фактами отклонения от норм закона в сфере госзакупок являются нарушения, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств; с необоснованным применением льгот; с получением заранее заданного итога закупки в личных интересах лиц, влияющих на итоги проведения закупочной процедуры.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С нашей точки зрения, бюджетный мониторинг состоит из двух этапов: подготовительный (сбор и анализ результатов экономической деятельности) и восстановительный (предупреждение необоснованного, неэффективного использования бюджетных средств). Отличительный признак бюджетного мониторинга заключается в том, что мониторинг преследует цель не привлечь к ответственности максимально возможное количество должностных лиц заказчика, а сформировать реальные действенные инструменты, способствующие повышению эффективности бюджетных расходов.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)С нашей точки зрения, бюджетный мониторинг состоит из двух этапов: подготовительный (сбор и анализ результатов экономической деятельности) и восстановительный (предупреждение необоснованного, неэффективного использования бюджетных средств). Отличительный признак бюджетного мониторинга заключается в том, что мониторинг преследует цель не привлечь к ответственности максимально возможное количество должностных лиц заказчика, а сформировать реальные действенные инструменты, способствующие повышению эффективности бюджетных расходов.
Путеводитель по судебной практике: Подряд.
Может ли заказчик, используя результаты проверки Счетной палаты, доказать ненадлежащее выполнение работ по контракту (договору), заключенному по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что акты приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, представленные в материалы дела и подписанные сторонами без возражений, соответствуют условиям контракта; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец не представил доказательств необоснованного расходования бюджетных средств и завышения стоимости принятых работ, материалов; имеющаяся в материалах дела смета, составленная Предприятием, приложением к контракту не является, в состав документации об аукционе не входила; возможные ошибки, допущенные ответчиком при составлении сметы и оформлении актов выполненных работ, не свидетельствуют о наличии неосновательного обогащения, поскольку предусмотренные контрактом работы выполнены в полном объеме.
Может ли заказчик, используя результаты проверки Счетной палаты, доказать ненадлежащее выполнение работ по контракту (договору), заключенному по Закону N 44-ФЗ или Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что акты приемки выполненных работ по форме N КС-2 и справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, представленные в материалы дела и подписанные сторонами без возражений, соответствуют условиям контракта; суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец не представил доказательств необоснованного расходования бюджетных средств и завышения стоимости принятых работ, материалов; имеющаяся в материалах дела смета, составленная Предприятием, приложением к контракту не является, в состав документации об аукционе не входила; возможные ошибки, допущенные ответчиком при составлении сметы и оформлении актов выполненных работ, не свидетельствуют о наличии неосновательного обогащения, поскольку предусмотренные контрактом работы выполнены в полном объеме.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Является ли предмет существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив доводы сторон, представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности факта необоснованного расходования бюджетных средств и завышения стоимости работ и материалов ответчиком.
Является ли предмет существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Исследовав и оценив доводы сторон, представленные в дело доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности факта необоснованного расходования бюджетных средств и завышения стоимости работ и материалов ответчиком.
Готовое решение: Как обосновать начальную максимальную цену контракта
(КонсультантПлюс, 2025)А вот завышение НМЦК может, наоборот, привести к необоснованному (неэффективному) расходованию бюджетных средств. В последнем случае действия заказчика по завышению НМЦК могут повлечь причинение крупного ущерба государству. За такие действия законодательством предусмотрена в том числе уголовная ответственность.
(КонсультантПлюс, 2025)А вот завышение НМЦК может, наоборот, привести к необоснованному (неэффективному) расходованию бюджетных средств. В последнем случае действия заказчика по завышению НМЦК могут повлечь причинение крупного ущерба государству. За такие действия законодательством предусмотрена в том числе уголовная ответственность.
Статья: Анализ применения цифровых технологий при контроле финансирования государственного оборонного заказа: правовое регулирование и практика
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Можно утверждать, что расширение полномочий Федерального казначейства позволит усилить контроль за своевременностью и соблюдением платежной дисциплины участниками ГОЗ, а также за ценообразованием на продукцию по ГОЗ и недопущением необоснованного превышения расходования бюджетных средств.
(Жемеров В.В.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)Можно утверждать, что расширение полномочий Федерального казначейства позволит усилить контроль за своевременностью и соблюдением платежной дисциплины участниками ГОЗ, а также за ценообразованием на продукцию по ГОЗ и недопущением необоснованного превышения расходования бюджетных средств.
Путеводитель по судебной практике: Возмездное оказание услуг.
Вправе ли исполнитель требовать полной оплаты по госконтракту, если услуги оказаны в меньшем объеме
(КонсультантПлюс, 2025)Иной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, а также публичные интересы при оплате услуг на основании муниципального контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных средств.
Вправе ли исполнитель требовать полной оплаты по госконтракту, если услуги оказаны в меньшем объеме
(КонсультантПлюс, 2025)Иной подход противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, а также публичные интересы при оплате услуг на основании муниципального контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных средств.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- если завышенный размер выплат (чаще всего за счет нарушения правил включения в расчет премий) может рассматриваться контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств или необоснованное увеличение налоговых льгот.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- если завышенный размер выплат (чаще всего за счет нарушения правил включения в расчет премий) может рассматриваться контролирующими органами как нецелевое использование бюджетных средств или необоснованное увеличение налоговых льгот.
Статья: Жилье военнослужащим, сотрудникам полиции, Росгвардии. Анализ споров (на примерах обеспечения субсидиями)
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Однако не все жилье, напрямую не принадлежащее военнослужащему, не учитывается при определении размера жилищной субсидии. Данный тезис относится к квартирам, приобретаемым супругами военнослужащих по накопительно-ипотечной системе (НИС). На такое жилье распространяется режим совместной собственности супругов. Поэтому если супруг военнослужащего приобрел квартиру по НИС, то ее площадь берется в расчет при определении размера жилищной субсидии, положенной военнослужащему. Такая практика правоприменения не раз становилась предметом судебных разбирательств, а нормы закона - предметом конституционного контроля. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 26.04.2021 N 671-О, нормативные положения Закона "О статусе военнослужащих" учитывают природу жилищных гарантий и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного расходования бюджетных средств. Соответственно, они не нарушают прав военнослужащих, которым предоставляется жилищная субсидия с учетом приобретения квартиры в совместную собственность с супругом.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2022, N 7)Однако не все жилье, напрямую не принадлежащее военнослужащему, не учитывается при определении размера жилищной субсидии. Данный тезис относится к квартирам, приобретаемым супругами военнослужащих по накопительно-ипотечной системе (НИС). На такое жилье распространяется режим совместной собственности супругов. Поэтому если супруг военнослужащего приобрел квартиру по НИС, то ее площадь берется в расчет при определении размера жилищной субсидии, положенной военнослужащему. Такая практика правоприменения не раз становилась предметом судебных разбирательств, а нормы закона - предметом конституционного контроля. Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 26.04.2021 N 671-О, нормативные положения Закона "О статусе военнослужащих" учитывают природу жилищных гарантий и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного расходования бюджетных средств. Соответственно, они не нарушают прав военнослужащих, которым предоставляется жилищная субсидия с учетом приобретения квартиры в совместную собственность с супругом.
Статья: Премирование главы местного самоуправления и конфликт интересов
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Разрешая вопрос о возврате в бюджет полученных ответчиком денежных средств как неосновательного обогащения на основании ст. 1102 ГК РФ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что со стороны ответчика имела место недобросовестность при принятии решений о выплате самой себе премий, указанные действия противоречили действующему законодательству и нормативно-правовым актам муниципального образования, совершались при несоблюдении требований антикоррупционного законодательства о необходимости недопущения любой возможности конфликта интересов. Это привело к необоснованному расходованию средств местного бюджета муниципального образования, в связи с чем арбитры взыскали с К. неосновательное обогащение в размере более 1,2 млн руб.
(Галина Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 7)Разрешая вопрос о возврате в бюджет полученных ответчиком денежных средств как неосновательного обогащения на основании ст. 1102 ГК РФ, суд апелляционной инстанции исходил из того, что со стороны ответчика имела место недобросовестность при принятии решений о выплате самой себе премий, указанные действия противоречили действующему законодательству и нормативно-правовым актам муниципального образования, совершались при несоблюдении требований антикоррупционного законодательства о необходимости недопущения любой возможности конфликта интересов. Это привело к необоснованному расходованию средств местного бюджета муниципального образования, в связи с чем арбитры взыскали с К. неосновательное обогащение в размере более 1,2 млн руб.