Неэффективное использование бюджетных средств автономным учреждением
Подборка наиболее важных документов по запросу Неэффективное использование бюджетных средств автономным учреждением (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неэффективное использование бюджетных средств. Примеры из практики
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)В каких случаях автономному (бюджетному) учреждению могут вменить нарушение в виде неэффективного использования бюджетных средств? Ответим на поставленный вопрос, руководствуясь законодательством РФ и арбитражной практикой.
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)В каких случаях автономному (бюджетному) учреждению могут вменить нарушение в виде неэффективного использования бюджетных средств? Ответим на поставленный вопрос, руководствуясь законодательством РФ и арбитражной практикой.
Статья: Правовые основы видов бюджетной безопасности
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии со ст. 65 БК РФ расходы бюджета осуществляются в соответствии с расходными обязательствами <10>. Расходные обязательства обусловлены дифференциацией полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местной власти. Бюджетным законодательством урегулирован механизм исполнения бюджета по расходам. По смыслу ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. При исполнении бюджета по расходам возникает опасность, обусловленная неэффективным и нецелевым использованием средств бюджетов. На этапе использования бюджетных средств угрозы возникают в связи с неправомерными действиями субъектов бюджетного права. Следует констатировать, что в современных условиях сложившийся финансово-правовой механизм взаимодействия между органами государственной власти "породил" самостоятельную группу угроз и рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств. Так, например, средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидии, переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и как следствие, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, которая не "обеспечена" бюджетными мерами государственного принуждения.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)В соответствии со ст. 65 БК РФ расходы бюджета осуществляются в соответствии с расходными обязательствами <10>. Расходные обязательства обусловлены дифференциацией полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местной власти. Бюджетным законодательством урегулирован механизм исполнения бюджета по расходам. По смыслу ст. 219 БК РФ, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств, их подтверждение, санкционирование оплаты денежных обязательств, а также подтверждение исполнения денежных обязательств. При исполнении бюджета по расходам возникает опасность, обусловленная неэффективным и нецелевым использованием средств бюджетов. На этапе использования бюджетных средств угрозы возникают в связи с неправомерными действиями субъектов бюджетного права. Следует констатировать, что в современных условиях сложившийся финансово-правовой механизм взаимодействия между органами государственной власти "породил" самостоятельную группу угроз и рисков, возникающих при использовании и предоставлении бюджетных средств. Так, например, средства, предоставляемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидии, переходят в распоряжение государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, и как следствие, возникает угроза нецелевого использования бюджетных средств, которая не "обеспечена" бюджетными мерами государственного принуждения.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)- утверждены методические рекомендации оценки действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств, а также по проведению органами контроля проверок исполнения бюджетных полномочий в части администрирования доходов и проверок предоставления и (или) использования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
(разработаны Минфином России)- утверждены методические рекомендации оценки действий объекта контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств, а также по проведению органами контроля проверок исполнения бюджетных полномочий в части администрирования доходов и проверок предоставления и (или) использования субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Приказ Минфина России от 30.11.2023 N 532
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"26. К случаям, квалифицируемым как неэффективное использование бюджетных средств, могут быть отнесены:
"Об утверждении методических рекомендаций по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий"26. К случаям, квалифицируемым как неэффективное использование бюджетных средств, могут быть отнесены:
Статья: Методичка Минфина по оценке действий объекта контроля в целях выявления нарушений
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)К случаям, квалифицируемым как неэффективное использование бюджетных средств, могут быть отнесены (п. 26 Методических рекомендаций):
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 3)К случаям, квалифицируемым как неэффективное использование бюджетных средств, могут быть отнесены (п. 26 Методических рекомендаций):
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Финансовый орган, проводивший проверку, усмотрел в действиях учреждения неэффективное использование бюджетных средств. Судьи всех трех инстанций, а также Верховный суд его поддержали. В частности, они указали, что на работодателя была возложена обязанность специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ст. 212 ТК РФ). По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Финансовый орган, проводивший проверку, усмотрел в действиях учреждения неэффективное использование бюджетных средств. Судьи всех трех инстанций, а также Верховный суд его поддержали. В частности, они указали, что на работодателя была возложена обязанность специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ (ст. 212 ТК РФ). По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
Статья: Нарушен принцип эффективности - ответственности не избежать!
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 9)МАУ получило несколько коммерческих предложений. Самым выгодным оказалось коммерческое предложение ООО "N". Однако МАУ заключило контракт с ИП, у которого стоимость оборудования выше на 6 633 920 руб. Таким образом, МАУ не соблюден принцип экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Сумма средств, использованных с нарушением, составила 6 633 920 руб. МАУ признало факт наличия нарушения, выразившегося в неэффективном использовании средств бюджета.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 9)МАУ получило несколько коммерческих предложений. Самым выгодным оказалось коммерческое предложение ООО "N". Однако МАУ заключило контракт с ИП, у которого стоимость оборудования выше на 6 633 920 руб. Таким образом, МАУ не соблюден принцип экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг. Сумма средств, использованных с нарушением, составила 6 633 920 руб. МАУ признало факт наличия нарушения, выразившегося в неэффективном использовании средств бюджета.
Готовое решение: Неэффективное использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие расходы могут признать неэффективным использованием бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие расходы могут признать неэффективным использованием бюджетных средств
Статья: Квалификация нарушения в качестве неэффективного использования бюджетных средств
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)К случаям, квалифицируемым как неэффективное использование бюджетных средств, могут быть отнесены (п. 26 Методических рекомендаций):
(Мухин С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 7)К случаям, квалифицируемым как неэффективное использование бюджетных средств, могут быть отнесены (п. 26 Методических рекомендаций):
Вопрос: Правомерно ли требование предоставления авторизационного письма от производителя при проведении закупки (тендера)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минфина России от 22.06.2020 N 24-03-06/53735 "О предложениях по предоставлению преференций организациям оборонно-промышленного комплекса и сертифицированным производителям (поставщикам) при закупках" выражена позиция, согласно которой предоставление отдельным хозяйствующим субъектам (в частности, сертифицированным производителям (поставщикам)) преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия ведения хозяйственной деятельности, представляется необоснованным по отношению к остальным хозяйствующим субъектам, так как может негативно сказаться на обеспечении добросовестной конкуренции при осуществлении закупок, а также необоснованно расширяет перечень оснований для осуществления закупки у единственного поставщика, что может повлечь уход от конкурентных способов определения поставщика и ограничение количества участников закупки, а также неэффективное расходование бюджетных средств.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Письме Минфина России от 22.06.2020 N 24-03-06/53735 "О предложениях по предоставлению преференций организациям оборонно-промышленного комплекса и сертифицированным производителям (поставщикам) при закупках" выражена позиция, согласно которой предоставление отдельным хозяйствующим субъектам (в частности, сертифицированным производителям (поставщикам)) преимуществ, которые обеспечивают им более выгодные условия ведения хозяйственной деятельности, представляется необоснованным по отношению к остальным хозяйствующим субъектам, так как может негативно сказаться на обеспечении добросовестной конкуренции при осуществлении закупок, а также необоснованно расширяет перечень оснований для осуществления закупки у единственного поставщика, что может повлечь уход от конкурентных способов определения поставщика и ограничение количества участников закупки, а также неэффективное расходование бюджетных средств.
Статья: Кого привлекут к административной ответственности за "нецелевку"?
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)<1> Методические рекомендации по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий, утв. Приказом Минфина России от 30.11.2023 N 532.
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)<1> Методические рекомендации по оценке действий объекта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в целях подтверждения признаков неправомерного, неэффективного использования бюджетных средств и определения их последствий, утв. Приказом Минфина России от 30.11.2023 N 532.