Негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 7 "Общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Исходя из содержания указанных нормативных положений Правил N 644, согласно правовой позиции, изложенной в Апелляционном Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.03.2021 N АПЛ21-41, Правилами N 644, следует, что приведенное выше правовое регулирование направлено на компенсацию расходов организации, осуществляющей водоотведение, связанных с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, имеет целью стимулирование абонентов, являющихся собственниками или иными законными владельцами объектов, указанных в пункте 123(4) Правил N 644, к снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых ими сточных водах, что корреспондирует общим правилам осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, предусмотренным статьей 7 Закона N 416-ФЗ."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242.2 "Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" БК РФ"Однако положения статьи 242.2 БК РФ не подлежат применению в отношении денежных средств, взыскиваемых по гражданско-правовым обязательствам, возникшим в связи с негативным воздействием на работу централизованной системы водоотведения и сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а значит, факт предъявления (непредъявления) исполнительного листа к исполнению не влияет на исчисление санкций за спорное неисполненное обязательство."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Расчеты вреда по формулам методик применяются не только при взыскании компенсаций за загрязнение окружающей среды, но и в смежной области - расчетов с водоканалами. Так, в случае сброса в канализацию определенных загрязняющих веществ абоненты обязаны вносить плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (ЦСВ). Плата эта также рассчитывается по формуле и никак не связана с реальной стоимостью восстановительных работ, которая, к слову, может быть взыскана организацией с абонента дополнительно. По поводу платы за негативное воздействие на ЦСВ высказался в 2023 году Конституционный Суд РФ в Определении от 27 июня 2023 года N 1585-О. КС РФ оправдывает расчет возмещения по формулам теми же мотивами, которые были использованы в свое время для оправдания существования методик расчета возмещения вреда окружающей среде: "Сброс абонентом сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям (вреду), которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от сочетания множества условий, что осложняет возможность точного определения размера реально понесенных расходов, связанных со сверхнормативным сбросом сточных вод, поэтому размер взимаемой платы может быть определен лишь по формулам, утвержденным нормативными правовыми актами. Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в административном деле с участием которого Верховный Суд Российской Федерации отметил, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)Расчеты вреда по формулам методик применяются не только при взыскании компенсаций за загрязнение окружающей среды, но и в смежной области - расчетов с водоканалами. Так, в случае сброса в канализацию определенных загрязняющих веществ абоненты обязаны вносить плату за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения (ЦСВ). Плата эта также рассчитывается по формуле и никак не связана с реальной стоимостью восстановительных работ, которая, к слову, может быть взыскана организацией с абонента дополнительно. По поводу платы за негативное воздействие на ЦСВ высказался в 2023 году Конституционный Суд РФ в Определении от 27 июня 2023 года N 1585-О. КС РФ оправдывает расчет возмещения по формулам теми же мотивами, которые были использованы в свое время для оправдания существования методик расчета возмещения вреда окружающей среде: "Сброс абонентом сточных вод с превышением нормативов загрязняющих веществ не всегда приводит к немедленным видимым негативным последствиям (вреду), которые могут проявиться или не проявиться в зависимости от сочетания множества условий, что осложняет возможность точного определения размера реально понесенных расходов, связанных со сверхнормативным сбросом сточных вод, поэтому размер взимаемой платы может быть определен лишь по формулам, утвержденным нормативными правовыми актами. Таким образом, оспариваемое правовое регулирование, будучи направленным на соблюдение баланса интересов организаций, осуществляющих водоснабжение (водоотведение), и их абонентов, само по себе не может расцениваться как нарушающее в указанном в жалобе аспекте конституционные права заявителя, в административном деле с участием которого Верховный Суд Российской Федерации отметил, что плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения имеет компенсационный характер, направлена на возмещение расходов, связанных с негативным воздействием загрязняющих и иных веществ, микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, а также имеет своей целью стимулирование абонента путем выполнения им условий заключенного договора воздерживаться от сброса сточных вод, способных оказать негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения".
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"VII. Порядок определения размера и порядка компенсации
(ред. от 28.11.2023)
"Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"VII. Порядок определения размера и порядка компенсации
Постановление Правительства РФ от 22.05.2020 N 728
(ред. от 22.05.2025)
"Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"Результаты анализов проб сточных вод, осуществленных с использованием автоматического оборудования, не являются основанием для начисления абоненту в порядке, предусмотренном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а используются для принятия решения о необходимости проведения организацией, осуществляющей водоотведение, внепланового контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых соответствующим абонентом.
(ред. от 22.05.2025)
"Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"Результаты анализов проб сточных вод, осуществленных с использованием автоматического оборудования, не являются основанием для начисления абоненту в порядке, предусмотренном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, платы за негативное воздействие сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, а используются для принятия решения о необходимости проведения организацией, осуществляющей водоотведение, внепланового контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых соответствующим абонентом.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В п. 12 Постановления продолжение идеи о разграничении антимонопольных и гражданско-правовых нарушений (см. комментарий к п. 11). Антимонопольное нарушение, являясь видом гражданско-правового нарушения, имеет дополнительные признаки: совершается в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, причинения вреда определенной категории участников рынка. Другими словами, если доминирующий на рынке субъект предлагает контрагенту явно обременительные условия договора, то совершение таких действий само по себе еще не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение. У такого действия должен быть антиконкурентный эффект, который подлежит доказыванию антимонопольным органом (как в примере с ресурсоснабжающей организацией, приведенном в комментарии к п. 11 Постановления). Оценивая отдельные акты в порядке нормоконтроля, Административная коллегия ВС РФ также указывает на необходимость разграничения антимонопольных оснований и оснований, касающихся интересов конкретных лиц. В одном из дел подчеркивается, что положения Закона о защите конкуренции не устанавливают права и обязанности сторон договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, ввиду чего ссылка на них при оспаривании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод является несостоятельной <32>.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)В п. 12 Постановления продолжение идеи о разграничении антимонопольных и гражданско-правовых нарушений (см. комментарий к п. 11). Антимонопольное нарушение, являясь видом гражданско-правового нарушения, имеет дополнительные признаки: совершается в форме недопущения, ограничения или устранения конкуренции, причинения вреда определенной категории участников рынка. Другими словами, если доминирующий на рынке субъект предлагает контрагенту явно обременительные условия договора, то совершение таких действий само по себе еще не может быть квалифицировано как антимонопольное нарушение. У такого действия должен быть антиконкурентный эффект, который подлежит доказыванию антимонопольным органом (как в примере с ресурсоснабжающей организацией, приведенном в комментарии к п. 11 Постановления). Оценивая отдельные акты в порядке нормоконтроля, Административная коллегия ВС РФ также указывает на необходимость разграничения антимонопольных оснований и оснований, касающихся интересов конкретных лиц. В одном из дел подчеркивается, что положения Закона о защите конкуренции не устанавливают права и обязанности сторон договора водоотведения, требования к сточным водам, порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, ввиду чего ссылка на них при оспаривании Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод является несостоятельной <32>.
Статья: Гражданско-правовая ответственность абонентов за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)В статье исследуется правовая проблема гражданско-правовой ответственности абонентов в случае нарушения ими обязанности по предотвращению негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в случае установления организацией ВКХ факта разбавления абонентами сбрасываемых сточных вод в данную систему нормативно-чистыми водами. Автором рассмотрены доктринальные взгляды ученых-цивилистов о видах (формах) гражданско-правовой ответственности и вины правонарушителей в гражданском праве. Также сформулирован вывод о необходимости внесения в действующее законодательство в сфере водоотведения нормативного положения, устанавливающего правовой механизм расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при установлении факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами.
(Красникова Л.А.)
("Гражданское право", 2023, N 6)В статье исследуется правовая проблема гражданско-правовой ответственности абонентов в случае нарушения ими обязанности по предотвращению негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения в случае установления организацией ВКХ факта разбавления абонентами сбрасываемых сточных вод в данную систему нормативно-чистыми водами. Автором рассмотрены доктринальные взгляды ученых-цивилистов о видах (формах) гражданско-правовой ответственности и вины правонарушителей в гражданском праве. Также сформулирован вывод о необходимости внесения в действующее законодательство в сфере водоотведения нормативного положения, устанавливающего правовой механизм расчета платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при установлении факта разбавления абонентами сточных вод нормативно-чистыми водами.