Недобросовестная конкуренция в контекстной рекламе
Подборка наиболее важных документов по запросу Недобросовестная конкуренция в контекстной рекламе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2025 N 20АП-2819/2025 по делу N А54-757/2023
Требование: О взыскании убытков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В рассматриваемом случае, подтвержденном фактом недобросовестной конкуренции являются действия ООО "Тэк-Системс", выразившиеся в незаконном использовании в текстовой части контекстной рекламы товарного знака "ризур", принадлежащего ООО "НПО РИЗУР" по свидетельству на товарный знак N 487601; N 485727 от 19.04.2013.
Требование: О взыскании убытков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В рассматриваемом случае, подтвержденном фактом недобросовестной конкуренции являются действия ООО "Тэк-Системс", выразившиеся в незаконном использовании в текстовой части контекстной рекламы товарного знака "ризур", принадлежащего ООО "НПО РИЗУР" по свидетельству на товарный знак N 487601; N 485727 от 19.04.2013.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Риски использования товарных знаков конкурентов в контекстной рекламе в поисковых системах
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)Верховный Суд РФ не обошел своим вниманием рассматриваемую в настоящей статье проблему и в п. 172 Постановления Пленума от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВС РФ N 10) разъяснил, что использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети Интернет в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883). Не упоминая прямо о каких-либо особенностях недобросовестной конкуренции применительно к контекстной рекламе, Пленум Верховного Суда РФ тем не менее указал, что само по себе использование в контекстной рекламе товарного знака конкурента еще не означает наличия акта недобросовестной конкуренции, а лишь может быть признано таковым (с учетом цели использования товарного знака).
(Борисенко А.В.)
("Закон", 2021, N 10)Верховный Суд РФ не обошел своим вниманием рассматриваемую в настоящей статье проблему и в п. 172 Постановления Пленума от 23.04.2019 N 10 "О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление ВС РФ N 10) разъяснил, что использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети Интернет в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (ст. 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883). Не упоминая прямо о каких-либо особенностях недобросовестной конкуренции применительно к контекстной рекламе, Пленум Верховного Суда РФ тем не менее указал, что само по себе использование в контекстной рекламе товарного знака конкурента еще не означает наличия акта недобросовестной конкуренции, а лишь может быть признано таковым (с учетом цели использования товарного знака).
Статья: Использование чужого товарного знака в рекламе: мнение ФАС и судебная практика
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Кроме того, ответчики не только незаконно используют товарный знак для привлечения покупателей на свои сайты, но и осуществляют систематические акты недобросовестной конкуренции в отношении общества посредством указания в контекстной рекламе заведомо более низкой (нереальной) цены на продукцию, маркированную товарным знаком.
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 11)Кроме того, ответчики не только незаконно используют товарный знак для привлечения покупателей на свои сайты, но и осуществляют систематические акты недобросовестной конкуренции в отношении общества посредством указания в контекстной рекламе заведомо более низкой (нереальной) цены на продукцию, маркированную товарным знаком.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"172. Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети "Интернет" в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции", статья 10.bis Парижской конвенции).
"О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"172. Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети "Интернет" в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона "О защите конкуренции", статья 10.bis Парижской конвенции).
Готовое решение: При каких условиях можно использовать товарный знак в рекламе
(КонсультантПлюс, 2025)Также в судебной практике встречается позиция, что словесное упоминание чужого товарного знака (например, в качестве ключевых слов в контекстной рекламе), если оно не вызывает смешения, не является его использованием по смыслу ст. 1484 ГК РФ, а значит, само по себе не нарушает исключительное право на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16.08.2021 N С01-768/2020). Вместе с тем использование чужого товарного знака в контекстной рекламе в качестве ключевых слов может рассматриваться с учетом целей такого использования как акт недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
(КонсультантПлюс, 2025)Также в судебной практике встречается позиция, что словесное упоминание чужого товарного знака (например, в качестве ключевых слов в контекстной рекламе), если оно не вызывает смешения, не является его использованием по смыслу ст. 1484 ГК РФ, а значит, само по себе не нарушает исключительное право на товарный знак (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16.08.2021 N С01-768/2020). Вместе с тем использование чужого товарного знака в контекстной рекламе в качестве ключевых слов может рассматриваться с учетом целей такого использования как акт недобросовестной конкуренции (п. 172 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10).
Статья: Запрещение недобросовестной конкуренции: общий и специальные запреты
(Паращук С.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Если говорить об опыте зарубежных стран в контексте данного вопроса, то следует учитывать, что по германскому Закону о недобросовестной конкуренции возможна недобросовестная конкуренция в форме бездействия путем введения в заблуждение. Так, не допускается сокрытие от потребителей существенной информации, предусмотренной регламентами Европейского сообщества при осуществлении рекламы и маркетинга <12>.
(Паращук С.А.)
("Предпринимательское право", 2023, N 2)Если говорить об опыте зарубежных стран в контексте данного вопроса, то следует учитывать, что по германскому Закону о недобросовестной конкуренции возможна недобросовестная конкуренция в форме бездействия путем введения в заблуждение. Так, не допускается сокрытие от потребителей существенной информации, предусмотренной регламентами Европейского сообщества при осуществлении рекламы и маркетинга <12>.
Вопрос: Является ли нарушением использование в контекстной рекламе ключевых слов, содержащих упоминание чужих товарных знаков?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Использование в контекстной рекламе ключевых слов, содержащих упоминание чужих товарных знаков, будет считаться нарушением, если используется недобросовестно, вводит потребителя в заблуждение относительно деятельности рекламодателя и правообладателя чужого товарного знака и является актом недобросовестной конкуренции.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Использование в контекстной рекламе ключевых слов, содержащих упоминание чужих товарных знаков, будет считаться нарушением, если используется недобросовестно, вводит потребителя в заблуждение относительно деятельности рекламодателя и правообладателя чужого товарного знака и является актом недобросовестной конкуренции.
Статья: Запрет на недобросовестную конкуренцию путем введения в заблуждение: гринвошинг в строительстве
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)Учитывая недопустимость недобросовестной конкуренции путем введения потребителя в заблуждение, ФАС России предусмотрела правило использования терминов и понятий, связанных с экологическими стандартами, в контексте маркетинга и рекламы. Оно направлено на предотвращение недобросовестного использования таких терминов, когда объект недвижимости или строительная деятельность не соответствует установленным экологическим требованиям. А именно использование таких выражений, как "зеленые" стандарты, "зеленое" строительство и других, определенных в нормативных документах, в частности распоряжении Правительства РФ от 31 октября 2022 года N 3268-р "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.", должно основываться на реальной сертификации по соответствующим стандартам.
(Бурнос Е.Н., Вертинский О.Е., Ошуева В.В.)
("Юрисконсульт в строительстве", 2025, N 1)Учитывая недопустимость недобросовестной конкуренции путем введения потребителя в заблуждение, ФАС России предусмотрела правило использования терминов и понятий, связанных с экологическими стандартами, в контексте маркетинга и рекламы. Оно направлено на предотвращение недобросовестного использования таких терминов, когда объект недвижимости или строительная деятельность не соответствует установленным экологическим требованиям. А именно использование таких выражений, как "зеленые" стандарты, "зеленое" строительство и других, определенных в нормативных документах, в частности распоряжении Правительства РФ от 31 октября 2022 года N 3268-р "Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г.", должно основываться на реальной сертификации по соответствующим стандартам.
Статья: Пресечение недобросовестной конкуренции, недобросовестной рекламы и защита исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности в сети Интернет
(Шахназаров Б.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Такая деятельность может носить умышленный характер и быть направлена на получение преимуществ, а в случае противоречия законодательству о защите персональных данных может быть признана недобросовестной, т.е. соблюдение законодательства о защите конкуренции может служить одним из критериев добросовестности деятельности компании, связанной с обработкой персональных данных, в том числе при рекламе товаров и услуг.
(Шахназаров Б.А.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)Такая деятельность может носить умышленный характер и быть направлена на получение преимуществ, а в случае противоречия законодательству о защите персональных данных может быть признана недобросовестной, т.е. соблюдение законодательства о защите конкуренции может служить одним из критериев добросовестности деятельности компании, связанной с обработкой персональных данных, в том числе при рекламе товаров и услуг.
Последние изменения: Правила размещения рекламы в Интернете
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, какое размещение контекстной рекламы может быть признано актом недобросовестной конкуренции.
(КонсультантПлюс, 2025)Верховный Суд РФ разъяснил, какое размещение контекстной рекламы может быть признано актом недобросовестной конкуренции.
Последние изменения: Недобросовестная конкуренция
(КонсультантПлюс, 2025)актом недобросовестной конкуренции могут признать использование рекламодателем при размещении контекстной интернет-рекламы ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения со средством индивидуализации, принадлежащим другому лицу. Действия рекламодателя оцениваются с учетом цели использования ключевых слов (ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности) (п. 172 Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)актом недобросовестной конкуренции могут признать использование рекламодателем при размещении контекстной интернет-рекламы ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения со средством индивидуализации, принадлежащим другому лицу. Действия рекламодателя оцениваются с учетом цели использования ключевых слов (ст. 14.6 Закона о защите конкуренции, ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности) (п. 172 Постановления).
Статья: Анализ новейшего немецкого антимонопольного законодательства
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Второй законопроект представляет для нас интерес, а потому следует рассмотреть его подробнее. WettbRAndG внес масштабные изменения в UWG, касающиеся в первую очередь и в основном института предупреждения в антимонопольном законодательстве ФРГ [8] Предупреждение в данном контексте предполагает практику направления конкурентами <11> в одной сфере друг другу официальных документов о недопущении нарушения закона в сфере конкуренции, например, из-за вводящей в заблуждение рекламы [2], [33]; т.е. данный институт выступает механизмом саморегулирования рынка. Естественно, несовершенство данного механизма на протяжении нескольких лет использовалось недобросовестными лицами для оказания давления на конкурентов.
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Второй законопроект представляет для нас интерес, а потому следует рассмотреть его подробнее. WettbRAndG внес масштабные изменения в UWG, касающиеся в первую очередь и в основном института предупреждения в антимонопольном законодательстве ФРГ [8] Предупреждение в данном контексте предполагает практику направления конкурентами <11> в одной сфере друг другу официальных документов о недопущении нарушения закона в сфере конкуренции, например, из-за вводящей в заблуждение рекламы [2], [33]; т.е. данный институт выступает механизмом саморегулирования рынка. Естественно, несовершенство данного механизма на протяжении нескольких лет использовалось недобросовестными лицами для оказания давления на конкурентов.
Статья: Содержание запрета на недобросовестную конкуренцию, осуществляемую путем некорректного сравнения
(Самойлова М.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)Во-первых, распространение хозяйствующим субъектом информации, содержащей сравнение конкретных товаров, услуг или конкретных хозяйствующих субъектов - конкурентов.
(Самойлова М.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 2)Во-первых, распространение хозяйствующим субъектом информации, содержащей сравнение конкретных товаров, услуг или конкретных хозяйствующих субъектов - конкурентов.