Нецелевое использование средств некоммерческой организацией
Подборка наиболее важных документов по запросу Нецелевое использование средств некоммерческой организацией (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2022 N 88-30108/2022 по делу N 2-151/2022 (УИД 64RS0043-01-2021-006813-14)
Категория спора: Субсидии.
Требования уполномоченного органа государственной власти: О взыскании перечисленной суммы субсидии.
Обстоятельства: По результатам проверки выявлено, что при заключении соглашений были нарушены условия предоставления субсидии, ответчик не имел права на их получение, данные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Решение: Удовлетворено в части.Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 ноября 2019 года по делу N по заявлению администрации Кировского района МО "Город Саратов" о признании незаконным п. N представления контрольно-счетной палаты МО "Город Саратов" установлено, что ИП Б. не мог являться получателем субсидии на обеспечение образовательной деятельности в 2016, 2017, 2018 годах, поскольку указанные субсидии предусмотрены для некоммерческих организаций. Также судом подтвержден факт нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того, в указанном судебном решении разграничены понятия "образовательная организация" и "организации, осуществляющие образовательную деятельность".
Категория спора: Субсидии.
Требования уполномоченного органа государственной власти: О взыскании перечисленной суммы субсидии.
Обстоятельства: По результатам проверки выявлено, что при заключении соглашений были нарушены условия предоставления субсидии, ответчик не имел права на их получение, данные обстоятельства подтверждены вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда.
Решение: Удовлетворено в части.Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 20 ноября 2019 года по делу N по заявлению администрации Кировского района МО "Город Саратов" о признании незаконным п. N представления контрольно-счетной палаты МО "Город Саратов" установлено, что ИП Б. не мог являться получателем субсидии на обеспечение образовательной деятельности в 2016, 2017, 2018 годах, поскольку указанные субсидии предусмотрены для некоммерческих организаций. Также судом подтвержден факт нецелевого использования бюджетных средств. Кроме того, в указанном судебном решении разграничены понятия "образовательная организация" и "организации, осуществляющие образовательную деятельность".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Некоммерческие организации: правовое регулирование, бухгалтерский учет и налогообложение"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2022)Но только в том случае, если НКО использовала их по назначению. Понятие нецелевого использования бюджетных средств дано в ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Это направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2022)Но только в том случае, если НКО использовала их по назначению. Понятие нецелевого использования бюджетных средств дано в ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Это направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статья: Анализ деятельности территориальных органов Минюста России по проблемным вопросам в сфере регистрации и контроля
(Жмурко А.Ю., Литвинова М.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)- осуществление некоммерческими организациями деятельности, не предусмотренной их уставами (нецелевое расходование денежных средств, а также нецелевое использование иного имущества некоммерческими организациями);
(Жмурко А.Ю., Литвинова М.С.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)- осуществление некоммерческими организациями деятельности, не предусмотренной их уставами (нецелевое расходование денежных средств, а также нецелевое использование иного имущества некоммерческими организациями);
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"8) информация (если имеется) о нарушениях, допущенных социально ориентированной некоммерческой организацией, получившей поддержку, в том числе о нецелевом использовании предоставленных средств и имущества.
Постановление Правительства РФ от 01.08.2025 N 1152
"Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий"34. Предоставление агентом имущества, сформированного за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, партнерам по проектам развития технологий, некоммерческим организациям, в управлении которыми участвует агент, и иным субъектам в рамках реализации проектов развития технологий не предполагает нецелевой характер использования средств, направленных на финансирование проектов, если такое предоставление соответствует целям, определяемым в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил.
"Об оценке эффективности финансирования проектов развития технологий, определении допустимого уровня рисков и базовых критериев управления ими, осуществлении мониторинга и контроля целевого использования средств, направляемых на такое финансирование проектов развития технологий, а также о требованиях к осуществлению мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий"34. Предоставление агентом имущества, сформированного за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, партнерам по проектам развития технологий, некоммерческим организациям, в управлении которыми участвует агент, и иным субъектам в рамках реализации проектов развития технологий не предполагает нецелевой характер использования средств, направленных на финансирование проектов, если такое предоставление соответствует целям, определяемым в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил.
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль целевых поступлений и расходов, произведенных некоммерческими организациями за их счет.
(Письмо Минфина России от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43725)Учитывая изложенное, основным условием применения положений пункта 2 статьи 251 Кодекса является соблюдение их целевого назначения и установленных источником средств целевого финансирования условий их предоставления. Использование полученных средств не по целевому назначению или нарушение условий предоставления целевого финансирования, предусмотренных организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, влечет последствия, предусмотренные пунктом 14 статьи 250 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43725)Учитывая изложенное, основным условием применения положений пункта 2 статьи 251 Кодекса является соблюдение их целевого назначения и установленных источником средств целевого финансирования условий их предоставления. Использование полученных средств не по целевому назначению или нарушение условий предоставления целевого финансирования, предусмотренных организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, влечет последствия, предусмотренные пунктом 14 статьи 250 Кодекса.
Вопрос: О налоге на прибыль при приобретении некоммерческой организацией за счет средств целевых поступлений, не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования, акций и облигаций.
(Письмо Минфина России от 31.07.2024 N 03-03-06/2/71454)Учитывая изложенное, считаем, что приобретение некоммерческой организацией за счет средств целевых поступлений (не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования) ценных бумаг (акций и облигаций) является нецелевым использованием таких средств, в связи с чем израсходованные средства подлежат отражению в составе внереализационных доходов на основании пункта 14 статьи 250 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 31.07.2024 N 03-03-06/2/71454)Учитывая изложенное, считаем, что приобретение некоммерческой организацией за счет средств целевых поступлений (не являющихся средствами целевого капитала и доходами от его использования) ценных бумаг (акций и облигаций) является нецелевым использованием таких средств, в связи с чем израсходованные средства подлежат отражению в составе внереализационных доходов на основании пункта 14 статьи 250 НК РФ.
Статья: Социально ориентированные некоммерческие организации: проблемы правового регулирования
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
(Сойфер Т.В.)
("Гражданское право", 2023, N 5)Статья посвящена исследованию категории социально ориентированных некоммерческих организаций и выявлению проблемных аспектов их правового регулирования. Отмечается, что законодателем в настоящее время не определены достаточные для выделения социально ориентированных организаций критерии. На основе анализа судебной практики устанавливаются наиболее распространенные правонарушения, допускаемые при предоставлении социально ориентированным некоммерческим организациям финансовой и имущественной поддержки, в числе которых нецелевое использование средств субсидий, уклонение от представления отчетных материалов, применение модели имущественной поддержки для неправомерной передачи объектов публичной собственности для использования в коммерческих целях. В результате формулируются предложения по разрешению выявленных проблем. В частности, предлагается ограничить круг допустимых для социально ориентированных некоммерческих организаций правовых форм и повысить эффективность контроля за их деятельностью.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 15.05.2023 N 03-03-06/1/43725 <Об учете в целях налога на прибыль целевых поступлений и расходов, произведенных некоммерческими организациями за их счет>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Если средства использованы не по целевому назначению
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 17)Если средства использованы не по целевому назначению
Вопрос: Как отражаются в налоговом учете некоммерческой организации полученные членские взносы?
(Консультация эксперта, 2025)При размещении свободных остатков средств целевых поступлений на депозитных счетах в учреждениях банков конечные цели их использования не могут быть определены, поэтому указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств.
(Консультация эксперта, 2025)При размещении свободных остатков средств целевых поступлений на депозитных счетах в учреждениях банков конечные цели их использования не могут быть определены, поэтому указанные операции некоммерческих организаций следует рассматривать как формы сохранения, а не расходования денежных средств.
"Годовой отчет для учреждений культуры и искусства - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Пожертвования, полученные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Пожертвования, полученные на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности и использованные не по целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке на основании п. 14 ст. 250 НК РФ.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Следует отметить, что п. 14 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что при использовании не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, у налогоплательщиков возникают внереализационные доходы, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)Следует отметить, что п. 14 ст. 250 НК РФ предусмотрено, что при использовании не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств, у налогоплательщиков возникают внереализационные доходы, которые учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Статья: Оплата невыполненной работы - нецелевое использование бюджетных средств
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Примечание. Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
(Малова Е.)
("Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Примечание. Под нецелевым использованием бюджетных средств понимаются направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Вопрос: О квалификации использования средств субсидии, предоставленной публично-правовой компании на осуществление капитальных вложений в создание и развитие ГИС, в качестве нецелевого.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 02-09-09/69223)Кроме того, статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (средств, полученных из бюджета), в том числе критерии отнесения нарушений к их нецелевому использованию. Исходя из положений указанной статьи КоАП РФ при квалификации совершенных фактов финансово-хозяйственной жизни в качестве нецелевого использования бюджетных средств (средств, полученных из бюджета) следует исходить из наличия признаков несоответствия использования бюджетных средств (средств, полученных из бюджета) направлениям (целям) их использования, определенным договором (соглашением) о предоставлении указанных средств.
(Письмо Минфина России от 24.07.2024 N 02-09-09/69223)Кроме того, статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (средств, полученных из бюджета), в том числе критерии отнесения нарушений к их нецелевому использованию. Исходя из положений указанной статьи КоАП РФ при квалификации совершенных фактов финансово-хозяйственной жизни в качестве нецелевого использования бюджетных средств (средств, полученных из бюджета) следует исходить из наличия признаков несоответствия использования бюджетных средств (средств, полученных из бюджета) направлениям (целям) их использования, определенным договором (соглашением) о предоставлении указанных средств.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческой организации Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" о взыскании 38,5 млн руб. ущерба. Организация допустила нецелевое использование средств краевого бюджета, получив субсидию на проведение международного инвестиционного форума при отсутствии правовых и финансовых оснований с превышением итоговых расходов. Фактически палата заявила к возмещению и фактически получила сумму субсидии, превышающую итоговые расходы, не покрытые привлеченным финансированием. Требования Департамента судами были удовлетворены (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2019 N Ф08-1197/2019 по делу N А32-1590/2018).
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Департамент финансово-бюджетного надзора Краснодарского края обратился в арбитражный суд с иском к некоммерческой организации Союз "Торгово-промышленная палата Краснодарского края" о взыскании 38,5 млн руб. ущерба. Организация допустила нецелевое использование средств краевого бюджета, получив субсидию на проведение международного инвестиционного форума при отсутствии правовых и финансовых оснований с превышением итоговых расходов. Фактически палата заявила к возмещению и фактически получила сумму субсидии, превышающую итоговые расходы, не покрытые привлеченным финансированием. Требования Департамента судами были удовлетворены (см. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.03.2019 N Ф08-1197/2019 по делу N А32-1590/2018).