Назначение судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Выдача арбитражным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в выдаче исполнительного листа... суд пришел к выводу о том, что ответчик не был уведомлен надлежащим образом об избрании (назначении) третейского судьи, поскольку... в поступившем в Третейский суд уведомлении о невручении телеграммы отсутствует отметка о том, что предпринимались попытки по ее вторичной доставке...
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в выдаче исполнительного листа... суд пришел к выводу о том, что ответчик не был уведомлен надлежащим образом об избрании (назначении) третейского судьи, поскольку... в поступившем в Третейский суд уведомлении о невручении телеграммы отсутствует отметка о том, что предпринимались попытки по ее вторичной доставке...
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Предписание органа жилнадзора (ГЖИ)
(КонсультантПлюс, 2025)...Инспекция направила... письмо... в котором сообщила о вступлении в законную силу трех постановлений мировых судей о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом.
(КонсультантПлюс, 2025)...Инспекция направила... письмо... в котором сообщила о вступлении в законную силу трех постановлений мировых судей о назначении административного наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного лицензирующим органом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: В каком порядке назначается пенсия судье?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок назначения ежемесячного содержания судье в отставке
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Порядок назначения ежемесячного содержания судье в отставке
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
(ред. от 23.07.2025)
"О судебной системе Российской Федерации"Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями
(ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023)
"О статусе судей в Российской Федерации"Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями
"Проблемы защиты прав потребителей (по материалам судебной практики мировых судей Санкт-Петербурга и Ленинградской области): учебное пособие"
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)1.2. Обобщение практики назначения мировыми судьями
(Степанова Е.Е.)
("Гамма", 2023)1.2. Обобщение практики назначения мировыми судьями
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 5, 6 ст. 11 Закона о статусе судей судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Полномочия судьи сохраняются до их прекращения в установленном законом порядке. Так, полномочия судьи федерального суда прекращаются: в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи; в день принятия Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ решения о прекращении полномочий отдельных категорий судей в случаях, предусмотренных ст. 14.1 Закона о статусе судей. При этом судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. п. 5, 6 ст. 11 Закона о статусе судей судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Полномочия судьи сохраняются до их прекращения в установленном законом порядке. Так, полномочия судьи федерального суда прекращаются: в последний день месяца, в котором он достигает предельного возраста пребывания в должности судьи; на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи; в день принятия Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ решения о прекращении полномочий отдельных категорий судей в случаях, предусмотренных ст. 14.1 Закона о статусе судей. При этом судья федерального суда, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.
Статья: Вклад Комитета ООН по правам человека в определение справедливого судебного разбирательства как структурного принципа международного порядка
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Процедуры назначения судей и избрания членов Высшего совета магистратуры <86> также были сочтены не относящимися к гражданским делам <87>. Кроме того, по мнению Комитета, процедуры высылки не относятся к гражданским делам, поскольку они являются частью тех актов, в которых выражается публичная сила государства и которые имеют целью гарантировать национальную безопасность <88>. Те же соображения были высказаны в отношении процедур экстрадиции <89>.
(Элиа А.Р.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)Процедуры назначения судей и избрания членов Высшего совета магистратуры <86> также были сочтены не относящимися к гражданским делам <87>. Кроме того, по мнению Комитета, процедуры высылки не относятся к гражданским делам, поскольку они являются частью тех актов, в которых выражается публичная сила государства и которые имеют целью гарантировать национальную безопасность <88>. Те же соображения были высказаны в отношении процедур экстрадиции <89>.
Статья: Конституционно-правовые основы социального правосудия в Германии
(Ракитская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Настоящая статья посвящена анализу конституционно-правового регулирования организации и деятельности социальных судов в Германии, которые образуют важный механизм защиты социальных прав граждан и являются неотъемлемым элементом социального государства. Автор описывает систему социальных судов, порядок назначения судей, дает общую характеристику полномочий социальных судов каждого звена. Особое место уделяется рассмотрению организации и деятельности Федерального социального суда, возглавляющего систему социальных судов Германии и выполняющего функцию развития права и поддержания правового единства всей Федерации.
(Ракитская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 4)Настоящая статья посвящена анализу конституционно-правового регулирования организации и деятельности социальных судов в Германии, которые образуют важный механизм защиты социальных прав граждан и являются неотъемлемым элементом социального государства. Автор описывает систему социальных судов, порядок назначения судей, дает общую характеристику полномочий социальных судов каждого звена. Особое место уделяется рассмотрению организации и деятельности Федерального социального суда, возглавляющего систему социальных судов Германии и выполняющего функцию развития права и поддержания правового единства всей Федерации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основными организационными гарантиями независимости судей являются прежде всего принципы неприкосновенности и несменяемости, а в развитие этих принципов - порядок назначения судей, срок пребывания в должности, который по общему правилу для судьи ограничен только предельным возрастом (особые правила по срокам установлены для председателей судов - не более двух сроков подряд), основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей, правила о дисциплинарной ответственности. Следует обратить внимание на различные основания и порядок прекращения полномочий судей. Можно выделить четыре основных варианта: добровольное решение судьи; вынужденные основания, но не связанные с негативным поведением судьи (возраст, болезнь, утрата дееспособности); негативные основания, обусловленные нарушением определенных запретов (открытие счетов в зарубежных банках, гражданство другого государства...); прекращение полномочий как мера дисциплинарной ответственности с учетом особых правил, установленных в Конституции РФ для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов. Дисциплинарная ответственность судей является важнейшей гарантией как для обеспечения независимости судей, так и для повышения авторитета судебной власти. Особенность дисциплинарной ответственности судей состоит в том, что в законе нет конкретных составов проступков и правонарушений, а в соответствии со ст. 12.1 Закона о статусе судей дисциплинарным проступком является деяние, нарушающее данный Закон и (или) Кодекс этики, тем самым умаляющее авторитет судебной власти, репутацию самого судьи, совершенное как при осуществлении правосудия, так и вне служебной деятельности. Учитывая такой характер ответственности, очень важно с точки зрения независимости то, что привлечение к дисциплинарной ответственности относится к компетенции органов судейского сообщества, а Закон определяет порядок и сроки привлечения к ответственности и основные критерии для применения вида взыскания (замечание, предупреждение, понижение в квалификационном классе, досрочное прекращение полномочий). Роль органов судейского сообщества закреплена в Законе об органах и в различных положениях, конкретизирующих порядок их деятельности.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Основными организационными гарантиями независимости судей являются прежде всего принципы неприкосновенности и несменяемости, а в развитие этих принципов - порядок назначения судей, срок пребывания в должности, который по общему правилу для судьи ограничен только предельным возрастом (особые правила по срокам установлены для председателей судов - не более двух сроков подряд), основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей, правила о дисциплинарной ответственности. Следует обратить внимание на различные основания и порядок прекращения полномочий судей. Можно выделить четыре основных варианта: добровольное решение судьи; вынужденные основания, но не связанные с негативным поведением судьи (возраст, болезнь, утрата дееспособности); негативные основания, обусловленные нарушением определенных запретов (открытие счетов в зарубежных банках, гражданство другого государства...); прекращение полномочий как мера дисциплинарной ответственности с учетом особых правил, установленных в Конституции РФ для судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, кассационных и апелляционных судов. Дисциплинарная ответственность судей является важнейшей гарантией как для обеспечения независимости судей, так и для повышения авторитета судебной власти. Особенность дисциплинарной ответственности судей состоит в том, что в законе нет конкретных составов проступков и правонарушений, а в соответствии со ст. 12.1 Закона о статусе судей дисциплинарным проступком является деяние, нарушающее данный Закон и (или) Кодекс этики, тем самым умаляющее авторитет судебной власти, репутацию самого судьи, совершенное как при осуществлении правосудия, так и вне служебной деятельности. Учитывая такой характер ответственности, очень важно с точки зрения независимости то, что привлечение к дисциплинарной ответственности относится к компетенции органов судейского сообщества, а Закон определяет порядок и сроки привлечения к ответственности и основные критерии для применения вида взыскания (замечание, предупреждение, понижение в квалификационном классе, досрочное прекращение полномочий). Роль органов судейского сообщества закреплена в Законе об органах и в различных положениях, конкретизирующих порядок их деятельности.
Статья: К вопросу о направлениях воздействия экстраординарных (кризисных) ситуаций на судебную систему
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)По мнению Г.Т. Ермошина, необходимо закрепление возможности назначения судей федеральных судов без указания конкретного суда. Вопросы, связанные с определением конкретного суда; времени начала осуществления возложенных полномочий; перевода из одного суда в другой, из одной судебной инстанции в другую; об изменении места осуществления полномочий судьи и др. должен решать соответствующий судебный орган в пределах его юрисдикции исходя из конкретных потребностей судебной системы <22>.
(Мордасова Е.А.)
("Мировой судья", 2025, N 9)По мнению Г.Т. Ермошина, необходимо закрепление возможности назначения судей федеральных судов без указания конкретного суда. Вопросы, связанные с определением конкретного суда; времени начала осуществления возложенных полномочий; перевода из одного суда в другой, из одной судебной инстанции в другую; об изменении места осуществления полномочий судьи и др. должен решать соответствующий судебный орган в пределах его юрисдикции исходя из конкретных потребностей судебной системы <22>.
Статья: Участие защитника-адвоката на стадии возбуждения уголовного дела частного обвинения: законодательство и современные проблемы правоприменения
(Лунина Н.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Такая правовая позиция обвиняемого является основанием для назначения судьей общего порядка судебного разбирательства уголовного дела и приглашения защитника-адвоката только в судебное заседание, а не на стадию вручения копии заявления частного обвинителя (потерпевшего). Существенным является то обстоятельство, что судья не должен предугадывать мнение обвиняемого по предъявленному частному обвинению. Для судьи нужно создать четкий правовой регламент процессуальных действий, который, при его соблюдении, обеспечит право на защиту лица, в отношении которого подано заявление о частном обвинении.
(Лунина Н.Н.)
("Мировой судья", 2025, N 10)Такая правовая позиция обвиняемого является основанием для назначения судьей общего порядка судебного разбирательства уголовного дела и приглашения защитника-адвоката только в судебное заседание, а не на стадию вручения копии заявления частного обвинителя (потерпевшего). Существенным является то обстоятельство, что судья не должен предугадывать мнение обвиняемого по предъявленному частному обвинению. Для судьи нужно создать четкий правовой регламент процессуальных действий, который, при его соблюдении, обеспечит право на защиту лица, в отношении которого подано заявление о частном обвинении.
Статья: Судебный активизм: возможность применения понятия в науке конституционного права
(Серов Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Обратившись к европейскому опыту, мы можем увидеть, что отдельные органы конституционного контроля, созданные по континентальной модели, были охарактеризованы в общественном дискурсе как "особо активистские". Среди них стоит отметить Конституционный суд Португалии. В период финансового кризиса конца 2000-х годов Суд отменил некоторые акты, вводящие экстренные экономические меры по указанию МВФ и Еврокомиссии, за что подвергся жесткой критике. При этом ученые-юристы отмечают отсутствие аномалий в порядке принятия решений данным Конституционным судом в упомянутый период. Существующая политическая поляризация и партийная лояльность являются постоянным условием работы органа конституционного контроля континентального типа. Это происходит вследствие существующего механизма назначения судей и установленного срока их полномочий <15>, несмотря на отмеченные другими авторами достоинства континентальной модели.
(Серов Е.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 7)Обратившись к европейскому опыту, мы можем увидеть, что отдельные органы конституционного контроля, созданные по континентальной модели, были охарактеризованы в общественном дискурсе как "особо активистские". Среди них стоит отметить Конституционный суд Португалии. В период финансового кризиса конца 2000-х годов Суд отменил некоторые акты, вводящие экстренные экономические меры по указанию МВФ и Еврокомиссии, за что подвергся жесткой критике. При этом ученые-юристы отмечают отсутствие аномалий в порядке принятия решений данным Конституционным судом в упомянутый период. Существующая политическая поляризация и партийная лояльность являются постоянным условием работы органа конституционного контроля континентального типа. Это происходит вследствие существующего механизма назначения судей и установленного срока их полномочий <15>, несмотря на отмеченные другими авторами достоинства континентальной модели.