Назначение пенсии без регистрации по месту жительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение пенсии без регистрации по месту жительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4 "Лица, имеющие право на страховую пенсию" Федерального закона "О страховых пенсиях""Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что пенсия назначается и выплачивается при наличии совокупности необходимых условий для ее назначения и не связана с местом регистрации гражданина, поскольку сведения о месте регистрации являются лишь одним из доказательств фактического места нахождения пенсионера, в связи с чем отсутствие регистрации по месту жительства в органах регистрационного учета в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием ограничения или условием реализации прав на получение пенсии."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3 "Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации""При этом судом первой инстанции отклонены доводы пенсионного органа об отсутствии оснований для назначения пенсии в связи с отсутствием у истца регистрации на территории Российской Федерации, указав, что в положениях международного Соглашения от 29 июня 1999 г. отсутствует прямое указание на условие о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве, что такие доводы не соответствуют требованиям норм международного права, так и нормам пенсионного законодательства Российской Федерации, принимая во внимание, что истец имеет паспорт гражданина Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации. Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Комментируемый Закон устанавливает, каким образом определять место жительства лица и, соответственно, уполномоченный территориальный орган ПФР для целей обращения за страховой пенсией в ч. 5 комментируемой статьи, предусматривая, что место жительства или место пребывания гражданина подтверждается документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера. Вместе с тем надо учитывать особенности определения места проживания для целей назначения страховой пенсии лицам, постоянно проживающим за пределами территории России или не имеющим постоянного места жительства на территории России, а также гражданам, фактически проживающим не по месту регистрации или в отдельных местностях с особенностями исчисления страховых пенсий.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Комментируемый Закон устанавливает, каким образом определять место жительства лица и, соответственно, уполномоченный территориальный орган ПФР для целей обращения за страховой пенсией в ч. 5 комментируемой статьи, предусматривая, что место жительства или место пребывания гражданина подтверждается документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера. Вместе с тем надо учитывать особенности определения места проживания для целей назначения страховой пенсии лицам, постоянно проживающим за пределами территории России или не имеющим постоянного места жительства на территории России, а также гражданам, фактически проживающим не по месту регистрации или в отдельных местностях с особенностями исчисления страховых пенсий.
Статья: Обеспечение прокурором прав семей участников специальной военной операции
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Благодаря прокурорскому вмешательству пресекаются факты необоснованных отказов в предоставлении участникам СВО и членам их семей предусмотренных законодательством выплат, в том числе по причине заключения контракта за пределами региона, отсутствия регистрации по месту жительства, непредставления родственниками документов, подтверждающих наступление смерти участника СВО вследствие военной травмы, отсутствия сведений, подтверждающих родство с участником СВО. Вскрываются факты нарушения сроков выплаты денежных средств гражданам, принимавшим участие в СВО, а также членам их семей, незаконного принятия решения о приостановлении выплаты пенсии, отказа в перерасчете выслуги лет для назначения пенсии в связи с участием в СВО, несвоевременного назначения несовершеннолетним детям пенсии по случаю потери кормильца.
(Ережипалиев Д.И.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 9)Благодаря прокурорскому вмешательству пресекаются факты необоснованных отказов в предоставлении участникам СВО и членам их семей предусмотренных законодательством выплат, в том числе по причине заключения контракта за пределами региона, отсутствия регистрации по месту жительства, непредставления родственниками документов, подтверждающих наступление смерти участника СВО вследствие военной травмы, отсутствия сведений, подтверждающих родство с участником СВО. Вскрываются факты нарушения сроков выплаты денежных средств гражданам, принимавшим участие в СВО, а также членам их семей, незаконного принятия решения о приостановлении выплаты пенсии, отказа в перерасчете выслуги лет для назначения пенсии в связи с участием в СВО, несвоевременного назначения несовершеннолетним детям пенсии по случаю потери кормильца.
Нормативные акты
Постановление Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)41. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, при обращении за назначением социальной пенсии в заявлении о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) указывают адрес места фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)41. Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории Российской Федерации, при обращении за назначением социальной пенсии в заявлении о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) указывают адрес места фактического проживания гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Постановление Правления ПФ РФ от 25.07.2019 N 404п
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2019 N 56573)4. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2019, N 10, ст. 895) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), частью 3 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2018, N 41, ст. 6190) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ); Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2018, N 53, ст. 8462) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранных граждан, на которых распространяется действие международных договоров Российской Федерации, а также членов их семей и наследников в случае неполучения начисленной суммы пенсии в связи со смертью указанных граждан (далее - граждане).
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.11.2019 N 56573)4. Государственная услуга предоставляется гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсии которым установлены в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2019, N 10, ст. 895) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), частью 3 статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6989; 2018, N 41, ст. 6190) (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ); Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4831; 2018, N 53, ст. 8462) (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), за исключением граждан, выехавших на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации и не имеющих подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации, иностранных граждан, на которых распространяется действие международных договоров Российской Федерации, а также членов их семей и наследников в случае неполучения начисленной суммы пенсии в связи со смертью указанных граждан (далее - граждане).
Ситуация: Какие нужны документы для оформления пенсии по инвалидности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы об обстоятельствах, с учетом которых исчисляется размер трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового ее размера) по состоянию на 31.12.2014;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)документы об обстоятельствах, с учетом которых исчисляется размер трудовой пенсии по инвалидности (без учета фиксированного базового ее размера) по состоянию на 31.12.2014;
Ситуация: Каков правовой статус безработных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обратившиеся в орган службы занятости субъекта РФ, в котором они не имеют регистрации по месту жительства или месту пребывания;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)обратившиеся в орган службы занятости субъекта РФ, в котором они не имеют регистрации по месту жительства или месту пребывания;
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания;
Вопрос: На работу по совместительству поступает предпенсионер. Можно ли по соглашению сторон заключить срочный трудовой договор, сформулировав условие о сроке так: "До достижения пенсионного возраста", или указав эту дату? Не будет ли это дискриминацией?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2023)В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2023)В соответствии с ч. 2 ст. 64 ТК РФ какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами.
Ситуация: Как организовать похороны?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление о назначении социального пособия на погребение можно подать не позднее шести месяцев с даты государственной регистрации смерти. В зависимости от ситуации пособие выплачивает СФР, орган социальной защиты населения по последнему месту жительства (при его отсутствии - по месту государственной регистрации смерти) умершего либо иной орган, в котором умерший получал пенсию (далее - иной орган). В первых двух случаях с заявлением о назначении пособия необходимо обращаться в ТО СФР. Заявление подается лично или через Единый портал госуслуг (п. п. 2, 3 ст. 10 Закона N 8-ФЗ; п. п. 3, 7, 14 Единого стандарта).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Заявление о назначении социального пособия на погребение можно подать не позднее шести месяцев с даты государственной регистрации смерти. В зависимости от ситуации пособие выплачивает СФР, орган социальной защиты населения по последнему месту жительства (при его отсутствии - по месту государственной регистрации смерти) умершего либо иной орган, в котором умерший получал пенсию (далее - иной орган). В первых двух случаях с заявлением о назначении пособия необходимо обращаться в ТО СФР. Заявление подается лично или через Единый портал госуслуг (п. п. 2, 3 ст. 10 Закона N 8-ФЗ; п. п. 3, 7, 14 Единого стандарта).
Статья: Теоретические и прикладные проблемы признания граждан безвестно отсутствующими или объявления их умершими (применительно к лицам, объявленным в розыск как безвестно исчезнувшие и за преступления)
(Исмаилов Ч.М.)
("Мировой судья", 2024, N 12)Ключевые слова: безвестно отсутствующее лицо, объявление умершим, розыск обвиняемого, принцип презумпции невиновности, судебная практика, параллельный розыск обвиняемого и безвестно исчезнувшего лица, умышленное сокрытие отсутствия (исчезновения) человека, судебная защита, широкое усмотрение суда, отказ в возбуждении уголовного дела, материалы выполнения розыскных мероприятий, доказательства по гражданскому делу, расторжение брака, снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства, представление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначение пенсии по случаю потери кормильца.
(Исмаилов Ч.М.)
("Мировой судья", 2024, N 12)Ключевые слова: безвестно отсутствующее лицо, объявление умершим, розыск обвиняемого, принцип презумпции невиновности, судебная практика, параллельный розыск обвиняемого и безвестно исчезнувшего лица, умышленное сокрытие отсутствия (исчезновения) человека, судебная защита, широкое усмотрение суда, отказ в возбуждении уголовного дела, материалы выполнения розыскных мероприятий, доказательства по гражданскому делу, расторжение брака, снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства, представление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначение пенсии по случаю потери кормильца.