Назначение наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам
Подборка наиболее важных документов по запросу Назначение наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2021 по делу N 18-УДП21-10-К4
Приговор: По ч. 1 ст. 159, ч. 2 ст. 159 УК РФ (10 эпизодов) за мошенничество; приговор изменен - исключено указание о назначении по ч. 1 ст. 159 УК РФ наказания в виде ограничения свободы на срок 5 месяцев, смягчено окончательное наказание до 5 лет 9 месяцев лишения свободы.
Определение ВС РФ: Дело направлено на новое кассационное рассмотрение в ином составе суда, поскольку не разрешен вопрос о возможности назначения осужденному иного вида наказания, не связанного с лишением свободы, так как ограничение свободы не назначается иностранным гражданам.Судебная коллегия, обоснованно приняв решение об исключении из приговора и апелляционного постановления указания о назначении Мурадяну Р.В. наказания по ч. 1 ст. 159 УК РФ в виде ограничения свободы, вместе с тем, не разрешила вопрос о возможности назначения осужденному иного вида наказания, не связанного с лишением свободы, в качестве которых санкцией ч. 1 ст. 159 УК РФ предусмотрены штраф, обязательные работы и исправительные работы, что не ухудшало бы положение Мурадяна Р.В., просившего в кассационной жалобе о смягчении назначенного ему наказания, и не выходило бы за пределы, предоставленные суду кассационной инстанции положениями ч. 3 ст. 401.16 УПК РФ, согласно которым суд данной инстанции вправе смягчить назначенное осужденному наказание, и соответствовало бы требованиям ч. 1 ст. 69 УК РФ о том, что при совокупности преступлений наказание виновному лицу назначается отдельно за каждое совершенное преступление.
Приговор: По ч. 1 ст. 159, ч. 2 ст. 159 УК РФ (10 эпизодов) за мошенничество; приговор изменен - исключено указание о назначении по ч. 1 ст. 159 УК РФ наказания в виде ограничения свободы на срок 5 месяцев, смягчено окончательное наказание до 5 лет 9 месяцев лишения свободы.
Определение ВС РФ: Дело направлено на новое кассационное рассмотрение в ином составе суда, поскольку не разрешен вопрос о возможности назначения осужденному иного вида наказания, не связанного с лишением свободы, так как ограничение свободы не назначается иностранным гражданам.Судебная коллегия, обоснованно приняв решение об исключении из приговора и апелляционного постановления указания о назначении Мурадяну Р.В. наказания по ч. 1 ст. 159 УК РФ в виде ограничения свободы, вместе с тем, не разрешила вопрос о возможности назначения осужденному иного вида наказания, не связанного с лишением свободы, в качестве которых санкцией ч. 1 ст. 159 УК РФ предусмотрены штраф, обязательные работы и исправительные работы, что не ухудшало бы положение Мурадяна Р.В., просившего в кассационной жалобе о смягчении назначенного ему наказания, и не выходило бы за пределы, предоставленные суду кассационной инстанции положениями ч. 3 ст. 401.16 УПК РФ, согласно которым суд данной инстанции вправе смягчить назначенное осужденному наказание, и соответствовало бы требованиям ч. 1 ст. 69 УК РФ о том, что при совокупности преступлений наказание виновному лицу назначается отдельно за каждое совершенное преступление.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Исправительные работы не могут быть назначены иностранному гражданину, не имеющему места постоянного проживания и разрешения на работу на территории Российской Федерации <114>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Исправительные работы не могут быть назначены иностранному гражданину, не имеющему места постоянного проживания и разрешения на работу на территории Российской Федерации <114>.
Статья: Арест и суд, и тюрьма для иностранцев в России
(Бедарева А.)
("Трудовое право", 2020, N 3; "Административное право", 2020, N 2)Уголовный кодекс РФ не содержит запрета на назначение исправительных работ иностранным гражданам, в отличие, например, от ограничения свободы, которое не может быть назначено в соответствии со ст. 53 УК РФ данной категории лиц. По изученным нами данным суды назначают иностранным гражданам исправительные работы в 22% случаев. Каких-либо особенностей назначения наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает.
(Бедарева А.)
("Трудовое право", 2020, N 3; "Административное право", 2020, N 2)Уголовный кодекс РФ не содержит запрета на назначение исправительных работ иностранным гражданам, в отличие, например, от ограничения свободы, которое не может быть назначено в соответствии со ст. 53 УК РФ данной категории лиц. По изученным нами данным суды назначают иностранным гражданам исправительные работы в 22% случаев. Каких-либо особенностей назначения наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает.
Нормативные акты
Проект Федерального закона N 7-597
"О внесении изменений в статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.07.2018)Названным проектом федерального закона предлагается дополнить санкции статей 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) о фиктивной регистрации и постановке на учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан новыми санкциями в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов либо исправительных работ на срок до одного года.
"О внесении изменений в статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации"
(подготовлен Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан)
(ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.07.2018)Названным проектом федерального закона предлагается дополнить санкции статей 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) о фиктивной регистрации и постановке на учет граждан Российской Федерации, иностранных граждан новыми санкциями в виде обязательных работ на срок до трехсот шестидесяти часов либо исправительных работ на срок до одного года.
Официальный отзыв Правительства РФ от 28.05.2019 N 4624п-П4
"На проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации"Законопроектом предлагается санкции статей 322.2 "Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации" и 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) дополнить наказаниями в виде обязательных работ на срок до 360 часов и исправительных работ на срок до одного года.
"На проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации"Законопроектом предлагается санкции статей 322.2 "Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации" и 322.3 "Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в Российской Федерации" Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК) дополнить наказаниями в виде обязательных работ на срок до 360 часов и исправительных работ на срок до одного года.
Статья: Ответственность за нарушение миграционного законодательства: правовые проблемы и пути их преодоления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2015, N 4)В целом следует подчеркнуть, что законодательство Российской Федерации в части ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения миграционного законодательства, как правило, достаточно жесткое, что объясняется статусом страны-реципиента. Вместе с тем можно привести примеры, когда законодательством стран СНГ предусмотрены более жесткие меры за аналогичные правонарушения. В частности, за организацию незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ в числе прочих может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ. При этом, как показывает анализ российской судебной практики за 2010 - 2014 гг., самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции является штраф (58,8%), вторым по частоте применения выступает лишение свободы (32%), оставшаяся доля примерно в равных частях приходится на обязательные и исправительные работы; максимальный срок наказания в виде лишения свободы не превышает трех лет, причем реальные сроки лишения свободы суды назначают в единичных случаях <6>. В то же время согласно ст. 371.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г. подобной альтернативы в выборе наказаний за организацию незаконной миграции не предусмотрено, законодатель указал на возможность применения только трех видов наказания - ареста, ограничения свободы, лишения свободы (с конфискацией имущества или без таковой). Кроме того, ст. 371.1 УК РБ предусмотрена уголовная ответственность не только за организацию, но и за содействие незаконной миграции, а также за руководство соответствующей деятельностью, в то время как в УК РФ предусмотрено наказание лишь за организацию незаконной миграции.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2015, N 4)В целом следует подчеркнуть, что законодательство Российской Федерации в части ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушения миграционного законодательства, как правило, достаточно жесткое, что объясняется статусом страны-реципиента. Вместе с тем можно привести примеры, когда законодательством стран СНГ предусмотрены более жесткие меры за аналогичные правонарушения. В частности, за организацию незаконной миграции в соответствии со ст. 322.1 УК РФ в числе прочих может быть назначено наказание в виде штрафа, обязательных работ, исправительных работ. При этом, как показывает анализ российской судебной практики за 2010 - 2014 гг., самым распространенным наказанием за организацию незаконной миграции является штраф (58,8%), вторым по частоте применения выступает лишение свободы (32%), оставшаяся доля примерно в равных частях приходится на обязательные и исправительные работы; максимальный срок наказания в виде лишения свободы не превышает трех лет, причем реальные сроки лишения свободы суды назначают в единичных случаях <6>. В то же время согласно ст. 371.1 Уголовного кодекса Республики Беларусь 1999 г. подобной альтернативы в выборе наказаний за организацию незаконной миграции не предусмотрено, законодатель указал на возможность применения только трех видов наказания - ареста, ограничения свободы, лишения свободы (с конфискацией имущества или без таковой). Кроме того, ст. 371.1 УК РБ предусмотрена уголовная ответственность не только за организацию, но и за содействие незаконной миграции, а также за руководство соответствующей деятельностью, в то время как в УК РФ предусмотрено наказание лишь за организацию незаконной миграции.
Статья: Актуальные проблемы назначения уголовного наказания в судебной практике. Размышления о проектах Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" и "О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации"
(Калиновский К.Б., Рахманова Е.Н.)
("Российский судья", 2016, N 4)При назначении исправительных работ по совокупности преступлений, за каждое из которых назначаются исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний возник вопрос о том, как определить размер удержаний, если за разные преступления назначены исправительные работы разного срока и с разным процентом удержаний. Достаточно очевидно, что сложению подлежат только сроки исправительных работ, а проценты удержаний не складываются. Размер же удержаний нужно определять исходя из той величины удержаний за конкретное преступление, входящее в совокупность, которая определена при назначении наибольшего срока исправительных работ (даже если величина удержаний за то преступление была наибольшей). Действительно, наказание в виде исправительных работ сочетает в себе два признака - срок и размер удержаний; уголовный закон, что видно из ч. 4 ст. 50 УК РФ, исходит из того, что срок исправительных работ является основным признаком, который учитывается при замене этого вида наказания другим видом, а размер удержаний является дополнительным признаком, который при замене этого наказания не учитывается.
(Калиновский К.Б., Рахманова Е.Н.)
("Российский судья", 2016, N 4)При назначении исправительных работ по совокупности преступлений, за каждое из которых назначаются исправительные работы, при применении принципа полного или частичного сложения наказаний возник вопрос о том, как определить размер удержаний, если за разные преступления назначены исправительные работы разного срока и с разным процентом удержаний. Достаточно очевидно, что сложению подлежат только сроки исправительных работ, а проценты удержаний не складываются. Размер же удержаний нужно определять исходя из той величины удержаний за конкретное преступление, входящее в совокупность, которая определена при назначении наибольшего срока исправительных работ (даже если величина удержаний за то преступление была наибольшей). Действительно, наказание в виде исправительных работ сочетает в себе два признака - срок и размер удержаний; уголовный закон, что видно из ч. 4 ст. 50 УК РФ, исходит из того, что срок исправительных работ является основным признаком, который учитывается при замене этого вида наказания другим видом, а размер удержаний является дополнительным признаком, который при замене этого наказания не учитывается.
"Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник"
(отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев)
("КОНТРАКТ", 2017)Принудительные работы применяется судом в следующих случаях: когда предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части УК как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые; при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы; в порядке замены лишения свободы, назначенного на срок не более пяти лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.
(отв. ред. Ю.В. Грачева, А.И. Чучаев)
("КОНТРАКТ", 2017)Принудительные работы применяется судом в следующих случаях: когда предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части УК как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые; при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы; в порядке замены лишения свободы, назначенного на срок не более пяти лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.
Статья: Прогрессивная система исполнения и отбывания исправительных работ
(Горбань Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 4)<2> См., например: Петрова А.И. Проблемы назначения и отбывания наказания в виде исправительных работ в отношении иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. 2012. N 2.
(Горбань Д.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2016, N 4)<2> См., например: Петрова А.И. Проблемы назначения и отбывания наказания в виде исправительных работ в отношении иностранных граждан // Актуальные проблемы российского права. 2012. N 2.
Статья: Правовые и процессуальные проблемы производства дознания по уголовным делам о незаконном пересечении государственной границы
(Пичугин Д.Г.)
("Российский следователь", 2008, N 11)В связи с этим, полагаем, есть необходимость внести изменения в санкцию ч. 1 ст. 322 УК РФ, предусмотрев в дополнение к имеющимся наказание в виде исправительных работ. При назначении данного вида наказания, на наш взгляд, государство сможет себе вернуть часть расходов, связанных с производством дознания и судебного разбирательства. Кроме того, иностранные граждане уже будут знать, что за нарушение Государственной границы Российской Федерации они могут долго не увидеть своих родных и близких, что, безусловно окажет положительное влияние на криминогенную обстановку в приграничной полосе.
(Пичугин Д.Г.)
("Российский следователь", 2008, N 11)В связи с этим, полагаем, есть необходимость внести изменения в санкцию ч. 1 ст. 322 УК РФ, предусмотрев в дополнение к имеющимся наказание в виде исправительных работ. При назначении данного вида наказания, на наш взгляд, государство сможет себе вернуть часть расходов, связанных с производством дознания и судебного разбирательства. Кроме того, иностранные граждане уже будут знать, что за нарушение Государственной границы Российской Федерации они могут долго не увидеть своих родных и близких, что, безусловно окажет положительное влияние на криминогенную обстановку в приграничной полосе.
Статья: Применение специальных правил назначения наказания по статьям 62, 63.1, 65 - 68 УК РФ к несовершеннолетним и иным лицам, в отношении которых назначение максимального наказания, установленного санкцией, запрещено законом
(Севастьянов А.П.)
("Современное право", 2012, N 1)Действительно, некоторые виды наказаний вообще не могут быть применены к отдельным категориям лиц. Так, исправительные работы назначаются только осужденным, не имеющим основного места работы; ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Подобные ограничения установлены применительно к аресту и обязательным работам. При этом указанные виды наказаний нередко являются наиболее строгими из имеющихся в санкции статьи Особенной части УК РФ (в частности, арест - наиболее строгое наказание в 46 санкциях). Разумеется, на сегодняшний день арест вообще не может быть применен ни к одному лицу, поскольку соответствующие положения не введены в действие, и это наказание как бы не существует. Однако не следует забывать, что в тех случаях, когда максимальным наказанием в санкции является, например, наказание в виде ограничения свободы, проблема действия норм об обязательном смягчении или ужесточении наказания в тех случаях, когда максимальное наказание за соответствующее преступление вообще не может быть назначено виновному, возникает уже в настоящее время, а с началом применения ареста эта проблема встанет еще более остро.
(Севастьянов А.П.)
("Современное право", 2012, N 1)Действительно, некоторые виды наказаний вообще не могут быть применены к отдельным категориям лиц. Так, исправительные работы назначаются только осужденным, не имеющим основного места работы; ограничение свободы не назначается военнослужащим, иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также лицам, не имеющим места постоянного проживания на территории Российской Федерации. Подобные ограничения установлены применительно к аресту и обязательным работам. При этом указанные виды наказаний нередко являются наиболее строгими из имеющихся в санкции статьи Особенной части УК РФ (в частности, арест - наиболее строгое наказание в 46 санкциях). Разумеется, на сегодняшний день арест вообще не может быть применен ни к одному лицу, поскольку соответствующие положения не введены в действие, и это наказание как бы не существует. Однако не следует забывать, что в тех случаях, когда максимальным наказанием в санкции является, например, наказание в виде ограничения свободы, проблема действия норм об обязательном смягчении или ужесточении наказания в тех случаях, когда максимальное наказание за соответствующее преступление вообще не может быть назначено виновному, возникает уже в настоящее время, а с началом применения ареста эта проблема встанет еще более остро.
Статья: Арест и суд, и тюрьма для иностранцев в России
(Бедарева А.)
("Трудовое право", 2020, N 3)Уголовный кодекс РФ не содержит запрета на назначение исправительных работ иностранным гражданам, в отличие, например, от ограничения свободы, которое не может быть назначено в соответствии со ст. 53 УК РФ данной категории лиц. По изученным нами данным суды назначают иностранным гражданам исправительные работы в 22% случаев. Каких-либо особенностей назначения наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает.
(Бедарева А.)
("Трудовое право", 2020, N 3)Уголовный кодекс РФ не содержит запрета на назначение исправительных работ иностранным гражданам, в отличие, например, от ограничения свободы, которое не может быть назначено в соответствии со ст. 53 УК РФ данной категории лиц. По изученным нами данным суды назначают иностранным гражданам исправительные работы в 22% случаев. Каких-либо особенностей назначения наказания в виде исправительных работ иностранным гражданам ни уголовное, ни уголовно-исполнительное законодательство не предусматривает.
"Криминализация и декриминализация как формы преобразования уголовного законодательства: Монография"
(И.С. Власов, Н.А. Голованова, А.А. Гравина и др.)
(отв. ред. В.П. Кашепов)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2018)С учетом прогрессивного характера уголовного наказания в виде выдворения за пределы Республики Казахстан в науке казахстанского уголовного права тем не менее поднимаются различные проблемные аспекты его немедленного исполнения. В этой части обращается внимание на затруднения в назначении иностранным гражданам и лицам без гражданства многих видов основных наказаний, закрепленных в санкциях соответствующих статей Особенной части: штрафа и исправительных работ в силу отсутствия у них постоянных места жительства и работы; ограничения свободы - в связи с невозможностью установления над ними пробационного контроля по месту постоянного проживания (которого, как правило, не имеется); общественных работ беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, мужчинам, в одиночку воспитывающим детей в возрасте до 3 лет, женщинам в возрасте свыше 58 лет, мужчинам в возрасте более 63 лет, инвалидам I и II групп - в силу прямого запрета на это в самом уголовном законе. С учетом озвученных затруднений предлагается, во-первых, изменить характер выдворения за пределы Республики Казахстан, наделив это наказание двойным уголовно-правовым статусом (и основного, и дополнительного вида наказания), и, во-вторых, на основании международных договоров о взаимной правовой помощи проработать вопрос о возможности направления приговоров Республики Казахстан в иностранное государство с одновременным выдворением для исполнения основного наказания <1>.
(И.С. Власов, Н.А. Голованова, А.А. Гравина и др.)
(отв. ред. В.П. Кашепов)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2018)С учетом прогрессивного характера уголовного наказания в виде выдворения за пределы Республики Казахстан в науке казахстанского уголовного права тем не менее поднимаются различные проблемные аспекты его немедленного исполнения. В этой части обращается внимание на затруднения в назначении иностранным гражданам и лицам без гражданства многих видов основных наказаний, закрепленных в санкциях соответствующих статей Особенной части: штрафа и исправительных работ в силу отсутствия у них постоянных места жительства и работы; ограничения свободы - в связи с невозможностью установления над ними пробационного контроля по месту постоянного проживания (которого, как правило, не имеется); общественных работ беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 лет, мужчинам, в одиночку воспитывающим детей в возрасте до 3 лет, женщинам в возрасте свыше 58 лет, мужчинам в возрасте более 63 лет, инвалидам I и II групп - в силу прямого запрета на это в самом уголовном законе. С учетом озвученных затруднений предлагается, во-первых, изменить характер выдворения за пределы Республики Казахстан, наделив это наказание двойным уголовно-правовым статусом (и основного, и дополнительного вида наказания), и, во-вторых, на основании международных договоров о взаимной правовой помощи проработать вопрос о возможности направления приговоров Республики Казахстан в иностранное государство с одновременным выдворением для исполнения основного наказания <1>.
Статья: Индивидуализация наказания в виде исправительных работ
(Арзамасцев М.)
("Уголовное право", 2012, N 6)Анализируя вопросы исполнения наказания в виде исправительных работ, некоторые авторы считают нецелесообразным назначение данного вида наказания иностранным гражданам и лицам без гражданства <21>. Конечно, данная проблема не такая простая. Как уже указывалось, исправительные работы отбываются по основному месту работы или в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Таким образом, при решении вопроса о применимости исправительных работ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо первоначально установить наличие у них права на проживание на территории Российской Федерации.
(Арзамасцев М.)
("Уголовное право", 2012, N 6)Анализируя вопросы исполнения наказания в виде исправительных работ, некоторые авторы считают нецелесообразным назначение данного вида наказания иностранным гражданам и лицам без гражданства <21>. Конечно, данная проблема не такая простая. Как уже указывалось, исправительные работы отбываются по основному месту работы или в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями, но в районе места жительства осужденного. Таким образом, при решении вопроса о применимости исправительных работ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства необходимо первоначально установить наличие у них права на проживание на территории Российской Федерации.