Навязывание услуг банком

Подборка наиболее важных документов по запросу Навязывание услуг банком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 12 "Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Разрешая исковые требования по существу, руководствуясь положениями норм права регулирующих спорные правоотношения, в том числе статьями 421, 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 12, статьи 10, 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку при заключении кредитного договора N от ДД.ММ.ГГГГ, истец добровольно подписала заявление о подключении к Сервис-пакету "Финансовая защита", была ознакомлена с Общими условиями, полностью согласилась и обязалась соблюдать положения Условий, Правил Дистанционного Банковского Обслуживания, Тарифов; изъявила желание оплатить дополнительную услугу, подтвердила, что услуга ей не была навязана Банком. Условия, Тарифы и Правила размещены в режиме свободного доступа во всех офисах Банка и на официальном сайте Банка. Кроме того, при заключении договора истец согласовала условия о содержании услуг, их стоимости, порядке оказания, добровольности услуг, приняла на себя обязательства по исполнению условий договора; предоставление ответчиком услуги сервис-пакет "Финансовая защита". Предоставление услуги и взимание вознаграждения не противоречит действующему законодательству."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Посредническая деятельность банка: правовые проблемы
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 1)
Тем не менее риск признания таких сделок недействительными остается, если банк действует в качестве агента, так как клиент в суде может настаивать на том, что банк, действуя в качестве агента, фактически совершал притворную сделку или же вводил клиента в заблуждение. Кроме того, при определенных ситуациях навязывания банком услуг возникает риск нарушения банковского, антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.
Путеводитель по судебной практике. КредитРоспотребнадзор в письме от 21.04.2015 указал, что добровольно-принудительное страхование при предоставлении потребительского кредита незаконно. Кроме того, Роспотребнадзор разъяснил, что нормы ст. 7 Закона N 353-ФЗ, упоминающие страхование жизни (здоровья) заемщика в пользу кредитора (на практике это могут быть и иные виды страхования) как возможную "сопутствующую" услугу в дополнение к договору потребительского кредита, подразумевают заключение заемщиком договора страхования, в том числе в целях обеспечения исполнения обязательств по договору потребительского кредита, исключительно на добровольных началах (своей волей и в своем интересе). Только при бесспорном и документально подтвержденном соблюдении данного условия возникшее при посредничестве банка-кредитора в силу соответствующего договора правоотношение со страховщиком будет иметь признаки самостоятельной гражданско-правовой сделки и не считаться навязанной банком "услугой", что позволит исключить применение по отношению к ней и к кредитору положений ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Нормативные акты

"Обзор неприемлемых практик и рекомендаций. Информационно-аналитический материал"
(подготовлен Банком России)
2. Навязывание продуктов и услуг в офисах банков с использованием электронных кодов подтверждения (аналогов собственноручной подписи)