Нарушение тишины и спокойствия граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение тишины и спокойствия граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2011 N 46-Г11-19
Об оставлении без изменения решения Самарского областного суда от 04.05.2011, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующей ст. 2.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях в Самарской области".Судом установлено, что объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 2.2 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 г. N 115-ГД, сформулирована четко и выражается в совершении любых действий, содержащих такие обязательные признаки, как совершение их в многоквартирном доме, совершение их в период с 23 до 7 часов, нарушение спокойствия граждан.
Об оставлении без изменения решения Самарского областного суда от 04.05.2011, которым оставлено без удовлетворения заявление о признании недействующей ст. 2.2 Закона Самарской области от 01.11.2007 N 115-ГД "Об административных правонарушениях в Самарской области".Судом установлено, что объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 2.2 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 г. N 115-ГД, сформулирована четко и выражается в совершении любых действий, содержащих такие обязательные признаки, как совершение их в многоквартирном доме, совершение их в период с 23 до 7 часов, нарушение спокойствия граждан.
Подборка судебных решений за 2011 год: Статья 23 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям" Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(О.М. Кабанов)Статья 2.2 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях в Самарской области" о привлечении к административной ответственности за нарушение спокойствия граждан в многоквартирном доме с 23 до 7 часов сформулирована четко и, несмотря на то, что состав административного правонарушения законодатель Самарской области связывает не с определением уровня звукового воздействия, а с нарушением тишины и покоя, поскольку именно это, а не сам по себе сильный шум, громкое звучание музыки и тому подобное приводит к ущемлению прав других лиц на отдых и досуг, не противоречит ст. 23 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", устанавливающим допустимые уровни шума в ночное время.
(О.М. Кабанов)Статья 2.2 Закона Самарской области от 1 ноября 2007 г. N 115-ГД "Об административных правонарушениях в Самарской области" о привлечении к административной ответственности за нарушение спокойствия граждан в многоквартирном доме с 23 до 7 часов сформулирована четко и, несмотря на то, что состав административного правонарушения законодатель Самарской области связывает не с определением уровня звукового воздействия, а с нарушением тишины и покоя, поскольку именно это, а не сам по себе сильный шум, громкое звучание музыки и тому подобное приводит к ущемлению прав других лиц на отдых и досуг, не противоречит ст. 23 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", устанавливающим допустимые уровни шума в ночное время.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая неопределенность и неопределенность права: сравнительный анализ
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)2. Коллизия - характеризуется тем, что "две или более правовые нормы регулируют одно или несколько смежных (родственных) общественных отношений. При этом для коллизии характерно противоречие норм" [12, с. 79 - 88]. Например, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет, что за совершение административных правонарушений, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи, сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность. В то же время законы субъектов РФ об административных правонарушениях не содержат каких-либо исключений для субъектов, обладающих специальным административно-правовым статусом. Это порождает правовую коллизию, которая выражается в применении различных видов юридической ответственности к государственным служащим, совершившим однородные административные правонарушения. Так, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), сотрудник органов внутренних дел будет нести дисциплинарную ответственность, а, например, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 1.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" <1> (нарушение тишины и спокойствия граждан) - административную, на общих основаниях.
(Степаненко Ю.В., Журавлев В.В.)
("Современный юрист", 2025, N 3)2. Коллизия - характеризуется тем, что "две или более правовые нормы регулируют одно или несколько смежных (родственных) общественных отношений. При этом для коллизии характерно противоречие норм" [12, с. 79 - 88]. Например, статья 2.5 КоАП РФ закрепляет, что за совершение административных правонарушений, за исключением предусмотренных частью 2 указанной статьи, сотрудники органов внутренних дел несут дисциплинарную ответственность. В то же время законы субъектов РФ об административных правонарушениях не содержат каких-либо исключений для субъектов, обладающих специальным административно-правовым статусом. Это порождает правовую коллизию, которая выражается в применении различных видов юридической ответственности к государственным служащим, совершившим однородные административные правонарушения. Так, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство), сотрудник органов внутренних дел будет нести дисциплинарную ответственность, а, например, за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 1.1 Закона Красноярского края от 02.10.2008 N 7-2161 "Об административных правонарушениях" <1> (нарушение тишины и спокойствия граждан) - административную, на общих основаниях.
Статья: Хулиганство, совершенное с применением огнестрельного оружия
(Тюнин В.И.)
("Уголовное право", 2023, N 2)В схожей ситуации Люберецким городским судом Московской области по п. "а" ч. 1 ст. 213 УК РФ осужден К.Р.С., который в присутствии посторонних лиц, "действуя умышленно, из хулиганских побуждений, осознавая, что находится в общественном месте и своими действиями грубо нарушает общественный порядок, общепринятые нормы морали и правила поведения, пренебрегая общественными интересами, нарушая тишину и спокойствие граждан, произвел несколько выстрелов в лесопосадке из охолощенного автомата "АКМ" модели ВПО-925 N ИТ 8019 кал. 7,62 мм, используемого в качестве оружия... тем самым вызвав у них чувство страха и беспокойства" <7>.
(Тюнин В.И.)
("Уголовное право", 2023, N 2)В схожей ситуации Люберецким городским судом Московской области по п. "а" ч. 1 ст. 213 УК РФ осужден К.Р.С., который в присутствии посторонних лиц, "действуя умышленно, из хулиганских побуждений, осознавая, что находится в общественном месте и своими действиями грубо нарушает общественный порядок, общепринятые нормы морали и правила поведения, пренебрегая общественными интересами, нарушая тишину и спокойствие граждан, произвел несколько выстрелов в лесопосадке из охолощенного автомата "АКМ" модели ВПО-925 N ИТ 8019 кал. 7,62 мм, используемого в качестве оружия... тем самым вызвав у них чувство страха и беспокойства" <7>.
Нормативные акты
"МУК 4.3.3722-21. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях. Методические указания"
(утв. Роспотребнадзором 27.12.2021)- поведением граждан, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (например, работа бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры, размещенной в жилых квартирах; игра гражданами на музыкальных инструментах в жилых квартирах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых и ремонтно-строительных работ; проведение гражданами ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика), если это не связано с предпринимательской деятельностью;
(утв. Роспотребнадзором 27.12.2021)- поведением граждан, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (например, работа бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры, размещенной в жилых квартирах; игра гражданами на музыкальных инструментах в жилых квартирах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых и ремонтно-строительных работ; проведение гражданами ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика), если это не связано с предпринимательской деятельностью;
Решение Совета депутатов муниципального образования Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 30.09.2019 N 40
"Об утверждении Правил благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области"7.1.13. При проведении работ по благоустройству территории не допускается нарушать тишину и спокойствие граждан в период, установленный действующим законодательством и нормативным правовым актом Морозовского городского поселения.
"Об утверждении Правил благоустройства, содержания и обеспечения санитарного состояния территории муниципального образования "Морозовское городское поселение Всеволожского муниципального района Ленинградской области"7.1.13. При проведении работ по благоустройству территории не допускается нарушать тишину и спокойствие граждан в период, установленный действующим законодательством и нормативным правовым актом Морозовского городского поселения.
"Права и обязанности граждан - собственников жилых помещений в многоквартирных домах: Учебное пособие"
(Кириченко О.В., Накушнова Е.В.)
("Юстицинформ", 2019)Так, распространенным нарушением прав и законных интересов соседей является несоблюдение правил содержания животных в жилых помещениях. Многочисленные нормативно-правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровне <182>, устанавливают требования к содержанию домашних животных, которые должны соблюдаться в т.ч. нанимателями и проживающими с ними гражданами. Владельцы домашних животных должны обеспечивать безопасность граждан от физического воздействия домашних животных, спокойствие и тишину в ночное время суток, соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания животных, не допускать загрязнения животными жилых помещений и мест общего пользования в домах. Не разрешается держать животных в местах общего пользования: коридорах, лестничных площадках, чердаках, подвалах, а также на балконах и лоджиях. В жилом помещении разрешается содержать животных только при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии). На наш взгляд, в договоре коммерческого найма сторонам необходимо оговорить условие о возможности содержания животных в жилом помещении.
(Кириченко О.В., Накушнова Е.В.)
("Юстицинформ", 2019)Так, распространенным нарушением прав и законных интересов соседей является несоблюдение правил содержания животных в жилых помещениях. Многочисленные нормативно-правовые акты, принимаемые на федеральном и региональном уровне <182>, устанавливают требования к содержанию домашних животных, которые должны соблюдаться в т.ч. нанимателями и проживающими с ними гражданами. Владельцы домашних животных должны обеспечивать безопасность граждан от физического воздействия домашних животных, спокойствие и тишину в ночное время суток, соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания животных, не допускать загрязнения животными жилых помещений и мест общего пользования в домах. Не разрешается держать животных в местах общего пользования: коридорах, лестничных площадках, чердаках, подвалах, а также на балконах и лоджиях. В жилом помещении разрешается содержать животных только при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии). На наш взгляд, в договоре коммерческого найма сторонам необходимо оговорить условие о возможности содержания животных в жилом помещении.
"Комментарий к Федеральному закону "О потребительском кредите (займе)": Научно-практический"
(постатейный)
(Иванов О.М., Щербакова М.А.)
("Статут", 2014)<1> В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ, определяющей полномочия субъектов РФ в области административного законодательства, во многих регионах Российской Федерации установлена ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан.
(постатейный)
(Иванов О.М., Щербакова М.А.)
("Статут", 2014)<1> В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ, определяющей полномочия субъектов РФ в области административного законодательства, во многих регионах Российской Федерации установлена ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан.
Статья: Расторжение договора коммерческого найма жилого помещения по требованию одной из сторон
(Кириченко О.В.)
("Современное право", 2013, N 11)Так, нарушением прав и законных интересов соседей является несоблюдение правил содержания животных в жилых помещениях. Многочисленные нормативные правовые акты, принимаемые на региональном уровне, например решение Собрания депутатов городского округа "Город Волжск" от 21.05.2009 N 525 "Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории городского округа "Город Волжск", Постановление главы городского округа Отрадный Самарской области от 19.10.2005 N 1048 "О принятии порядка содержания домашних животных на территории городского округа Отрадный Самарской области", решение Думы г. Костромы от 15.07.1999 N 109 "О правилах содержания собак и кошек в г. Кострома", устанавливают требования к содержанию домашних животных, которые должны соблюдаться в том числе нанимателями и проживающими с ними гражданами. Владельцы домашних животных должны обеспечивать безопасность граждан от физического воздействия домашних животных, спокойствие и тишину в ночное время суток, соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания животных, не допускать загрязнения животными жилых помещений и мест общего пользования в домах. Не разрешается держать животных в местах общего пользования: в коридорах, на лестничных площадках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях. В жилом помещении разрешается содержать животных только при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии) [1, с. 4 - 5]. На наш взгляд, в договоре коммерческого найма сторонам необходимо оговорить условие о возможности содержания животных в жилом помещении.
(Кириченко О.В.)
("Современное право", 2013, N 11)Так, нарушением прав и законных интересов соседей является несоблюдение правил содержания животных в жилых помещениях. Многочисленные нормативные правовые акты, принимаемые на региональном уровне, например решение Собрания депутатов городского округа "Город Волжск" от 21.05.2009 N 525 "Об утверждении Правил содержания домашних животных на территории городского округа "Город Волжск", Постановление главы городского округа Отрадный Самарской области от 19.10.2005 N 1048 "О принятии порядка содержания домашних животных на территории городского округа Отрадный Самарской области", решение Думы г. Костромы от 15.07.1999 N 109 "О правилах содержания собак и кошек в г. Кострома", устанавливают требования к содержанию домашних животных, которые должны соблюдаться в том числе нанимателями и проживающими с ними гражданами. Владельцы домашних животных должны обеспечивать безопасность граждан от физического воздействия домашних животных, спокойствие и тишину в ночное время суток, соблюдать требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические и ветеринарные правила содержания животных, не допускать загрязнения животными жилых помещений и мест общего пользования в домах. Не разрешается держать животных в местах общего пользования: в коридорах, на лестничных площадках, чердаках, в подвалах, а также на балконах и лоджиях. В жилом помещении разрешается содержать животных только при отсутствии у соседей медицинских противопоказаний (аллергии) [1, с. 4 - 5]. На наш взгляд, в договоре коммерческого найма сторонам необходимо оговорить условие о возможности содержания животных в жилом помещении.
Вопрос: Существуют ли нормативные документы, регламентирующие максимальную продолжительность ремонта (с применением шумных механизмов) в жилом секторе?
("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 3)Тем не менее в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ (устанавливающей права субъектов РФ в области административного законодательства) во многих регионах РФ приняты законы, предусматривающие ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан.
("ЭЖ Вопрос-Ответ", 2007, N 3)Тем не менее в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ (устанавливающей права субъектов РФ в области административного законодательства) во многих регионах РФ приняты законы, предусматривающие ответственность за нарушение тишины и спокойствия граждан.
Статья: О современных подходах к пониманию административного права: право публичного управления или право публичного благополучия
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2017, N 3)2) административные внешние публично-обеспечительные отношения, возникающие между физическими лицами и (или) организациями, между организациями по поводу непринудительного обеспечения соблюдения правил проведения массовых публичных мероприятий, требований различных видов безопасности, в т.ч. безопасности дорожного движения, требований, ограничений и запретов, действующих в сфере публичного общения (например, запрета на курение, распитие спиртных напитков, нарушение режима тишины и спокойствия в определенное время и т.п.), например, отношения между гражданами в общественных местах по поводу соблюдения запрета на курение, отношения между участниками дорожного движения в процессе этого движения, отношения между организациями: арендатором и арендодателем здания (помещения) по поводу обеспечения соблюдения в этом здании (помещении) требований пожарной безопасности.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2017, N 3)2) административные внешние публично-обеспечительные отношения, возникающие между физическими лицами и (или) организациями, между организациями по поводу непринудительного обеспечения соблюдения правил проведения массовых публичных мероприятий, требований различных видов безопасности, в т.ч. безопасности дорожного движения, требований, ограничений и запретов, действующих в сфере публичного общения (например, запрета на курение, распитие спиртных напитков, нарушение режима тишины и спокойствия в определенное время и т.п.), например, отношения между гражданами в общественных местах по поводу соблюдения запрета на курение, отношения между участниками дорожного движения в процессе этого движения, отношения между организациями: арендатором и арендодателем здания (помещения) по поводу обеспечения соблюдения в этом здании (помещении) требований пожарной безопасности.
"Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (по материалам Северо-Западного федерального округа): Монография"
(Васильева Я.В.)
("Юриспруденция", 2018)Кроме того, больше всего правонарушений совершается по статьям: 6 "Нарушение тишины и спокойствия граждан", 6.1 "Семейно-бытовое дебоширство" и 2 "Нарушение правил благоустройства населенных пунктов". За 2015 год по данным статьям рассмотрено 4 400, 171 и 2 788 дел соответственно (за 2014 год - 4 205, 2 414 и 2 238). Указанные сведения ниже показателей 2013 года: 5 206 дел (статья 6), 2 930 дел (статья 6.1). В 2013 году значительно возросло количество дел по статье 2 "Нарушение правил благоустройства населенных пунктов", относительно 2012 года число таких дел увеличилось на 1 298 (35,4%) и составило 3 668 дел.
(Васильева Я.В.)
("Юриспруденция", 2018)Кроме того, больше всего правонарушений совершается по статьям: 6 "Нарушение тишины и спокойствия граждан", 6.1 "Семейно-бытовое дебоширство" и 2 "Нарушение правил благоустройства населенных пунктов". За 2015 год по данным статьям рассмотрено 4 400, 171 и 2 788 дел соответственно (за 2014 год - 4 205, 2 414 и 2 238). Указанные сведения ниже показателей 2013 года: 5 206 дел (статья 6), 2 930 дел (статья 6.1). В 2013 году значительно возросло количество дел по статье 2 "Нарушение правил благоустройства населенных пунктов", относительно 2012 года число таких дел увеличилось на 1 298 (35,4%) и составило 3 668 дел.
Статья: Современное административное право России: опыт системно-правовой характеристики
(Кононов П.И.)
("Российский юридический журнал", 2018, N 1)2) административные внешние охранительно-обеспечительные отношения, возникающие между физическими лицами и (или) организациями, между организациями в сфере их внешнего публичного взаимодействия по поводу непублично-властного обеспечения исполнения и соблюдения правил проведения массовых публичных мероприятий, требований безопасности, в том числе безопасности дорожного движения, требований, ограничений и запретов, действующих в сфере публичного общения, в частности запрета на курение, распитие спиртных напитков, нарушение режима тишины и спокойствия в определенное время и т.п. (например, отношения между гражданами в общественных местах по поводу соблюдения запрета на курение; отношения между участниками дорожного движения в процессе этого движения; отношения между организациями по поводу соблюдения правил благоустройства на определенной территории; отношения между организацией-заказчиком и организацией-подрядчиком по поводу обеспечения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства и т.п.).
(Кононов П.И.)
("Российский юридический журнал", 2018, N 1)2) административные внешние охранительно-обеспечительные отношения, возникающие между физическими лицами и (или) организациями, между организациями в сфере их внешнего публичного взаимодействия по поводу непублично-властного обеспечения исполнения и соблюдения правил проведения массовых публичных мероприятий, требований безопасности, в том числе безопасности дорожного движения, требований, ограничений и запретов, действующих в сфере публичного общения, в частности запрета на курение, распитие спиртных напитков, нарушение режима тишины и спокойствия в определенное время и т.п. (например, отношения между гражданами в общественных местах по поводу соблюдения запрета на курение; отношения между участниками дорожного движения в процессе этого движения; отношения между организациями по поводу соблюдения правил благоустройства на определенной территории; отношения между организацией-заказчиком и организацией-подрядчиком по поводу обеспечения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства и т.п.).
Статья: Квалификация действий лица, нарушающего спокойствие и тишину граждан в квартирах и других помещениях, не подпадающих под общественное место
(Дерюга А.Н.)
("Российский следователь", 2010, N 3)Оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений является одной из главных задач политики государства. В связи с этим серьезную озабоченность вызывают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, к числу которых можно отнести многочисленные нарушения спокойствия и тишины граждан, находящихся в жилых домах или общежитиях.
(Дерюга А.Н.)
("Российский следователь", 2010, N 3)Оздоровление социальной среды и предупреждение правонарушений является одной из главных задач политики государства. В связи с этим серьезную озабоченность вызывают административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, к числу которых можно отнести многочисленные нарушения спокойствия и тишины граждан, находящихся в жилых домах или общежитиях.
Статья: Компетенция полиции в сфере реализации законодательства об административных правонарушениях
(Куракин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2013, N 6)По законам об административной ответственности, принятым в субъектах РФ, сотрудниками органов внутренних дел выявлено 1405649 правонарушений (+3,6% к АППГ), из них: общественного порядка - 563,1 тыс. (+2,4%), связанных с несанкционированной торговлей - 171,4 тыс. (+1,5%), нарушением покоя и спокойствия граждан в ночное время - 201,8 тыс. (+4,2%), изготовлением и сбытом спиртных напитков домашней выработки (самогоноварение) - 44 тыс. (+9,5%). В рамках реализации Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ пресечено 119,2 тыс. фактов нарушений ограничений, установленных в отношении несовершеннолетних, из которых 104,1 тыс. совершены родителями либо законными представителями несовершеннолетних, 867 - юридическими лицами.
(Куракин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2013, N 6)По законам об административной ответственности, принятым в субъектах РФ, сотрудниками органов внутренних дел выявлено 1405649 правонарушений (+3,6% к АППГ), из них: общественного порядка - 563,1 тыс. (+2,4%), связанных с несанкционированной торговлей - 171,4 тыс. (+1,5%), нарушением покоя и спокойствия граждан в ночное время - 201,8 тыс. (+4,2%), изготовлением и сбытом спиртных напитков домашней выработки (самогоноварение) - 44 тыс. (+9,5%). В рамках реализации Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ пресечено 119,2 тыс. фактов нарушений ограничений, установленных в отношении несовершеннолетних, из которых 104,1 тыс. совершены родителями либо законными представителями несовершеннолетних, 867 - юридическими лицами.
"Оценочные признаки в Уголовном кодексе Российской Федерации: научное и судебное толкование: Научно-практическое пособие"
(под ред. А.В. Галаховой)
("Норма", 2014)В судебной практике грубым нарушением общественного порядка признаются такие действия, которые совершаются в общественных местах и сопряжены с нарушением покоя граждан, со срывом массовых мероприятий, нарушением работы транспорта, общественного спокойствия в течение продолжительного периода и т.п. (Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 4 / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. С. 300 (автор - В.С. Комиссаров)).
(под ред. А.В. Галаховой)
("Норма", 2014)В судебной практике грубым нарушением общественного порядка признаются такие действия, которые совершаются в общественных местах и сопряжены с нарушением покоя граждан, со срывом массовых мероприятий, нарушением работы транспорта, общественного спокойствия в течение продолжительного периода и т.п. (Курс уголовного права. Особенная часть. Т. 4 / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова. М., 2002. С. 300 (автор - В.С. Комиссаров)).