Нарушение сроков передачи товара потребителю
Подборка наиболее важных документов по запросу Нарушение сроков передачи товара потребителю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 23.1 "Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю" Закона РФ "О защите прав потребителей"СТАТЬЯ 23.1 "ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ ПРОДАВЦОМ СРОКА
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 23.1 "Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю" Закона РФ "О защите прав потребителей""С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав на то, что реализация потребителем прав, предусмотренных статьей 23.1 Закона о защите прав потребителей, возможна лишь в случаях, когда продавец нарушает сроки передачи товара потребителю и не возвращает предварительно оплаченную стоимость товара."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как юридическое лицо может продать автомобиль физическому лицу
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что, если покупатель приобретает автомобиль для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и вы включаете в договор обязанность потребителя предварительно оплатить товар, такой договор обязательно должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (п. 1 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю может повлечь последствия, предусмотренные в п. п. 2, 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей.
(КонсультантПлюс, 2025)Однако учтите, что, если покупатель приобретает автомобиль для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и вы включаете в договор обязанность потребителя предварительно оплатить товар, такой договор обязательно должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю (п. 1 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей). Кроме того, нарушение продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю может повлечь последствия, предусмотренные в п. п. 2, 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей.
Статья: Бремя доказывания
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приведенные требования не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 5 той же статьи).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Приведенные требования не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 5 той же статьи).
Нормативные акты
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
(ред. от 07.07.2025)
"О защите прав потребителей"Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Пунктом 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2017)Пунктом 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей предусмотрено, что в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5 процента суммы предварительной оплаты товара. Неустойка (пени) взыскивается со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Статья: Дистанционный способ продажи товаров в аспекте защиты прав потребителей
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)К числу опорных элементов в механизме защиты прав потребителей можно отнести достаточно детальную регламентацию порядка, формы и способов оплаты товара. Применительно к способу и форме оплаты товаров законодатель ясно выразил свою позицию в положениях ст. 16 и 16.1 Закона о защите прав потребителей, закрепляя в числе недопустимых условий договора, запретов и обязанностей, налагаемых на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), неприемлемость лишения потребителя права на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг). Касательно же самого момента оплаты, действует лишь общее правило ГК РФ об оплате товара покупателем непосредственно до или после передачи его продавцом, если иное не установлено законом или договором. Такие нормативно допустимые отступления позволяют продавцам-участникам дистанционной продажи безальтернативно навязывать покупателям предварительную оплату товаров. Тем самым покупатель, принимая во внимание невозможность участия в согласовании условий договора, лишен вариативности исполнения своей основной обязанности, в том числе посредством наличной формы расчетов, как это предполагается ст. 16.1 указанного Закона. Однако, как показывает практика, нередки случаи задержки доставки товара, последующего отказа продавца от исполнения договора в связи с отсутствием товара на складе, нежелания продавца передавать товары, приобретенные покупателем со значительной скидкой, а в некоторых ситуациях и вовсе - поиска несуществующего продавца. Нормы ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю применительно к дистанционному формату торговли нельзя признать эффективными (по крайней мере на данном этапе, при отсутствии единых и контролируемых платформ по онлайн-урегулированию претензий). Отсутствие личного взаимодействия определенным образом сказывается на предъявлении соответствующих требований. Покупатели периодически сталкиваются с трудностями по возврату денежных средств, они лишены возможности незамедлительно перезаказать товар, учитывая, что даже при благоприятном исходе процедура перевода денежных средств занимает определенное (а иной раз и длительное) время. К сожалению, такого рода случаи не единичны в судебной практике <12>. Полагаем, во избежание подобных конфликтов и принимая во внимание масштабность поставленной проблемы, в качестве дополнительных гарантий для потребителя можно настаивать на усилении мер ответственности за такие нарушения, например посредством закрепления фиксированных штрафов в пользу потребителя или иным подобным образом.
(Крюкова Е.С.)
("Гражданское право", 2023, N 1)К числу опорных элементов в механизме защиты прав потребителей можно отнести достаточно детальную регламентацию порядка, формы и способов оплаты товара. Применительно к способу и форме оплаты товаров законодатель ясно выразил свою позицию в положениях ст. 16 и 16.1 Закона о защите прав потребителей, закрепляя в числе недопустимых условий договора, запретов и обязанностей, налагаемых на продавца (исполнителя, владельца агрегатора), неприемлемость лишения потребителя права на выбор способа и формы оплаты товаров (работ, услуг). Касательно же самого момента оплаты, действует лишь общее правило ГК РФ об оплате товара покупателем непосредственно до или после передачи его продавцом, если иное не установлено законом или договором. Такие нормативно допустимые отступления позволяют продавцам-участникам дистанционной продажи безальтернативно навязывать покупателям предварительную оплату товаров. Тем самым покупатель, принимая во внимание невозможность участия в согласовании условий договора, лишен вариативности исполнения своей основной обязанности, в том числе посредством наличной формы расчетов, как это предполагается ст. 16.1 указанного Закона. Однако, как показывает практика, нередки случаи задержки доставки товара, последующего отказа продавца от исполнения договора в связи с отсутствием товара на складе, нежелания продавца передавать товары, приобретенные покупателем со значительной скидкой, а в некоторых ситуациях и вовсе - поиска несуществующего продавца. Нормы ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю применительно к дистанционному формату торговли нельзя признать эффективными (по крайней мере на данном этапе, при отсутствии единых и контролируемых платформ по онлайн-урегулированию претензий). Отсутствие личного взаимодействия определенным образом сказывается на предъявлении соответствующих требований. Покупатели периодически сталкиваются с трудностями по возврату денежных средств, они лишены возможности незамедлительно перезаказать товар, учитывая, что даже при благоприятном исходе процедура перевода денежных средств занимает определенное (а иной раз и длительное) время. К сожалению, такого рода случаи не единичны в судебной практике <12>. Полагаем, во избежание подобных конфликтов и принимая во внимание масштабность поставленной проблемы, в качестве дополнительных гарантий для потребителя можно настаивать на усилении мер ответственности за такие нарушения, например посредством закрепления фиксированных штрафов в пользу потребителя или иным подобным образом.
Готовое решение: Особенности взыскания неустойки по договору купли-продажи (поставки)
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка не может превышать сумму предварительной оплаты товара, если потребитель ее взыскивает в связи с тем, что продавец нарушил срок передачи товара (п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей). В этом случае неустойка не превысит стоимость товара.
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка не может превышать сумму предварительной оплаты товара, если потребитель ее взыскивает в связи с тем, что продавец нарушил срок передачи товара (п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей). В этом случае неустойка не превысит стоимость товара.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за ноябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель может прибегнуть к средствам защиты, предусмотренным ст. 23 п. 2 Закона о защите прав потребителей, если только продавец не докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 1)Если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель может прибегнуть к средствам защиты, предусмотренным ст. 23 п. 2 Закона о защите прав потребителей, если только продавец не докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Готовое решение: Потребитель требует с вас неустойку. В каком размере ее придется уплатить
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка рассчитывается по ставке 0,5%, если вы нарушили установленный договором срок передачи потребителю предварительно оплаченного товара (п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей).
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка рассчитывается по ставке 0,5%, если вы нарушили установленный договором срок передачи потребителю предварительно оплаченного товара (п. 3 ст. 23.1 Закона о защите прав потребителей).