Направление протокола об административном правонарушении по почте
Подборка наиболее важных документов по запросу Направление протокола об административном правонарушении по почте (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 13 "Уведомление о проведении собрания кредиторов" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Как указано в протоколе об административном правонарушении, должностным лицом Управления 16.06.2023 на указанный в сообщении адрес электронной почты направлен запрос о предоставлении материалов и документов по повестке собрания, назначенного на 19.06.2023.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Надлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается надлежащим извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленное по электронной почте, если отсутствуют сведения о получении данного уведомления адресатом
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается надлежащим извещение о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, направленное по электронной почте, если отсутствуют сведения о получении данного уведомления адресатом
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Совет директоров (наблюдательный совет) и исполнительные органы акционерного обществаСудами установлено, что уведомление от 20.10.2016 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении направлено по юридическому адресу кооператива посредством почтовой связи (заказным письмом и телеграммой).
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 28.2 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что признается надлежащим извещением лица о составлении протокола об административном правонарушении, в том числе если уведомление направлено почтовым отправлением?
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что признается надлежащим извещением лица о составлении протокола об административном правонарушении, в том числе если уведомление направлено почтовым отправлением?
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"24.1. При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
(ред. от 21.12.2017)
"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях"24.1. При решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли место надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит оговорок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении или вручения его адресату непосредственно.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)О месте и времени составления протокола об административном правонарушении Ч. извещалась посредством направления соответствующего уведомления заказным письмом по месту жительства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)О месте и времени составления протокола об административном правонарушении Ч. извещалась посредством направления соответствующего уведомления заказным письмом по месту жительства.
Статья: Некоторые вопросы применения общих положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в практике Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (2019 - 2021 годы)
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Вместе с тем возвращенная административному органу телеграмма с отметкой почтового отделения "телеграмма не доставлена, офис не найден, вывески не найдено" не может являться доказательством надлежащего извещения общества о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении, учитывая причины невручения этой телеграммы, а также то, что указанное извещение не было направлено обществу почтой по адресу регистрации. Не имея оснований, которые позволяли бы считать общество извещенным надлежащим образом о явке на составление протокола об административном правонарушении, административный орган не принял мер для извещения общества иным способом по адресу регистрации.
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2022, N 2)Вместе с тем возвращенная административному органу телеграмма с отметкой почтового отделения "телеграмма не доставлена, офис не найден, вывески не найдено" не может являться доказательством надлежащего извещения общества о необходимости явиться на составление протокола об административном правонарушении, учитывая причины невручения этой телеграммы, а также то, что указанное извещение не было направлено обществу почтой по адресу регистрации. Не имея оснований, которые позволяли бы считать общество извещенным надлежащим образом о явке на составление протокола об административном правонарушении, административный орган не принял мер для извещения общества иным способом по адресу регистрации.
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При отсутствии технической возможности протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении к административной ответственности направляются в суд по почте либо вручаются уполномоченным сотрудникам суда под расписку.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При отсутствии технической возможности протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении с заявлением о привлечении к административной ответственности направляются в суд по почте либо вручаются уполномоченным сотрудникам суда под расписку.
Готовое решение: Что нужно знать о порядке возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении, если его заводят против вас
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые способы могут использовать, только если вы заранее дали согласие. Это касается направления извещений СМС-сообщениями, по электронной почте, через порталы госуслуг. Согласие получать извещения через портал госуслуг дается на нем. Согласие получать извещения СМС-сообщениями, по электронной почте может быть выражено в специальном заявлении о согласии или в протоколе об административном правонарушении (ином протоколе, ходатайстве, жалобе, протесте) путем указания номера мобильного телефона или адреса электронной почты (п. п. 10, 11 ч. 6 ст. 24.9, ч. 1, 6 ст. 25.15 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Некоторые способы могут использовать, только если вы заранее дали согласие. Это касается направления извещений СМС-сообщениями, по электронной почте, через порталы госуслуг. Согласие получать извещения через портал госуслуг дается на нем. Согласие получать извещения СМС-сообщениями, по электронной почте может быть выражено в специальном заявлении о согласии или в протоколе об административном правонарушении (ином протоколе, ходатайстве, жалобе, протесте) путем указания номера мобильного телефона или адреса электронной почты (п. п. 10, 11 ч. 6 ст. 24.9, ч. 1, 6 ст. 25.15 КоАП РФ).
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу или его законному представителю, потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней, а также направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу или его законному представителю, потерпевшему по его просьбе, либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней, а также направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех дней.
Ситуация: Каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если нет информации об уплате штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, должностное лицо или судья, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр постановления и в течение десяти суток направляют его судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). Последний, в свою очередь, выносит постановление о возбуждении в отношении должника исполнительного производства о принудительном взыскании штрафа за счет имущества должника и направляет его копию должнику по почте.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если нет информации об уплате штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, должностное лицо или судья, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр постановления и в течение десяти суток направляют его судебному приставу-исполнителю (ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). Последний, в свою очередь, выносит постановление о возбуждении в отношении должника исполнительного производства о принудительном взыскании штрафа за счет имущества должника и направляет его копию должнику по почте.
Статья: Риски расширения цифровой основы применения административной ответственности
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Пункт 3 ч. 2 ст. 24.9 проектируется как норма с отсылкой и предусматривает еще один вариант направления электронных процессуальных документов, при наличии согласия лица, с использованием любых средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручение адресату, в том числе путем отправки СМС-сообщения, направления извещения по электронной почте. Для этого участник производства по делу об административном правонарушении в отдельном заявлении либо протоколе об административном правонарушении, ином протоколе, ходатайстве, жалобе, протесте должен выразить согласие на уведомление его таким способом и указать номер мобильного телефона (адрес электронной почты), на которые хочет получать извещения.
(Анисифорова М.В., Степаненко Ю.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)Пункт 3 ч. 2 ст. 24.9 проектируется как норма с отсылкой и предусматривает еще один вариант направления электронных процессуальных документов, при наличии согласия лица, с использованием любых средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения и его вручение адресату, в том числе путем отправки СМС-сообщения, направления извещения по электронной почте. Для этого участник производства по делу об административном правонарушении в отдельном заявлении либо протоколе об административном правонарушении, ином протоколе, ходатайстве, жалобе, протесте должен выразить согласие на уведомление его таким способом и указать номер мобильного телефона (адрес электронной почты), на которые хочет получать извещения.
Статья: "Кассовые" нововведения заработают с 1 марта 2025 года (комментарий к Законам от 08.08.2024 N 273-ФЗ, от 08.08.2024 N 274-ФЗ, от 08.08.2024 N 284-ФЗ)
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 5)В таких случаях протокол о нарушении не составляют, а постановление по делу об административном правонарушении выносят без участия нарушителя <40>. Экземпляр постановления направят:
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2025, N 5)В таких случаях протокол о нарушении не составляют, а постановление по делу об административном правонарушении выносят без участия нарушителя <40>. Экземпляр постановления направят:
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)В некоторых случаях вопрос о передаче материалов дел об административных правонарушениях на рассмотрение, в том числе в суд общей юрисдикции, регулируется нормативными правовыми актами органов публичной администрации, наделенных административно-деликтными полномочиями. Например, Приказом ФССП России предусмотрено вынесение определения о направлении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности <7>, в утвержденном бланке которого содержатся правила обжалования данного определения в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня получения копии определения, которые противоречат положениям ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку данный вид определений обжалованию не подлежит. Приказом Росприроднадзора утверждена также процессуальная форма направления протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в виде определения, в котором предусмотрены отметка о вручении (направлении по почте), дата, номер заказного письма, уведомления <8>. Приказом Рослесхоза утверждены три процессуальные формы определений: 1) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (приложение N 14); 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (приложение N 19); 3) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия (приложение N 22) <9>, последние два из которых в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ могут быть вынесены по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а первое - на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 и п. 9 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ - в ходе подготовки или рассмотрения дела по существу. При этом в образцах данных определений предусмотрено, что судье или иному органу, получившему материалы дела на рассмотрение, вручается не оригинал, а только копия данного определения, устанавливается порядок направления данного определения заказной корреспонденцией с уведомлением. Ни в одном из утвержденных образцов вышеобозначенных определений, к сожалению, не указана ссылка на ст. 28.8 КоАП РФ, которая непосредственно предусматривает направление протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности. Приказом Казначейства установлены два вида определений: 1) о передаче дела об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида (применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации) (приложение N 25); 2) о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности (приложение N 26) <10>. В каждом из них предусмотрено основание для вынесения по результатам рассмотрения дела согласно п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ. Обратим внимание на то, что на основании данных определений предусмотрена уже передача дела об административном правонарушении, а не протокола об административном правонарушении и других материалов. Кроме того, в утвержденных образцах определений не предусмотрена также ссылка на ст. 28.8 КоАП РФ. Данная ситуация обусловлена тем, что процессуальное решение в виде определения о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено только на стадии подготовки дела к рассмотрению в том случае, если рассмотрение дела не относится к компетенции органа, должностного лица (ст. 29.4 КоАП РФ), или по результатам разрешения дела (п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ). Суды общей юрисдикции, рассматривая дела об административных правонарушениях, применяя положения ст. 29.4 и ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, выносят определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела по подведомственности или подсудности в соответствующий орган, уполномоченный рассматривать дело (п. п. 3 и 4) <11>. В данном случае вполне логично прослеживается разделение на подведомственность и подсудность с учетом особенностей административно-деликтных полномочий органов публичной администрации и судов общей юрисдикции.
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)В некоторых случаях вопрос о передаче материалов дел об административных правонарушениях на рассмотрение, в том числе в суд общей юрисдикции, регулируется нормативными правовыми актами органов публичной администрации, наделенных административно-деликтными полномочиями. Например, Приказом ФССП России предусмотрено вынесение определения о направлении протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности <7>, в утвержденном бланке которого содержатся правила обжалования данного определения в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня получения копии определения, которые противоречат положениям ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку данный вид определений обжалованию не подлежит. Приказом Росприроднадзора утверждена также процессуальная форма направления протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности в виде определения, в котором предусмотрены отметка о вручении (направлении по почте), дата, номер заказного письма, уведомления <8>. Приказом Рослесхоза утверждены три процессуальные формы определений: 1) о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (приложение N 14); 2) о передаче дела на рассмотрение по подведомственности (приложение N 19); 3) о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия (приложение N 22) <9>, последние два из которых в соответствии с п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ могут быть вынесены по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, а первое - на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 и п. 9 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ - в ходе подготовки или рассмотрения дела по существу. При этом в образцах данных определений предусмотрено, что судье или иному органу, получившему материалы дела на рассмотрение, вручается не оригинал, а только копия данного определения, устанавливается порядок направления данного определения заказной корреспонденцией с уведомлением. Ни в одном из утвержденных образцов вышеобозначенных определений, к сожалению, не указана ссылка на ст. 28.8 КоАП РФ, которая непосредственно предусматривает направление протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности. Приказом Казначейства установлены два вида определений: 1) о передаче дела об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида (применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации) (приложение N 25); 2) о передаче дела об административном правонарушении по подведомственности (приложение N 26) <10>. В каждом из них предусмотрено основание для вынесения по результатам рассмотрения дела согласно п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ. Обратим внимание на то, что на основании данных определений предусмотрена уже передача дела об административном правонарушении, а не протокола об административном правонарушении и других материалов. Кроме того, в утвержденных образцах определений не предусмотрена также ссылка на ст. 28.8 КоАП РФ. Данная ситуация обусловлена тем, что процессуальное решение в виде определения о передаче материалов дела об административном правонарушении на рассмотрение по подведомственности может быть вынесено только на стадии подготовки дела к рассмотрению в том случае, если рассмотрение дела не относится к компетенции органа, должностного лица (ст. 29.4 КоАП РФ), или по результатам разрешения дела (п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ). Суды общей юрисдикции, рассматривая дела об административных правонарушениях, применяя положения ст. 29.4 и ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, выносят определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела по подведомственности или подсудности в соответствующий орган, уполномоченный рассматривать дело (п. п. 3 и 4) <11>. В данном случае вполне логично прослеживается разделение на подведомственность и подсудность с учетом особенностей административно-деликтных полномочий органов публичной администрации и судов общей юрисдикции.
Вопрос: Каким способом может быть направлена копия протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен?
(Консультация эксперта, 2025)Копия протокола об административном правонарушении может быть направлена лицу, в отношении которого составлен протокол, любым способом связи, позволяющим подтвердить факт получения документа адресатом (например, нарочным, по почте, через курьерскую службу, телеграммой, факсом, по электронной почте).
(Консультация эксперта, 2025)Копия протокола об административном правонарушении может быть направлена лицу, в отношении которого составлен протокол, любым способом связи, позволяющим подтвердить факт получения документа адресатом (например, нарочным, по почте, через курьерскую службу, телеграммой, факсом, по электронной почте).
Статья: Реализация административной ответственности лиц, не зарегистрированных по месту жительства (пребывания)
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)На практике единственным надежным способом надлежащего извещения физического лица о месте и времени составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении, как правило, является направление в его адрес заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. В соответствии с ч. 2 ст. 25.15 КоАП извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)На практике единственным надежным способом надлежащего извещения физического лица о месте и времени составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении, как правило, является направление в его адрес заказного почтового отправления с уведомлением о вручении. В соответствии с ч. 2 ст. 25.15 КоАП извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.