Направление подготовки обрАзование и педагогика
Подборка наиболее важных документов по запросу Направление подготовки обрАзование и педагогика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сказанное не означает, что лицо, занимающееся педагогической деятельностью или планирующее ей заниматься, должно иметь именно педагогическое образование. На данный момент такое условие отсутствует. Основной подзаконный нормативный акт в этой сфере - Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"; раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" содержит, к примеру, такие требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. На практике это означает, что например, специалист, имеющий квалификацию "Юриспруденция" или "Политология", вправе преподавать в школе историю и (или) обществознание. Специалист по направлению "Химия и технология сорбентов" может преподавать химию в образовательной организации.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Сказанное не означает, что лицо, занимающееся педагогической деятельностью или планирующее ей заниматься, должно иметь именно педагогическое образование. На данный момент такое условие отсутствует. Основной подзаконный нормативный акт в этой сфере - Приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"; раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" содержит, к примеру, такие требования к квалификации учителя: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. На практике это означает, что например, специалист, имеющий квалификацию "Юриспруденция" или "Политология", вправе преподавать в школе историю и (или) обществознание. Специалист по направлению "Химия и технология сорбентов" может преподавать химию в образовательной организации.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к мастеру производственного обучения?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, в качестве квалификационных требований к лицам, претендующим на должность мастера производственного обучения, предъявляется требование о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Так, в качестве квалификационных требований к лицам, претендующим на должность мастера производственного обучения, предъявляется требование о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Нормативные акты
Приказ Минтранса России от 14.05.2015 N 172
(ред. от 30.06.2021)
"Об утверждении типовой программы профессионального обучения повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, программы дополнительного обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, программы дополнительного обучения специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39522)5.3. Преподаватели должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
(ред. от 30.06.2021)
"Об утверждении типовой программы профессионального обучения повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, программы дополнительного обучения водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов в международном сообщении, программы дополнительного обучения специалистов по организации перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении"
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 N 39522)5.3. Преподаватели должны иметь высшее образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации без предъявления требований к стажу работы.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
(ред. от 31.05.2011)
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Статья: О мерах по совершенствованию подготовки научно-педагогических кадров для научных и образовательных организаций ФСИН России
(Кузнецов М.И., Кириллова Т.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Сегодня обучение кадров для научных и образовательных организаций ФСИН России осуществляется только в адъюнктуре факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России. Ее штатная численность по очной форме обучения составляет 65 единиц, фактически обучается 54 человека. Обучение ведется по различным научным специальностям: экономика и управление народным хозяйством; теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность; судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; общая педагогика, история педагогики и образования; юридическая психология; педагогическая психология.
(Кузнецов М.И., Кириллова Т.В.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 4)Сегодня обучение кадров для научных и образовательных организаций ФСИН России осуществляется только в адъюнктуре факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России. Ее штатная численность по очной форме обучения составляет 65 единиц, фактически обучается 54 человека. Обучение ведется по различным научным специальностям: экономика и управление народным хозяйством; теория и история права и государства; история учений о праве и государстве; гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право; уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность; судебная деятельность, прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность; криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность; общая педагогика, история педагогики и образования; юридическая психология; педагогическая психология.
Вопрос: Вправе ли ИП работать преподавателем в среднем специальном учебном заведении?
(Консультация эксперта, 2024)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), устанавливает требования к квалификации преподавателя. Так, преподаватель среднего специального учебного заведения должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
(Консультация эксперта, 2024)Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н), устанавливает требования к квалификации преподавателя. Так, преподаватель среднего специального учебного заведения должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Вопрос: Вправе ли ИП работать учителем в средней образовательной школе?
(Консультация эксперта, 2023)Он должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
(Консультация эксперта, 2023)Он должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к тьютору?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика";
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика";
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к инструктору-методисту?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Квалификационные требования к должности инструктора-методиста (включая старшего) установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, а именно: высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)Квалификационные требования к должности инструктора-методиста (включая старшего) установлены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н, а именно: высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к учителю физической культуры?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)- высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы
Статья: Медиация как институт современного российского общества
(Минкина Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Также законопроектом предлагалось изменить требование к образованию медиатора, предусмотрев необходимость наличия "образования по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики" и прохождения специальной подготовки медиаторов. Вероятно, по замыслу приведенной нормы ч. 2 ст. 10 названного законопроекта опрометчиво утерян союз "или (либо)". Но даже в предполагаемом контексте устоявшееся сообщество практикующих медиаторов может понести потерю тех, кто имеет опыт и желание (порой на альтруистических началах) осуществлять эту деятельность, но не будет по новым критериям подходить для профессии медиатора. Усиливается обозначенная проблема предлагаемым в проекте закона запретом быть медиатором лицу, имеющему действующий статус адвоката, что зачастую расценивается как дискриминация последних. Нередко в субъектах РФ именно юристы, занимающиеся представительством в судах и (или) имеющие статус адвоката, начали реализовывать положения Закона о медиации с момента его вступления в силу, одновременно осуществляя медиаторскую деятельность. Заметим, что ими для популяризации медиации проделана масштабная работа в регионах страны, в ходе которой приобретена и соответствующая компетентность при осуществлении деятельности медиатора на профессиональной основе.
(Минкина Н.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)Также законопроектом предлагалось изменить требование к образованию медиатора, предусмотрев необходимость наличия "образования по направлениям и специальностям в области юриспруденции, психологии, педагогики" и прохождения специальной подготовки медиаторов. Вероятно, по замыслу приведенной нормы ч. 2 ст. 10 названного законопроекта опрометчиво утерян союз "или (либо)". Но даже в предполагаемом контексте устоявшееся сообщество практикующих медиаторов может понести потерю тех, кто имеет опыт и желание (порой на альтруистических началах) осуществлять эту деятельность, но не будет по новым критериям подходить для профессии медиатора. Усиливается обозначенная проблема предлагаемым в проекте закона запретом быть медиатором лицу, имеющему действующий статус адвоката, что зачастую расценивается как дискриминация последних. Нередко в субъектах РФ именно юристы, занимающиеся представительством в судах и (или) имеющие статус адвоката, начали реализовывать положения Закона о медиации с момента его вступления в силу, одновременно осуществляя медиаторскую деятельность. Заметим, что ими для популяризации медиации проделана масштабная работа в регионах страны, в ходе которой приобретена и соответствующая компетентность при осуществлении деятельности медиатора на профессиональной основе.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к воспитателю?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В соответствии со Справочником к должности "Воспитатель" предъявляются квалификационные требования в части наличия высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В соответствии со Справочником к должности "Воспитатель" предъявляются квалификационные требования в части наличия высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы либо высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются по должности "мастер производственного обучения вождению"? Вправе ли работодатель (автошкола) в штатное расписание включить должность с наименованием "инструктор по вождению" вместо "мастер производственного обучения вождению"?
(Консультация эксперта, 2024)Разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н) к должности "мастер производственного обучения" установлены квалификационные требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
(Консультация эксперта, 2024)Разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н) к должности "мастер производственного обучения" установлены квалификационные требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в областях, соответствующих профилям обучения, и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" без предъявления требований к стажу работы.
Вопрос: Какие квалификационные требования предъявляются к тренеру-преподавателю?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области педагогики с направленностью "физическая культура" и программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, включая антидопинговое обеспечение;
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)- или среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена в области педагогики с направленностью "физическая культура" и программы повышения квалификации по направлению профессиональной деятельности в области физической культуры, спорта, включая антидопинговое обеспечение;