Налоговый учет субсидий в целях возмещения недополученных доходов

Подборка наиболее важных документов по запросу Налоговый учет субсидий в целях возмещения недополученных доходов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 154 "Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик оспорил конституционность ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", в соответствии с которой действие положений абз. 2 и 3 п. 2 ст. 154 НК РФ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Налогоплательщик указал, что оспариваемыми нормами придана обратная сила положению, ухудшающему права налогоплательщиков, фактически изменившему правоприменительную практику по соответствующему вопросу и приведшему к включению сумм полученных субсидий в налоговую базу по НДС. Налогоплательщик являлся лизинговой компанией, предоставляющей лизингополучателям скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга специализированной техники, рассчитанные с учетом НДС, с последующим возмещением потерь в доходах за счет предоставления субсидии. Налоговый орган указал на необходимость включать в налоговую базу по НДС суммы субсидий. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению. КС РФ указал, что внесенные изменения фактически уточняют содержание льгот для целей применения п. 2 ст. 154 НК РФ, признавая в качестве таковых, в частности, скидки на цену товаров (работ, услуг) без учета налога. Следовательно, вносимые изменения не могут рассматриваться как сужающие сферу применения положений п. 2 ст. 154 НК РФ и, следовательно, как ухудшающие положение налогоплательщиков. КС РФ также отметил, что и до внесения изменений суды исходили из того, что в налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС, при этом суммы налога по товарам (работам, услугам, имущественным правам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налогоплательщик выставил в адрес покупателей корректировочные счета-фактуры (с уменьшением объема поставки), поскольку судебными актами с покупателей (потребителей) была взыскана задолженность за поставленный ресурс в меньшем объеме, а также в связи с предоставлением налогоплательщику субсидии, направленной на возмещение понесенных экономических потерь (выпадающих доходов). Налоговый орган отказал налогоплательщику в принятии к вычету НДС на основании корректировочных счетов-фактур. Суд признал отказ правомерным, указав, что в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы субсидий при определении налоговой базы не учитываются. При получении налогоплательщиком субсидии изменение стоимости реализованных ресурсов, в том числе изменение тарифа на ресурсы и (или) уточнение количества (объема) реализованных ресурсов, у продавца не происходит. Таким образом, получение налогоплательщиком субсидии не является основанием для составления корректировочных счетов-фактур, поскольку при этом не происходит уменьшение налоговых обязательств, а происходит возмещение понесенных экономических потерь (выпадающих доходов). Также суд отметил, что размер подлежащей взысканию с потребителей задолженности был уменьшен судом не в связи с изменением объема поставленной тепловой энергии, а по причине изменения методики ее расчета, при этом в корректировочных счетах-фактурах налогоплательщик в одностороннем порядке изменил объем поставленной тепловой энергии, но при этом объем тепловой энергии, полученной от поставщика - производителя тепловой энергии, не корректировал. Суд указал, что само по себе наличие судебных актов о взыскании с покупателей (потребителей) задолженности за поставленную энергию для целей налогообложения не имеет значения, поскольку взыскание задолженности в меньшей сумме связано не с наличием оснований, предусмотренных п. 13 ст. 171 НК РФ, а с применением различных методик.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации - сельскохозяйственного товаропроизводителя, применяющей общую систему налогообложения, получение субсидии из бюджета субъекта РФ на возмещение понесенных затрат (приобретение объекта основных средств - движимого имущества) по деятельности, не связанной с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции?..
(Консультация эксперта, 2024)
В соответствии с учетной политикой организации в целях бухгалтерского учета бюджетные средства признаются в составе целевого финансирования по мере фактического поступления денежных средств. Бюджетные средства поступили в организацию во втором месяце начисления амортизации в отношении приобретенного объекта ОС. Организация применяет линейный способ (метод) начисления амортизации. В бухгалтерском учете амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете. На момент принятия объекта к учету его ликвидационная стоимость признана равной нулю. Организация составляет промежуточную бухгалтерскую отчетность на конец каждого календарного месяца. Она не применяет амортизационную премию, установленную п. 9 ст. 258 НК РФ. Организация применяет метод начисления в налоговом учете.
Статья: Учет у РСО при предоставлении льгот по оплате электроэнергии
(Герасимова Н.В.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)
Минфин считает, что при получении субсидии из федерального бюджета в целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением скидки покупателям в налоговом учете возникает выручка от реализации (Письмо от 17.01.2022 N 03-07-11/1838).

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 16.07.2020 N 1048
(ред. от 20.09.2022)
"Об утверждении Правил заключения, изменения и расторжения специальных инвестиционных контрактов"
суммы субсидий, фактически полученные инвестором в отчетном (налоговом) периоде на основании заключенных с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соглашений о предоставлении субсидий, целью которых является возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат, не относящихся напрямую к реализации инвестиционного проекта;
<Информация> ФНС России
"Когда бюджетная субсидия не исключается из налоговой базы по НДС"
В ходе выездной проверки инспекция пришла к выводу, что выделенная из средств бюджета юрлицу субсидия является возмещением недополученных доходов организациям, оказывающим населению услуги по откачке и вывозу бытовых отходов из септиков на территории муниципального образования. Так как цены на такие услуги не регулируются государством, указанная субсидия не подлежит исключению из налогооблагаемой базы по НДС на основании п. 2 ст. 154 НК РФ. Поэтому налогоплательщику был доначислен налог.