Налогообложение представительства иностранной организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Налогообложение представительства иностранной организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Регистрация (аккредитация) филиала (представительства) иностранного юрлица
(КонсультантПлюс, 2025)Инспекцией по результатам рассмотрения Заявления об аккредитации и соответствующих документов было принято решение... об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица...
(КонсультантПлюс, 2025)Инспекцией по результатам рассмотрения Заявления об аккредитации и соответствующих документов было принято решение... об отказе в аккредитации представительства иностранного юридического лица...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются налогом на прибыль доходы иностранных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как облагаются налогом доходы иностранных юридических лиц, имеющих отделения в РФ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как облагаются налогом доходы иностранных юридических лиц, имеющих отделения в РФ
Готовое решение: В каком порядке иностранная организация исполняет обязанности плательщика НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранная компания, реализующая товары (работы, услуги) на территории РФ, сама исполняет обязанности плательщика НДС, если (п. 1 ст. 161, п. п. 1, 2, 5 ст. 174 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Иностранная компания, реализующая товары (работы, услуги) на территории РФ, сама исполняет обязанности плательщика НДС, если (п. 1 ст. 161, п. п. 1, 2, 5 ст. 174 НК РФ):
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации
(ред. от 17.11.2025)Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыльНАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПРИБЫЛИ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)А. Статья 246 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются: 1) российские организации; 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации <193>. При этом под постоянным представительством иностранной организации в силу ст. 306 НК РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением случаев, перечисленных в НК РФ (см. п. 4 ст. 306). Вопросы налогообложения иностранных организаций, имеющих постоянное представительство или получающих доходы от источников в России, дополнительно регулируются также двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения <194>. В настоящее время действуют 83 таких международных соглашения, заключенные Российской Федерацией с разными странами, включая, в частности, почти все страны ЕС (считая в том числе одно соглашение, имплементированное еще СССР). Заметим, эти соглашения по своей структуре и содержанию в основном следуют стандартным международным моделям (чаще всего модельной налоговой конвенции ОЭСР, иногда - модельной конвенции ООН, которые, однако, обе очень близки по своему содержанию). Обратим внимание также на то, что сами по себе двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (согласно общему пониманию, сложившемуся в мировой юридической доктрине <195>) не могут увеличивать объем налогообложения налогоплательщиков или признавать налогоплательщиками тех, кто не признается в качестве таковых в соответствии с национальным правом.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)А. Статья 246 НК РФ устанавливает, что налогоплательщиками налога на прибыль признаются: 1) российские организации; 2) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации <193>. При этом под постоянным представительством иностранной организации в силу ст. 306 НК РФ понимаются филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ, связанную с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов, осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением случаев, перечисленных в НК РФ (см. п. 4 ст. 306). Вопросы налогообложения иностранных организаций, имеющих постоянное представительство или получающих доходы от источников в России, дополнительно регулируются также двусторонними соглашениями об избежании двойного налогообложения <194>. В настоящее время действуют 83 таких международных соглашения, заключенные Российской Федерацией с разными странами, включая, в частности, почти все страны ЕС (считая в том числе одно соглашение, имплементированное еще СССР). Заметим, эти соглашения по своей структуре и содержанию в основном следуют стандартным международным моделям (чаще всего модельной налоговой конвенции ОЭСР, иногда - модельной конвенции ООН, которые, однако, обе очень близки по своему содержанию). Обратим внимание также на то, что сами по себе двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения (согласно общему пониманию, сложившемуся в мировой юридической доктрине <195>) не могут увеличивать объем налогообложения налогоплательщиков или признавать налогоплательщиками тех, кто не признается в качестве таковых в соответствии с национальным правом.
Статья: Правовые проблемы налогообложения цифровых бизнес-моделей
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Большинство налоговых соглашений основаны либо на Типовой конвенции ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами <3>, либо на Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал (далее - МК ОЭСР) <4>, в которых используется традиционная концепция постоянного представительства. Иностранное предприятие подлежит налогообложению только в том случае, если оно имеет физическое присутствие, которое в широком смысле определяется как место, где полностью или частично осуществляется деятельность данного предприятия. Государство может облагать налогом компании только в том случае, если установлена налоговая привязка (nexus) к данной юрисдикции [6, с. 87, 261]. Однако цифровизация позволяет компаниям осуществлять экономическую деятельность без физического присутствия в юрисдикции. Активы цифрового бизнеса можно легко перемещать из одной юрисдикции в другую, чтобы избежать налогооблагаемого присутствия в тех странах, где налоги выше.
(Пономарева К.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Большинство налоговых соглашений основаны либо на Типовой конвенции ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами <3>, либо на Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал (далее - МК ОЭСР) <4>, в которых используется традиционная концепция постоянного представительства. Иностранное предприятие подлежит налогообложению только в том случае, если оно имеет физическое присутствие, которое в широком смысле определяется как место, где полностью или частично осуществляется деятельность данного предприятия. Государство может облагать налогом компании только в том случае, если установлена налоговая привязка (nexus) к данной юрисдикции [6, с. 87, 261]. Однако цифровизация позволяет компаниям осуществлять экономическую деятельность без физического присутствия в юрисдикции. Активы цифрового бизнеса можно легко перемещать из одной юрисдикции в другую, чтобы избежать налогооблагаемого присутствия в тех странах, где налоги выше.
Готовое решение: Какое имущество организации облагается налогом на имущество
(КонсультантПлюс, 2025)Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которую использует представительство. Налог они уплачивают в тех же случаях, что и российские организации (п. 1 ст. 374 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, объектом обложения является недвижимость, которую использует представительство. Налог они уплачивают в тех же случаях, что и российские организации (п. 1 ст. 374 НК РФ).
Статья: Налогообложение цифровых услуг в контексте международных налоговых соглашений
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Целью мер, предложенных ОЭСР и ООН для решения налоговых проблем цифровой экономики, является определение налогооблагаемой связи (пересмотр концепции постоянного представительства и оценка того, приводят ли сбор данных и их монетизация к созданию стоимости для целей трансфертного ценообразования). Большинство налоговых соглашений основаны либо на Типовой конвенции ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами <3> (далее - Типовая конвенция ООН), либо на Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал <4>, в которых используется традиционная концепция постоянного представительства. Иностранное предприятие подлежит налогообложению только в том случае, если оно имеет физическое присутствие, которое в широком смысле определяется как место, где полностью или частично осуществляется деятельность данного предприятия. Государство может облагать налогом компании только в том случае, если установлена налоговая привязка (nexus) к данной юрисдикции. Однако цифровизация позволяет компаниям осуществлять экономическую деятельность без физического присутствия в юрисдикции. Это может привести к ситуации, когда налоги не отражают стоимость и прибыль, создаваемые предприятием.
(Пономарева К.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 8)Целью мер, предложенных ОЭСР и ООН для решения налоговых проблем цифровой экономики, является определение налогооблагаемой связи (пересмотр концепции постоянного представительства и оценка того, приводят ли сбор данных и их монетизация к созданию стоимости для целей трансфертного ценообразования). Большинство налоговых соглашений основаны либо на Типовой конвенции ООН для урегулирования налоговых отношений между развитыми и развивающимися странами <3> (далее - Типовая конвенция ООН), либо на Модельной конвенции ОЭСР в отношении налогов на доходы и капитал <4>, в которых используется традиционная концепция постоянного представительства. Иностранное предприятие подлежит налогообложению только в том случае, если оно имеет физическое присутствие, которое в широком смысле определяется как место, где полностью или частично осуществляется деятельность данного предприятия. Государство может облагать налогом компании только в том случае, если установлена налоговая привязка (nexus) к данной юрисдикции. Однако цифровизация позволяет компаниям осуществлять экономическую деятельность без физического присутствия в юрисдикции. Это может привести к ситуации, когда налоги не отражают стоимость и прибыль, создаваемые предприятием.
Статья: Подходы в налогообложении иностранных компаний, получающих доходы от источников в РФ
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 22)ФНС в письме от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@ в целях выработки единой практики обобщила ответы на поступающие вопросы о порядке налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ. Служба также рассмотрела применение положений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами (далее - СОИДН).
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 22)ФНС в письме от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@ в целях выработки единой практики обобщила ответы на поступающие вопросы о порядке налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ и получающих доходы от источников в РФ. Служба также рассмотрела применение положений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами (далее - СОИДН).
Типовая ситуация: Налог на прибыль при выплате доходов иностранной организации: уплата и отчетность
(Издательство "Главная книга", 2025)Постоянное представительство иностранной организации - любое подразделение или место, через которое она регулярно ведет деятельность в РФ. Налог на прибыль с доходов постоянного представительства иностранная организация рассчитывает и платит сама. Если постоянного представительства нет, налогом облагают только доходы из ст. 309 НК РФ, а рассчитывает и платит его налоговый агент (ст. ст. 306, 307 НК РФ, Письмо Минфина от 16.03.2022 N 03-08-05/19776).
(Издательство "Главная книга", 2025)Постоянное представительство иностранной организации - любое подразделение или место, через которое она регулярно ведет деятельность в РФ. Налог на прибыль с доходов постоянного представительства иностранная организация рассчитывает и платит сама. Если постоянного представительства нет, налогом облагают только доходы из ст. 309 НК РФ, а рассчитывает и платит его налоговый агент (ст. ст. 306, 307 НК РФ, Письмо Минфина от 16.03.2022 N 03-08-05/19776).
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, контрагент общества отсутствует в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, не состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, контрагент общества отсутствует в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, не состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика.