Надзор за законностью нормативных правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор за законностью нормативных правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Взаимодействие региональных органов прокуратуры и конституционных (уставных) советов: понятие и формы
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих прежде всего "надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина" <2>, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти субъектов РФ, в том числе - в издаваемых ими правовых актах <3>. В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры - "защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны" <4>. В соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре, прокурор по результатам проведенной им антикоррупционной экспертизы нормативных актов органов публичной власти и их должностных лиц вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением в том числе конституций (уставов), законов субъектов РФ органами, входящими в единую систему публичной власти в субъектах РФ <5>. Прокурорам предписывается "принимать меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления" <6>.
(Джиоев С.Х.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих прежде всего "надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина" <2>, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти субъектов РФ, в том числе - в издаваемых ими правовых актах <3>. В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры - "защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны" <4>. В соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре, прокурор по результатам проведенной им антикоррупционной экспертизы нормативных актов органов публичной власти и их должностных лиц вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением в том числе конституций (уставов), законов субъектов РФ органами, входящими в единую систему публичной власти в субъектах РФ <5>. Прокурорам предписывается "принимать меры по усилению надзора за законностью нормативных правовых актов, издаваемых органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления" <6>.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)1. Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых по вопросам, затрагивающим права несовершеннолетних.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)1. Прокурорский надзор за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, принятых по вопросам, затрагивающим права несовершеннолетних.
Нормативные акты
"Методические рекомендации о порядке проведения надзорных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства"При выборе форм реагирования следует руководствоваться приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" (в редакции приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.05.2023 N 354), от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве", от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве".
Статья: Применение прокурорами процессуальных средств при обеспечении законности правовых актов
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Генеральный прокурор Российской Федерации предписывает при осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления "безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд" <4>. В целом прокуроры ориентированы "при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд" <5>.
(Маматов М.В., Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2023, N 1)Генеральный прокурор Российской Федерации предписывает при осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления "безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом - обращаться с заявлениями в суд" <4>. В целом прокуроры ориентированы "при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт, в случае его отклонения - в установленном порядке обратиться с заявлением в суд" <5>.
Статья: Мониторинг как важнейший инструмент в деятельности российской прокуратуры
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)При осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления прокурор запрашивает и изучает проекты региональных и муниципальных правовых актов, присутствует на заседаниях, участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, выступает с предложениями и замечаниями, ведет реестр нормативных правовых актов. Эта деятельность, регулируемая Приказом Генерального прокурора от 31 августа 2023 г. N 583, основывается на принципах своевременности и срочности: "Организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты".
(Ергашев Е.Р., Леготин А.О.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)При осуществлении прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления прокурор запрашивает и изучает проекты региональных и муниципальных правовых актов, присутствует на заседаниях, участвует в работе комитетов, комиссий и рабочих групп, выступает с предложениями и замечаниями, ведет реестр нормативных правовых актов. Эта деятельность, регулируемая Приказом Генерального прокурора от 31 августа 2023 г. N 583, основывается на принципах своевременности и срочности: "Организовать изучение нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в течение 30 дней со дня их принятия или внесения изменений в действующие нормативные правовые акты".
Статья: Конституционные (уставные) советы в механизме обеспечения конституционной законности
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)<7> Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
(Беньяминова С.А.)
("Закон", 2023, N 12)<7> Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)<1> См.: Приказ Генпрокуратуры России от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления".
Статья: Пределы оспаривания прокурором нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Аналогичные положения были продублированы в Приказе Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", предусматривающем обязанность по безотлагательному реагированию прокуроров на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом было необходимо обращаться с заявлениями в суд (п. 2.2).
(Мищенко Е.А.)
("Законность", 2023, N 5)Аналогичные положения были продублированы в Приказе Генерального прокурора РФ от 2 октября 2007 г. N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", предусматривающем обязанность по безотлагательному реагированию прокуроров на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом было необходимо обращаться с заявлениями в суд (п. 2.2).
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)При подготовке к прокурорской проверке исполнения законодательства об охране атмосферного воздуха помимо требований Закона о прокуратуре и Приказа N 198 прокурорам также следует руководствоваться Приказами Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 7 мая 2008 г. N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов", от 31 августа 2023 г. N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления".
Статья: К вопросу о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора при обращении прокурора в суд
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" аналогичным образом ориентирует прокуроров на устранение выявленных нарушений закона до обращения в юрисдикционный орган. Прокурорам предписано безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом обращаться с заявлениями в суд (абз. 2, 3 п. 2.1).
(Мишакова Н.В., Касьянчик Я.Н., Надин А.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2023, N 5)Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 31.08.2023 N 583 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления" аналогичным образом ориентирует прокуроров на устранение выявленных нарушений закона до обращения в юрисдикционный орган. Прокурорам предписано безотлагательно реагировать на все факты принятия в регионах конституций, уставов, законов, указов, решений, постановлений и иных нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, путем принесения протестов. В случаях несогласия органов публичной власти с позицией прокурора либо затягивания вопроса приведения нормативного правового акта в соответствие с законом обращаться с заявлениями в суд (абз. 2, 3 п. 2.1).
Статья: Место прокуратуры Российской Федерации в системе финансовых правоотношений
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Прокуратура играет важную роль в предотвращении бюджетных нарушений. Приказом Генеральной прокуроры РФ от 14.01.2021 N 6 устанавливается необходимость усилить надзор за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе за их соответствием законодательству о противодействии коррупции <2>. Обращается внимание на необходимость обеспечения соблюдения правил ценообразования и противодействия закупкам излишне дорогих или роскошных товаров, что является частью широкой борьбы с растратой и неэффективным использованием бюджетных средств. В документе особое внимание уделяется контролю за закупками в рамках крупных национальных проектов и ключевых социальных сфер, включая здравоохранение, ЖКХ, энергетику и другие, что подчеркивает стремление прокуратуры защищать социальные интересы и бороться с коррупцией в чувствительных для общества областях.
(Елисеев Н.Р.)
("Современное право", 2024, N 8)Прокуратура играет важную роль в предотвращении бюджетных нарушений. Приказом Генеральной прокуроры РФ от 14.01.2021 N 6 устанавливается необходимость усилить надзор за законностью нормативных правовых актов в сфере закупок, в том числе за их соответствием законодательству о противодействии коррупции <2>. Обращается внимание на необходимость обеспечения соблюдения правил ценообразования и противодействия закупкам излишне дорогих или роскошных товаров, что является частью широкой борьбы с растратой и неэффективным использованием бюджетных средств. В документе особое внимание уделяется контролю за закупками в рамках крупных национальных проектов и ключевых социальных сфер, включая здравоохранение, ЖКХ, энергетику и другие, что подчеркивает стремление прокуратуры защищать социальные интересы и бороться с коррупцией в чувствительных для общества областях.
Статья: Проблемы и пути совершенствования взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<9> Земеров Н.Н. Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов // Законность. 2015. N 9. С. 32.
(Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 4)<9> Земеров Н.Н. Взаимодействие прокуратуры с органами местного самоуправления при осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов // Законность. 2015. N 9. С. 32.
Статья: Органы конституционной юстиции и прокуратуры в обеспечении единства правового пространства России
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Работа по изучению проектов НПА, а также принятых НПА осуществляется органами прокуратуры на постоянной основе до настоящего времени практически по каждому НПА. Надзор за законностью НПА, активизированный с 2000-х гг., не только не теряет актуальности и остроты, но показывает рост показателей вплоть до сегодняшнего дня в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так, анализ статистических данных по протестам прокуроров, принесенным на незаконные правовые акты в период 1997 - 2023 гг. (см. рис.), указывает на тенденцию увеличения количества таких протестов: с 34 870 в 1997 г. до 237 887 в 2023 г. Результаты такой работы прокурора в динамике являются подтверждением востребованности со стороны государства и общества надзора за законностью правовых актов, по корректировке правовых актов со стороны органов прокуратуры в целях регулирования отношений, связанных с реализацией прав и свобод человека и гражданина.
(Евдокимов В.Б., Игонина Н.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 3)Работа по изучению проектов НПА, а также принятых НПА осуществляется органами прокуратуры на постоянной основе до настоящего времени практически по каждому НПА. Надзор за законностью НПА, активизированный с 2000-х гг., не только не теряет актуальности и остроты, но показывает рост показателей вплоть до сегодняшнего дня в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Так, анализ статистических данных по протестам прокуроров, принесенным на незаконные правовые акты в период 1997 - 2023 гг. (см. рис.), указывает на тенденцию увеличения количества таких протестов: с 34 870 в 1997 г. до 237 887 в 2023 г. Результаты такой работы прокурора в динамике являются подтверждением востребованности со стороны государства и общества надзора за законностью правовых актов, по корректировке правовых актов со стороны органов прокуратуры в целях регулирования отношений, связанных с реализацией прав и свобод человека и гражданина.