Надзор и контроль различия

Подборка наиболее важных документов по запросу Надзор и контроль различия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)
С.М. Зубарев, говоря о различиях между контролем и надзором, определяет в качестве предмета контроля законность и эффективность функционирования государственного аппарата, в то время как предмет надзора он ограничивает исключительно законностью и, более того, законностью деятельности юридических и физических лиц <1>. В этом тезисе все верно, необходимо лишь уточнить два обстоятельства. Во-первых, речь идет не о контроле вообще, а о контроле, который осуществляют субъекты, принадлежащие государственному аппарату, или органы государственной власти. Во-вторых, под юридическими лицами следует понимать субъектов, не входящих в государственный аппарат либо входящих в государственный аппарат, но осуществляющих деятельность, не связанную с реализацией государственных функций. Это уточнение важно, поскольку органы государственной власти, как правило, с точки зрения гражданского права являются юридическими лицами.
Статья: О проблеме соотношения терминов "контроль" и "надзор" на примере властной деятельности по обеспечению конкуренции в банковской сфере
(Курдюмов М.Д.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)
Как мы видим, законодатель достаточно вольно отнесся к использованию проблемных терминов "контроль" и "надзор". Говоря о Центральном банке, обращаем внимание, что его деятельность не вписывается в теоретически оформленное определение надзора, поскольку осуществление любых властных полномочий, вверенных Центробанку, реализуемо на практике только при тщательном анализе деятельности поднадзорного субъекта. Остроту противоречий проиллюстрируем цитатой В.П. Беляева: "Основные различия контроля и надзора заключаются в следующем: в ряде случаев контроль осуществляется в отношении подчиненных органов; контролеры вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность контролируемого объекта; контроль предполагает оценку деятельности контролируемого объекта не только с точки зрения законности, но и целесообразности; должностные лица органов контроля вправе самостоятельно привлекать правонарушителей к ответственности" <13>, поскольку все перечисленные в данном утверждении критерии контроля характеризуют деятельность Банка России, а критерий соподчиненности ни в одной дефиниции не указывается как абсолютный. Говорить о надзоре как теоретически отличающейся от контроля категории применительно к субъекту, который может давать организации указания по смене руководства (ст. 60 Закона о ЦБ), ограничивать осуществление ею отдельных банковских операций (ст. 74 Закона о ЦБ) и имеет применительно к некоторым конкретным ситуациям правомочие, но не обязанность по отзыву лицензии представляется не отражающим реального положения дел.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 398
(ред. от 08.12.2023)
"Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"
6.9. разрабатывать и утверждать в установленном порядке образцы форменной одежды для работников Службы, осуществляющих функции по контролю и надзору, знаков различия и отличия, жетонов и удостоверений для них, а также порядок ношения форменной одежды.