Надругательство над гербом
Подборка наиболее важных документов по запросу Надругательство над гербом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные вопросы прекращения гражданства Российской Федерации вследствие совершения преступления
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Примечательно, что в перечне преступлений, закрепленном в ч. 1 ст. 24 Закона о гражданстве, есть даже преступления небольшой тяжести, например: уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328 Уголовного кодекса РФ <2> (далее - УК РФ); надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ).
(Мельников Е.А.)
("Миграционное право", 2024, N 4)Примечательно, что в перечне преступлений, закрепленном в ч. 1 ст. 24 Закона о гражданстве, есть даже преступления небольшой тяжести, например: уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328 Уголовного кодекса РФ <2> (далее - УК РФ); надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ).
Статья: Диффамация в адрес публично-правовых образований: сущность, виды и противостояние с позиций гражданского права
(Парыгина Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Следует также помнить о том, что, если деяние нарушителя содержит признаки преступления или административного проступка, являясь одновременно гражданско-правовой диффамацией или сопровождаясь ею, такое лицо будет привлечено к уголовной или административной ответственности по нормам соответствующего законодательства. Диффамация может "слиться", например, с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); с действиями, направленными на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ), или деятельностью, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ); с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ); с возбуждением ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ); с призывами к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, российских граждан или юридических лиц (ст. 284.2 УК РФ); с оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ); с надругательством над Государственным гербом или Государственным флагом РФ (ст. 329 УК РФ) или нарушением порядка официального использования государственных символов России (ст. 17.10 КоАП РФ).
(Парыгина Н.Н.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 3)Следует также помнить о том, что, если деяние нарушителя содержит признаки преступления или административного проступка, являясь одновременно гражданско-правовой диффамацией или сопровождаясь ею, такое лицо будет привлечено к уголовной или административной ответственности по нормам соответствующего законодательства. Диффамация может "слиться", например, с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ); с действиями, направленными на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 280.1 УК РФ), или деятельностью, направленной против безопасности государства (ст. 280.4 УК РФ); с публичной дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов России и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст. 280.3 УК РФ); с возбуждением ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ); с призывами к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, российских граждан или юридических лиц (ст. 284.2 УК РФ); с оскорблением представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением (ст. 319 УК РФ); с надругательством над Государственным гербом или Государственным флагом РФ (ст. 329 УК РФ) или нарушением порядка официального использования государственных символов России (ст. 17.10 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации
(ред. от 17.11.2025)Статья 329. Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ
(ред. от 30.12.2021)
"О Государственном гербе Российской Федерации"Статья 11. Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 30.12.2021)
"О Государственном гербе Российской Федерации"Статья 11. Использование Государственного герба Российской Федерации с нарушением настоящего Федерального конституционного закона, а также надругательство над Государственным гербом Российской Федерации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья: "Новое" мелкое хулиганство: гипотеза и диспозиция
(Рыдченко К.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)7. Спорным представляется установление юридической ответственности за "оскорбление" или проявление неуважения в отношении юридического документа (Конституции РФ) и официальных символов (Государственного герба и флага), притом что ст. 329 УК РФ предусмотрена ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ. Вместе с тем правоприменительная практика в данной сфере уже начинает формироваться. Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2021 г. N 81-АД21-9-К8 <11> назначено административное наказание за комментирование информационного материала под названием "Кремль поручил регионам создать атмосферу праздника в день голосования по поправкам в Конституцию. Посмотри, как прекрасен Омск. В день голосования", который был размещен в социальной сети "ВКонтакте" в открытом доступе для неограниченного круга пользователей. В данном комментарии виновный выразил "негативную оценку Конституции РФ, употребляя сниженную, грубую, презрительную, вульгарную лексику, чем выразил явное неуважение к Конституции РФ". Из приведенной формулировки следует, что граждане обязаны уважать Конституцию России, однако подобная обязанность в действующем законодательстве прямо не закреплена. Более того, размытость и оценочность термина "уважение" дает в руки правоприменителя крайне широкие карательные полномочия. Например, с определенной уверенностью можно утверждать, что любое глубокое и критическое конституционно-правовое научное исследование может быть интерпретировано как "оскорбление" Основного Закона. Конституция РФ, как нам представляется, выступает фундаментальной юридической величиной, которая тем не менее меняется вслед за глобальными изменениями материального базиса и общественных отношений, она не должна и не может быть признана правовой константой, святым Граалем от юриспруденции. Именно критика норм и целых правовых актов способствует совершенствованию российского права, и конституционное законодательство не является исключением из этого очевидного правила. Документ, как бы значим он ни был, не имеет сознания и не может быть оскорблен. Обязанность же проявлять уважение в отношении Основного Закона последний раз встречалась в Законе СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" - это юридический документ ушедшей эпохи тотального давления государства над всеми социально-экономическими институтами. Латентная реставрация подобных норм не может не вызывать тревогу.
(Рыдченко К.Д.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)7. Спорным представляется установление юридической ответственности за "оскорбление" или проявление неуважения в отношении юридического документа (Конституции РФ) и официальных символов (Государственного герба и флага), притом что ст. 329 УК РФ предусмотрена ответственность за надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ. Вместе с тем правоприменительная практика в данной сфере уже начинает формироваться. Так, Постановлением Верховного Суда РФ от 13 августа 2021 г. N 81-АД21-9-К8 <11> назначено административное наказание за комментирование информационного материала под названием "Кремль поручил регионам создать атмосферу праздника в день голосования по поправкам в Конституцию. Посмотри, как прекрасен Омск. В день голосования", который был размещен в социальной сети "ВКонтакте" в открытом доступе для неограниченного круга пользователей. В данном комментарии виновный выразил "негативную оценку Конституции РФ, употребляя сниженную, грубую, презрительную, вульгарную лексику, чем выразил явное неуважение к Конституции РФ". Из приведенной формулировки следует, что граждане обязаны уважать Конституцию России, однако подобная обязанность в действующем законодательстве прямо не закреплена. Более того, размытость и оценочность термина "уважение" дает в руки правоприменителя крайне широкие карательные полномочия. Например, с определенной уверенностью можно утверждать, что любое глубокое и критическое конституционно-правовое научное исследование может быть интерпретировано как "оскорбление" Основного Закона. Конституция РФ, как нам представляется, выступает фундаментальной юридической величиной, которая тем не менее меняется вслед за глобальными изменениями материального базиса и общественных отношений, она не должна и не может быть признана правовой константой, святым Граалем от юриспруденции. Именно критика норм и целых правовых актов способствует совершенствованию российского права, и конституционное законодательство не является исключением из этого очевидного правила. Документ, как бы значим он ни был, не имеет сознания и не может быть оскорблен. Обязанность же проявлять уважение в отношении Основного Закона последний раз встречалась в Законе СССР от 24 июня 1981 г. N 5152-X "О правовом положении иностранных граждан в СССР" - это юридический документ ушедшей эпохи тотального давления государства над всеми социально-экономическими институтами. Латентная реставрация подобных норм не может не вызывать тревогу.