Национальный план конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальный план конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реализация отраслевых принципов конкурентного права в конкурентной политике России
(Шмелева Д.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Актами, постулирующими национальную конкурентную политику, являются в том числе Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы) <2> и Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы" <3>.
(Шмелева Д.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Актами, постулирующими национальную конкурентную политику, являются в том числе Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы) <2> и Распоряжение Правительства РФ от 2 сентября 2021 г. N 2424-р "Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы" <3>.
Статья: Правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках в системе национальных ценовых индикаторов: вопросы теории и практики
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Ключевые слова: цена, ценовые индикаторы, биржевая сделка, внебиржевая сделка, национальная система ценовых индикаторов, правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках на биржу, национальный план развития конкуренции, монопольно высокая цена, конкуренция, товарный рынок, обязательные требования, контроль (надзор), антимонопольное регулирование.
(Башлаков-Николаев И.В.)
("Конкурентное право", 2025, N 3)Ключевые слова: цена, ценовые индикаторы, биржевая сделка, внебиржевая сделка, национальная система ценовых индикаторов, правовой институт обязательного представления информации о внебиржевых сделках на биржу, национальный план развития конкуренции, монопольно высокая цена, конкуренция, товарный рынок, обязательные требования, контроль (надзор), антимонопольное регулирование.
Нормативные акты
Статья: Конкуренция как явление общественной жизни, объект правового обеспечения и защиты
(Истомин В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Современное Российское государство должно уделять серьезное внимание своему поступательному экономическому и социальному развитию. Одним из необходимых условий для такого развития является конкурентное взаимодействие субъектов в различных сферах общественной жизни. О важности стимулирования и поддержки конкуренции свидетельствует, в частности, статья 8 Конституции РФ, закрепляющая этот аспект в качестве конституционного положения. В Указе Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" <1> одной из угроз экономической безопасности страны называется ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, а одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности обоснованно провозглашается поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности. Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы <2>, где решение задачи развития конкуренции рассматривается как элемент обеспечения достижения национальных целей. Таким образом, наличие отношений рыночной конкуренции и конкурентоспособность экономики рассматриваются как признаки, атрибуты развитого государства. В литературе также отмечается, что конкуренция является основой поступательного развития страны, обеспечивает постоянное и динамическое внедрение инновационных технологий в экономику <3>, максимизирует благосостояние потребителя путем повышения как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства и стимулирует прогресс <4>. В связи с этим возникают вопросы, в чем заключается сущность конкуренции как общественного явления, в чем состоит ее ценность, а также об основных направлениях развития ее правового регулирования и защиты.
(Истомин В.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 11)Современное Российское государство должно уделять серьезное внимание своему поступательному экономическому и социальному развитию. Одним из необходимых условий для такого развития является конкурентное взаимодействие субъектов в различных сферах общественной жизни. О важности стимулирования и поддержки конкуренции свидетельствует, в частности, статья 8 Конституции РФ, закрепляющая этот аспект в качестве конституционного положения. В Указе Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" <1> одной из угроз экономической безопасности страны называется ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, а одной из целей государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности обоснованно провозглашается поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности. Распоряжением Правительства РФ от 02.09.2021 N 2424-р утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы <2>, где решение задачи развития конкуренции рассматривается как элемент обеспечения достижения национальных целей. Таким образом, наличие отношений рыночной конкуренции и конкурентоспособность экономики рассматриваются как признаки, атрибуты развитого государства. В литературе также отмечается, что конкуренция является основой поступательного развития страны, обеспечивает постоянное и динамическое внедрение инновационных технологий в экономику <3>, максимизирует благосостояние потребителя путем повышения как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства и стимулирует прогресс <4>. В связи с этим возникают вопросы, в чем заключается сущность конкуренции как общественного явления, в чем состоит ее ценность, а также об основных направлениях развития ее правового регулирования и защиты.
Статья: Правила торговой практики в конкурентном праве
(Ашфа Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Важно отметить, что, определяя организованную (биржевую) торговлю в качестве одного из основных принципов функционирования товарных рынков, государство относит ее развитие к приоритетным задачам, которые закреплены в Указе Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" <35> и Национальном плане развития конкуренции в РФ на 2021 - 2025 годы <36>, которыми предусмотрено создание в Российской Федерации отвечающего международным стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли.
(Ашфа Д.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Важно отметить, что, определяя организованную (биржевую) торговлю в качестве одного из основных принципов функционирования товарных рынков, государство относит ее развитие к приоритетным задачам, которые закреплены в Указе Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" <35> и Национальном плане развития конкуренции в РФ на 2021 - 2025 годы <36>, которыми предусмотрено создание в Российской Федерации отвечающего международным стандартам биржевого товарного рынка фьючерсных контрактов и создание условий для реализации биржевых товаров на экспорт на российских биржах за рубли.
Статья: Административно-правовая инвентаризация действующих и обязательных для бизнеса требований завершена. Настала пора "судебной гильотины"? (административно-правовой аспект)
(Лянной Г.Г.)
("Российский судья", 2024, N 5)4) согласно национальному плану развития конкуренции на 2021 - 2025 гг., утвержденному распоряжением Правительства от 2 сентября 2021 г. N 2424-р, ему поставлена цель вовлечь в предпринимательскую среду более 25 млн граждан, понятно, что в это число должны войти граждане, которые нигде не трудоустроены и не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых.
(Лянной Г.Г.)
("Российский судья", 2024, N 5)4) согласно национальному плану развития конкуренции на 2021 - 2025 гг., утвержденному распоряжением Правительства от 2 сентября 2021 г. N 2424-р, ему поставлена цель вовлечь в предпринимательскую среду более 25 млн граждан, понятно, что в это число должны войти граждане, которые нигде не трудоустроены и не зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или самозанятых.
Статья: Отдельные вопросы правового регулирования защиты конкуренции на рынке страховых услуг
(Сафронов Н.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Переходя непосредственно к вопросам правового регулирования, кажется полезным обратиться к некоторым стратегическим документам, принятым в сфере защиты страхования на финансовом рынке. Вначале необходимо отметить, что как в "старом" Национальном плане развития конкуренции в 2018 - 2020 гг., так и в "новом" Национальном плане ("дорожной карте") развития конкуренции в 2021 - 2025 гг. не было предусмотрено никаких специальных мероприятий по развитию конкуренции на страховом рынке <5>. При этом значительное место страхованию было посвящено в Плане мероприятий "Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг", который является "дорожной картой" конкретных мер, сформированных в том числе на основании предложений крупнейших финансовых объединений <6>. В рамках данного Плана в целях совершенствования конкуренции на рынке финансовых услуг предусматривалась реализация 28 мероприятий, в то время как непосредственно для рынка страхования планировались 4 ключевых мероприятия. В качестве одного из таких мероприятий предполагалось установление наилучших правовых возможностей для увеличения числа субъектов рынка страхования, обладающих правом выполнять функции представителей страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в субъектах Российской Федерации. На основании настоящего анализа законодательного и подзаконного нормативно-правового регулирования в сфере защиты конкуренции на страховом рынке можно сделать предварительный вывод о том, что актуальные предложения по развитию конкуренции находятся в статусе разработки, а принятые специальные законодательные и подзаконные акты не в полной мере реализуют свой потенциал. Также надо отметить, что Постановление Правительства РФ от 18 января 2023 г. N 39 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями, а также иностранными страховыми организациями и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" устанавливает допустимость соглашений между страховщиками и кредитными организациями и выводит данные соглашения из-под действий антимонопольного регулирования.
(Сафронов Н.В.)
("Конкурентное право", 2024, N 1)Переходя непосредственно к вопросам правового регулирования, кажется полезным обратиться к некоторым стратегическим документам, принятым в сфере защиты страхования на финансовом рынке. Вначале необходимо отметить, что как в "старом" Национальном плане развития конкуренции в 2018 - 2020 гг., так и в "новом" Национальном плане ("дорожной карте") развития конкуренции в 2021 - 2025 гг. не было предусмотрено никаких специальных мероприятий по развитию конкуренции на страховом рынке <5>. При этом значительное место страхованию было посвящено в Плане мероприятий "Развитие конкуренции на рынке финансовых услуг", который является "дорожной картой" конкретных мер, сформированных в том числе на основании предложений крупнейших финансовых объединений <6>. В рамках данного Плана в целях совершенствования конкуренции на рынке финансовых услуг предусматривалась реализация 28 мероприятий, в то время как непосредственно для рынка страхования планировались 4 ключевых мероприятия. В качестве одного из таких мероприятий предполагалось установление наилучших правовых возможностей для увеличения числа субъектов рынка страхования, обладающих правом выполнять функции представителей страховых организаций, осуществляющих деятельность по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в субъектах Российской Федерации. На основании настоящего анализа законодательного и подзаконного нормативно-правового регулирования в сфере защиты конкуренции на страховом рынке можно сделать предварительный вывод о том, что актуальные предложения по развитию конкуренции находятся в статусе разработки, а принятые специальные законодательные и подзаконные акты не в полной мере реализуют свой потенциал. Также надо отметить, что Постановление Правительства РФ от 18 января 2023 г. N 39 "О случаях допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями, а также иностранными страховыми организациями и о признании утратившими силу некоторых актов и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" устанавливает допустимость соглашений между страховщиками и кредитными организациями и выводит данные соглашения из-под действий антимонопольного регулирования.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)На сегодняшний день политика Российского государства как никогда направлена на всемерное развитие и защиту конкуренции. Так, согласно Указу Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг."), активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации признается приоритетным направлением деятельности всех органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)На сегодняшний день политика Российского государства как никогда направлена на всемерное развитие и защиту конкуренции. Так, согласно Указу Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 гг."), активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации признается приоритетным направлением деятельности всех органов государственной и муниципальной власти в Российской Федерации.
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)2) подавляющее большинство рассматриваемых документов СП касается экономического развития государства, лишь косвенно затрагивая экономические права граждан. Например, согласно информации СПС "КонсультантПлюс" <11>, из 712 действующих документов СП, принятых на федеральном уровне, к экономической сфере и, соответственно, к экономическим правам человека относится почти 1/3 (251): 65 стратегий, 115 концепций, 1 национальный план, 4 основы государственной политики, 40 федеральных проектов (включенных в 9 национальных проектов), 20 государственных программ, 6 основных направлений деятельности. Сфера экономических прав и свобод человека и гражданина отражена, например, в национальной стратегии развития искусственного интеллекта, стратегии развития малого и среднего предпринимательства, концепции создания цифровой аналитической платформы, концепции развития креативных (творческих) индустрий, концепции развития рынка ценных бумаг национального плана развития конкуренции. Однако их цели и содержание направлены преимущественно на публичные интересы в экономической сфере, а не на права отдельных категорий населения;
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)2) подавляющее большинство рассматриваемых документов СП касается экономического развития государства, лишь косвенно затрагивая экономические права граждан. Например, согласно информации СПС "КонсультантПлюс" <11>, из 712 действующих документов СП, принятых на федеральном уровне, к экономической сфере и, соответственно, к экономическим правам человека относится почти 1/3 (251): 65 стратегий, 115 концепций, 1 национальный план, 4 основы государственной политики, 40 федеральных проектов (включенных в 9 национальных проектов), 20 государственных программ, 6 основных направлений деятельности. Сфера экономических прав и свобод человека и гражданина отражена, например, в национальной стратегии развития искусственного интеллекта, стратегии развития малого и среднего предпринимательства, концепции создания цифровой аналитической платформы, концепции развития креативных (творческих) индустрий, концепции развития рынка ценных бумаг национального плана развития конкуренции. Однако их цели и содержание направлены преимущественно на публичные интересы в экономической сфере, а не на права отдельных категорий населения;
Статья: К вопросу о запрете на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением с использованием сетевых эффектов в рамках пятого антимонопольного пакета
(Ефимцева Т.В., Баймуканова В.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)<1> Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы) // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.09.2020).
(Ефимцева Т.В., Баймуканова В.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)<1> Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы) // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 23.09.2020).
Статья: О практике антимонопольного регулирования (на примере субъекта Российской Федерации)
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Названные вопросы взаимосвязаны и взаимозависимы. В последние десять лет руководство Российской Федерации активизировало деятельность по развитию конкуренции и участию в этом процессе органов власти. Об этом же говорят и два принятых Национальных плана развития конкуренции <1>.
(Спирчагов Г.С.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)Названные вопросы взаимосвязаны и взаимозависимы. В последние десять лет руководство Российской Федерации активизировало деятельность по развитию конкуренции и участию в этом процессе органов власти. Об этом же говорят и два принятых Национальных плана развития конкуренции <1>.
Статья: Цены и ценовое регулирование в текущих экономических условиях
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)<8> Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы") // СПС "КонсультантПлюс".
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)<8> Указ Президента РФ от 21 декабря 2017 г. N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы") // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Унификация отраслевых торгов и их перевод в электронную форму как ключевые элементы совершенствования антимонопольного контроля за организацией и проведением торгов
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Приведенные положения, разрабатываемые ФАС России в целях реализации Национального плана развития конкуренции на 2021 - 2025 гг. <14>, на наш взгляд, позволят обеспечить равный доступ заинтересованных лиц к государственному и муниципальному имуществу и повысить доходы собственников от его реализации.
(Ашфа Д.М.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)Приведенные положения, разрабатываемые ФАС России в целях реализации Национального плана развития конкуренции на 2021 - 2025 гг. <14>, на наш взгляд, позволят обеспечить равный доступ заинтересованных лиц к государственному и муниципальному имуществу и повысить доходы собственников от его реализации.