Национальная социальная инициатива
Подборка наиболее важных документов по запросу Национальная социальная инициатива (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проектный офис
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10) обеспечивает регулярное проведение (не менее 2 раз в год) социологических исследований по вопросу отношения населения к реализации национальных проектов и инициатив социально-экономического развития РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)10) обеспечивает регулярное проведение (не менее 2 раз в год) социологических исследований по вопросу отношения населения к реализации национальных проектов и инициатив социально-экономического развития РФ;
Статья: Искусственный интеллект и нейронные сети - инструменты кадастровой оценки недвижимости в составе Национальной системы пространственных данных
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В направлении "строительство" под номером 13 значится инициатива "Национальная система пространственных данных". В презентации 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 года, размещенной на официальном сайте Правительства Российской Федерации [14], представлены запланированные ключевые результаты ее реализации (см. табл.).
(Пылаева А.В., Акинин М.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 4)В направлении "строительство" под номером 13 значится инициатива "Национальная система пространственных данных". В презентации 42 инициатив социально-экономического развития до 2030 года, размещенной на официальном сайте Правительства Российской Федерации [14], представлены запланированные ключевые результаты ее реализации (см. табл.).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288
(ред. от 06.11.2025)
"Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
(вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации")10) обеспечивает регулярное проведение (не менее 2 раз в год) социологических исследований по вопросу отношения населения к реализации национальных проектов и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации;
(ред. от 06.11.2025)
"Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"
(вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации")10) обеспечивает регулярное проведение (не менее 2 раз в год) социологических исследований по вопросу отношения населения к реализации национальных проектов и инициатив социально-экономического развития Российской Федерации;
Статья: Правовой режим бюджетных вложений в инвестиционные проекты
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Цель исследования: определить понятие, классификации и правовой режим бюджетных инвестиций в инвестиционные проекты, а также их роль в социально-экономическом развитии общества с целью установления направления развития национальных проектов, федеральных адресных инвестиционных программ и государственных инвестиционных фондов. Методы: для достижения поставленной цели были использованы системный подход, а также общенаучные (анализ, синтез, формально-логический, сравнительный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Результаты исследования: изучены различные подходы, определяющие место бюджетных инвестиций, правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Выявлены задачи бюджетных инвестиций. Определена роль инициатив по созданию национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ в развитии экономики и социальной сферы России.
(Иншакова А.О.)
("Современное право", 2024, N 9)Цель исследования: определить понятие, классификации и правовой режим бюджетных инвестиций в инвестиционные проекты, а также их роль в социально-экономическом развитии общества с целью установления направления развития национальных проектов, федеральных адресных инвестиционных программ и государственных инвестиционных фондов. Методы: для достижения поставленной цели были использованы системный подход, а также общенаучные (анализ, синтез, формально-логический, сравнительный) и частнонаучные (формально-юридический, сравнительно-правовой) методы исследования. Результаты исследования: изучены различные подходы, определяющие место бюджетных инвестиций, правовое положение юридических лиц - получателей бюджетных инвестиций, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями. Выявлены задачи бюджетных инвестиций. Определена роль инициатив по созданию национальных проектов и федеральных адресных инвестиционных программ в развитии экономики и социальной сферы России.
Статья: Инструментарий стратегического управления социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Согласно законодательству государственная корпорация создается на основе федерального закона. Исходя из законов о конкретных госкорпорациях, можно оценить степень их включенности в систему стратегического управления. Так, согласно закону "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", ее высшим органом управления является Наблюдательный совет. Его председатель и члены назначаются Правительством РФ, а сам он определяет основные направления деятельности госкорпорации и осуществляет другие полномочия (ст. 12), при этом руководствуется Меморандумом (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2021 г. N 2208-р) и согласно п. 2 устанавливает "основные условия участия ВЭБ.РФ в реализации проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации..." (подп. "в"). Согласно п. 5 "участвует... в реализации национальных проектов (программ)...", инициатив Правительства РФ в сфере социально-экономического развития...".
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)Согласно законодательству государственная корпорация создается на основе федерального закона. Исходя из законов о конкретных госкорпорациях, можно оценить степень их включенности в систему стратегического управления. Так, согласно закону "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", ее высшим органом управления является Наблюдательный совет. Его председатель и члены назначаются Правительством РФ, а сам он определяет основные направления деятельности госкорпорации и осуществляет другие полномочия (ст. 12), при этом руководствуется Меморандумом (утв. распоряжением Правительства РФ от 10 августа 2021 г. N 2208-р) и согласно п. 2 устанавливает "основные условия участия ВЭБ.РФ в реализации проектов, имеющих общегосударственное, стратегическое или приоритетное значение для экономики Российской Федерации..." (подп. "в"). Согласно п. 5 "участвует... в реализации национальных проектов (программ)...", инициатив Правительства РФ в сфере социально-экономического развития...".
Статья: Финансовая политика государства: стратегические приоритеты и дальнейшее укрепление ее развития
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)Как видим, стратегические приоритеты и дальнейшее укрепление развития финансовой политики государства определяются из приоритетности политических решений, направленных на принятие нормативно-правовых актов по повышению демографического роста населения. Среди них: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <10>; Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 февраля 2023 г., 29 февраля 2024 г.; Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г.; Перечень инициатив в сфере социально-экономического развития; планы первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
(Албитова Е.П.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)Как видим, стратегические приоритеты и дальнейшее укрепление развития финансовой политики государства определяются из приоритетности политических решений, направленных на принятие нормативно-правовых актов по повышению демографического роста населения. Среди них: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" <10>; Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 21 февраля 2023 г., 29 февраля 2024 г.; Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период до 2024 г. и на плановый период до 2030 г.; Перечень инициатив в сфере социально-экономического развития; планы первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления.
Статья: Правовая природа контрольных полномочий общественных палат в Российской Федерации
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Еще одна форма - поддержка Общественной палатой РФ гражданских инициатив. ОП РФ осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Осуществляется это в следующих формах: гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации. В последние годы получает распространение заключение соглашений о сотрудничестве по определенным направлениям. Так, в сентябре 2022 г. подписано соглашение о сотрудничестве между исполнительными органами Забайкальского края и Общественной палатой РФ, в рамках которого будет осуществляться контроль за исполнением национальных проектов. Обмен информацией, совместное рассмотрение социально значимых вопросов, поддержка гражданских инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан, в том числе гражданских инициатив в области народосбережения, образования, здравоохранения, развития предпринимательства, а также медиация и урегулирование с привлечением Общественной палаты Забайкальского края и иных субъектов общественного контроля социальных конфликтных ситуаций представлены в качестве действенных векторов развития такого сотрудничества, взаимодействия и содействия <10> развитию взаимного доверия государства и общества, идущего снизу вверх.
(Васильева Л.Н.)
("Журнал российского права", 2023, N 6)Еще одна форма - поддержка Общественной палатой РФ гражданских инициатив. ОП РФ осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации, общественных объединений и иных некоммерческих организаций. Осуществляется это в следующих формах: гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации. В последние годы получает распространение заключение соглашений о сотрудничестве по определенным направлениям. Так, в сентябре 2022 г. подписано соглашение о сотрудничестве между исполнительными органами Забайкальского края и Общественной палатой РФ, в рамках которого будет осуществляться контроль за исполнением национальных проектов. Обмен информацией, совместное рассмотрение социально значимых вопросов, поддержка гражданских инициатив, направленных на повышение качества жизни граждан, в том числе гражданских инициатив в области народосбережения, образования, здравоохранения, развития предпринимательства, а также медиация и урегулирование с привлечением Общественной палаты Забайкальского края и иных субъектов общественного контроля социальных конфликтных ситуаций представлены в качестве действенных векторов развития такого сотрудничества, взаимодействия и содействия <10> развитию взаимного доверия государства и общества, идущего снизу вверх.
Статья: Улучшение реализации социальных прав - укрепление системы Европейской социальной хартии. Предложения Генерального секретаря Совета Европы
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Чтобы обеспечить и ускорить обмен информацией между органами Хартии (ЕКСП и Генеральным секретарем) и национальными властями, каждой стороне следует предложить назначить координатора или правительственного агента. Коллективный диалог между заинтересованными сторонами (органами Хартии, национальными властями, социальными партнерами и организациями гражданского общества) можно было бы с пользой использовать, в основном по инициативе Генерального секретаря, а также через регулярные конференции специализированных министров и с помощью процедур для последующих действий на национальном уровне, связанных с результатами мониторинга в рамках действующего Устава. Воздействие системы Европейской социальной хартии зависит от эффективности ее выполнения на национальном уровне. ЕКСП и Группа экспертов в этом отношении предлагают следующие меры:
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)Чтобы обеспечить и ускорить обмен информацией между органами Хартии (ЕКСП и Генеральным секретарем) и национальными властями, каждой стороне следует предложить назначить координатора или правительственного агента. Коллективный диалог между заинтересованными сторонами (органами Хартии, национальными властями, социальными партнерами и организациями гражданского общества) можно было бы с пользой использовать, в основном по инициативе Генерального секретаря, а также через регулярные конференции специализированных министров и с помощью процедур для последующих действий на национальном уровне, связанных с результатами мониторинга в рамках действующего Устава. Воздействие системы Европейской социальной хартии зависит от эффективности ее выполнения на национальном уровне. ЕКСП и Группа экспертов в этом отношении предлагают следующие меры:
Статья: Параллельный импорт в санкционных условиях: особенности учета и налогообложения
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)Федеральной антимонопольной службе (ФАС) Российской Федерации так и не удалось добиться полноценного разрешения на легализацию параллельного импорта за исключением импорта, связанного с торговлей в рамках ЕАЭС. Но когда весной 2022 г. зарубежные компании начали массовый исход с российского рынка как по собственной инициативе, так и вследствие экономического кризиса или введенных против России санкций, из-за возможного дефицита товаров, в том числе социально значимых, российское правительство снова обратило внимание на инициативу ФАС по введению параллельного импорта [4]. Частично сбылись предсказания ведомства о недостатках и опасности национального принципа исчерпания прав, особенно на фоне отсутствия планомерного развития производства отечественных аналогов в России. Вследствие чего Правительство Российской Федерации в марте 2022 г. узаконило "серый" импорт <2>.
(Чайковская Л.А., Филин С.А.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 1)Федеральной антимонопольной службе (ФАС) Российской Федерации так и не удалось добиться полноценного разрешения на легализацию параллельного импорта за исключением импорта, связанного с торговлей в рамках ЕАЭС. Но когда весной 2022 г. зарубежные компании начали массовый исход с российского рынка как по собственной инициативе, так и вследствие экономического кризиса или введенных против России санкций, из-за возможного дефицита товаров, в том числе социально значимых, российское правительство снова обратило внимание на инициативу ФАС по введению параллельного импорта [4]. Частично сбылись предсказания ведомства о недостатках и опасности национального принципа исчерпания прав, особенно на фоне отсутствия планомерного развития производства отечественных аналогов в России. Вследствие чего Правительство Российской Федерации в марте 2022 г. узаконило "серый" импорт <2>.
Статья: Высшее образование Российской Федерации в условиях интернационализации образовательной среды: нормативно-правовое обеспечение
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г." <27> Правительством Российской Федерации утверждено 42 стратегические инициативы социально-экономического развития страны до 2030 г., которые объединены в шесть ключевых блоков, первым из которых является блок "Социальная сфера" <28>. Реализация стратегических инициатив намечена в виде федеральных проектов в течение двух этапов: до 2024 г. и до 2030 г.
(Лебедева Т.В.)
("Миграционное право", 2022, N 3)Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г." <27> Правительством Российской Федерации утверждено 42 стратегические инициативы социально-экономического развития страны до 2030 г., которые объединены в шесть ключевых блоков, первым из которых является блок "Социальная сфера" <28>. Реализация стратегических инициатив намечена в виде федеральных проектов в течение двух этапов: до 2024 г. и до 2030 г.
Статья: Электронные документы в кадровой работе органов исполнительной власти
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Кроме того, в 2021 г. для эффективного достижения национальных целей развития Российской Федерации внедрение электронного документооборота включено в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. <7>.
(Старовойт М.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Кроме того, в 2021 г. для эффективного достижения национальных целей развития Российской Федерации внедрение электронного документооборота включено в перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. <7>.
Статья: Национальные проекты: от управленческих решений до документа стратегического развития
(Садовская Т.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Центральное место в системе документов стратегического планирования отведено Единому плану по достижению национальных целей, принятому до 2030 г. <59>, который включает национальные проекты, государственные программы, а также 42 инициативы социально-экономического развития <60>. План содержит верхнеуровневую систему показателей и основные задачи, в нацпроектах, госпрограммах, региональных проектах и программах детализированы задачи, мероприятия, инструменты и индикаторы. Его ежегодная корректировка увязана с бюджетным процессом, на основе Плана будет сформирована информационная система мониторинга достижения стратегических целей <61>.
(Садовская Т.Д.)
("Финансовое право", 2022, N 8)Центральное место в системе документов стратегического планирования отведено Единому плану по достижению национальных целей, принятому до 2030 г. <59>, который включает национальные проекты, государственные программы, а также 42 инициативы социально-экономического развития <60>. План содержит верхнеуровневую систему показателей и основные задачи, в нацпроектах, госпрограммах, региональных проектах и программах детализированы задачи, мероприятия, инструменты и индикаторы. Его ежегодная корректировка увязана с бюджетным процессом, на основе Плана будет сформирована информационная система мониторинга достижения стратегических целей <61>.
Статья: Правовые и организационные основы участия научной общественности в выработке государственной политики в сфере образования и науки
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)Научный потенциал, экспертный, общественный, политический авторитет и опыт руководителей российских вузов играют огромную роль при определении, разработке и экспертизе научных проектов и программ, экспертизе законопроектов, различного рода инициатив и не только сугубо в научной и образовательной сферах, но и в социально-экономической, национальной, молодежной, информационной и международной образовательной политике.
(Гриб В.В.)
("Юрист", 2021, N 4)Научный потенциал, экспертный, общественный, политический авторитет и опыт руководителей российских вузов играют огромную роль при определении, разработке и экспертизе научных проектов и программ, экспертизе законопроектов, различного рода инициатив и не только сугубо в научной и образовательной сферах, но и в социально-экономической, национальной, молодежной, информационной и международной образовательной политике.