Начисление платы за отопление по общедомовому прибору учета

Подборка наиболее важных документов по запросу Начисление платы за отопление по общедомовому прибору учета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.01.2023 по делу N 88-424/2023, 2-1279/2022
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования правообладателей помещений: 1) О взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги; 2) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Бездействие ответчика, выраженное в непринятии мер по устранению нарушений работы приборов учета, привело к необоснованному начислению задолженности.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Отказывая в удовлетворении иска о взыскании убытков, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период, когда общедомовой прибор учета не прошел поверку, начисление платы за отопление произведено исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, что прямо предусмотрено законом, в связи с чем не может быть признано противоправным. В отсутствие доказательств несения истцом убытков, в удовлетворении данного требования отказано.
Определение Верховного Суда РФ от 16.08.2021 N 306-ЭС21-12714 по делу N А57-770/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным предписания административного органа в части.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку предписание не соответствует принципам конкретности и правовой определенности, не отвечает критерию исполнимости.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.
Как указал суд апелляционной инстанции, акт проверки не содержит сведений о произведенном жилищной инспекцией расчете, на основании которого сформирован вывод о том, что начисление платы по коммунальной услуге отопление и горячее водоснабжение за период с октября 2016 года по апрель 2017 года, с октября 2017 года по апрель 2018 года производилось обществом не в соответствии с требованиями пункта 42 (1) Правил, а также формулой 23 пункта 42 Правил. Более того, ни из акта проверки, ни из оспариваемого предписания не следует, какой объем тепловой энергии, исходя из показаний общедомового прибора учета тепловой энергии следовало учесть обществу, и какой объем тепловой энергии фактически учло общество при определении объема тепловой энергии на нужды отопления.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Нюансы жилищного законодательства: требуется законодательное урегулирование расчета платы за отопление при наличии нескольких подключений к инженерным сетям
(Шахова Е.С.)
("Семейное и жилищное право", 2019, N 6)
Однако в судебной практике нередки решения, которые обязывают суммировать показания всех приборов учета. Так, например, Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июня 2018 г. по делу N А82-7593/2017 <4> требование органа государственного жилищного надзора о начислении платы за коммунальную услугу по отоплению суммарно показаниям всех общедомовых приборов учета тепловой энергии без разделения признано законным и исполнимым.
Статья: Расчет платы за отопление: проверка на предмет конституционности
(Линейкина С.М.)
("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2021, N 6)
С 2018 года собственникам помещений в обозначенном МКД, которые были переведены на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на ОДН, начисляется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Однако, по мнению гражданки, эта коммунальная услуга фактически не оказывается, поскольку, как установлено заключением судебной строительно-технической экспертизы:

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 27.04.2021 N 16-П
"По делу о проверке конституционности абзаца третьего пункта 42(1), пунктов 44 и 45 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также формулы 3 приложения N 2 к данным Правилам в связи с жалобой гражданки В.Н. Шестериковой"
С 2018 года собственникам помещений в данном многоквартирном доме, которые были переведены на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии, производится начисление платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную на общедомовые нужды, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Однако, по мнению В.Н. Шестериковой, эта коммунальная услуга фактически не оказывается, поскольку, как установлено заключением судебной строительно-технической экспертизы, места общего пользования в указанном многоквартирном доме не имеют отопительных приборов и трубопроводов системы отопления и не обладают признаками отапливаемых помещений, а инженерные сети теплоснабжения, размещенные в подвальном помещении данного многоквартирного дома, не обладают признаками теплопотребляющих устройств, используемых для предоставления коммунальной услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 06.11.2019 N АКПИ19-699
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 59.1 и 60.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354>
Как указывают административные истцы, они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, пользуются коммунальной услугой отопления. Поставщиком данного коммунального ресурса является ООО "Газпром теплоэнерго Орел", его поставка осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией в соответствии с решением общего собрания собственников; обслуживание общего имущества осуществляет ТСЖ "Советская-17". Дом, в котором они проживают, оборудован коллективным узлом учета потребляемой теплоэнергии. С момента установки узла учета собственники квартир оплачивали фактически потребленное количество тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета в течение отопительного сезона. После окончания отопительного сезона 2018 - 2019 гг. ООО "Газпром теплоэнерго Орел" продолжило выставлять всем собственникам квартир их дома счета за отопление, хотя данная услуга им не оказывалась с 24 апреля 2019 г., и тепловая энергия не поставлялась. Согласно ответу ООО "Газпром теплоэнерго Орел" от 24 июля 2019 г. основанием для начисления платы за отопление в летний период является несоответствие общедомового прибора учета тепловой энергии требованиям Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, а именно истечение в марте 2019 г. межповерочного интервала на элемент ОДПУ. По состоянию на 11 июня 2019 г. все элементы ОДПУ прошли поверку и технически исправны. Однако составить акт о допуске прибора учета в эксплуатацию невозможно, т.к. коммунальный ресурс с 24 апреля 2019 г. не поставлялся, вина потребителей в невозможности ввода ОДПУ в эксплуатацию отсутствует. На запрос ООО "Газпром теплоэнерго Орел" указало, что восстановление работоспособности ОДПУ в их жилом доме путем проведения проверки и составления акта возможно только в отопительный период, но оплата отопления на основании пунктов 59(1), 60(1) Правил должна производиться потребителями именно до восстановления работоспособности ОДПУ, вне зависимости от того, завершен отопительный сезон или нет.